Смекни!
smekni.com

Система взглядов Фомы Аквинского (стр. 3 из 3)

видуальную, единичную вещь. Собственно объектом разума является сущ-

ность, которая заключена в отдельных вещах. Познание сущности возможно

с помощью абстракции.

Томистская этика.

На учении о душе построена и томистская этика. Предпосылкой

нравственного поведения Аквинат считает свободу воли. Здесь он тоже

выступает против Августина и францисканской теории. Что касается доб-

родетелей, то Аквинский, вопроизводя четыре традиционные греческие

добродетели: мудрость, отвагу, умеренность и справедливость, добавляет

еще три христианские: веру, надежду и любовь. Конструкция томистского

учения о добродетелях весьма сложна, но его центральная идея проста.

Она основана на предпосылке, что человеческим естеством является ра-

зум: кто против разума, тот и против человека. Разум возвышается над

волей и может ею управлять. Смысл жизни Аквинат видит в счастье, кото-

рое в духе своего теоцентристского мировоззрения понимал как познание

и созерцание бога. Познание является наивысшей функцией человека, бог

же - неисчерпаемый предмет познания. Конечная цель человека заключена

в познании, созерцании и любви к богу. Путь к этой цели полон испыта-

ний, разум ведет человека к нравственному порядку, который выражает

божественный закон; разум показывает, как следует себя вести, чтобы

прийти к вечному блаженству и счастью.

Учение о государстве.

Аквинат, будучи аристотеликом, подобно Альберту Великому, интере-

совался миром. У Альберта интерес склонялся прежде всего к миру приро-

ды, к естественнонаучным вопросам. Аквинского же интересовал нравс-

твенный мир и, таким образом, общество. Центром его интересов были ду-

ховные и социальные проблемы. Как и греки, он помещает человека прежде

всего в общество и государство. Государство существует затем, чтобы

заботиться об общем благе. Аквинат, однако, решительно выступает про-

тив социального равенства, сословные различия он считает вечными. Под-

данные должны подчиняться господам, покорность является их основной

добродетелью, ка и всех христиан в целом. Лучшая форма государства -

монархия. Монарх должен быть в своем царстве тем, чем является душа в

теле, а бог в мире. Власть доброго и справедливого короля должна быть

отражением власти бога в мире.

Задача монарха - вести граждан к добродетельной жизни. Важнейшими

предпосылками для этого выступают сохранения мира и обеспечение благо-

состояния граждан. Внешней целью и смыслом является достижение небес-

ного блаженства. К нему человека ведет уже не государство, но церковь,

представленная священниками и наместниками бога на земле - римским па-

пой. Роль церкви выше, чем государства и поэтому владыки этого мира

должны быть подчинены церковной иерархии. Аквинат провозглашает необ-

ходимость безусловного подчинения светской власти власти духовной,

всеобъемлющая власть должна принадлежать церкви.

Главным в творчестве Фомы Аквинского является разработанный им

классификационно-упорядоченный метод упорядочения, различения и разме-

щения отдельных знаний и сведений. Непосредственно после смерти Аквинс-

кого вспыхнула ожесточенная борьба за ведущую роль томизма в ордене и

во всей католической церкви. Сопротивление оказывала прежде всего

францисканская теология, ориентированная на Августина. Для нее некото-

рые признаки онтологии и гноселогии Аквината были неприемлемы, напри-

мер то, что человек имеет лишь одну форму (т.е. деятельность души),

которой все подчинено; она не принимала также отрицание духовной мате-

рии, признание опосредованного познания души.

В конце 13-го начале 14-го в. томизм преобладал в доминиканском

ордене. Аквинский был признан его "первым доктором", в 1323г. провозг-

лашен святым, в 1567 г. признан пятым учителем церкви. Твердыней то-

мизма становится университет в Париже (позднее - Кельн-на-Рейне). Пос-

тепенно томизм становится официальной доктриной церкви.

Папа Лев XIII провозгласил 4 августа 1879 г. в энциклике "Aeterni

Paris" учение Фомы Аквинского обязательным для всей католической церк-

ви. В XIX и XX вв. на его основе развивается неотомизм (), расчленен-

ный на различные направления.

Литература:

1) Введение в философию 1,2 т.

2) История философии в кратком изложении

3) Краткий курс истории философии

4) Основы философии

5) Философский словарь