Смекни!
smekni.com

Система взглядов Фомы Аквинского (стр. 1 из 3)

Содержание :

Введение

Наука и вера

Философия и теология

Томистское учение о бытии

Концепция универсалий

Доказательства бытия бога

перводвигатель

первопричина

первая необходимость

наивысшая степень совершенства

телеологическое

Проблема человеческой души

Томистская этика

Учение о государстве

Введение.

Фома Аквинский известен нам не только как самостоятельный мысли-

тель, но и как систематизатор учения Аристотеля. Оба аспекта представ-

ляют интерес, и им мне бы хотелось посвятить свою работу.

Начиная с XII в. Европа главным образом через арабское и еврейс-

кое посредничество знакомилась с наследием Аристотеля, в частности с

неизвестными до того времени его метафизическими и физическими тракта-

тами. Арабские версии переводились на латынь с начала 13 в. Аристотель

переводился непосредственно с греческого.

Деятельность по переводу Аристотеля привела к серьезной конфрон-

тации между греческим рационализмом, представленным Аристотелем и

христианским, субрациональным пониманием мира. Постепенное принятие

Аристотеля и приспособление его к потребностям христианского понимания

мира имели несколько этапов и хотя этот процесс и контролировался цер-

ковью, не обошелся он без кризисов и потрясений.

На интерпретацию аристотелизма в пантеистическом духе (Давид из

Динанта) первоначально церковь ответила запретом изучения в Парижском

университете Аристотелевских естественнонаучных произведений и даже

"Метафизики" (декреты папы от 1210 и 1215 г.). Папа Григорий IX в 1231

г. эти запреты подтвердил, но одновременно дал указание специально

созданной коммисии, чтобы та проверила труды Аристотеля относительно

их возможного приспособления к католическому вероучению, что отражало

тот факт, что изучение Аристотеля стало в то время жизненной необходи-

мостью для университетского образования и развития научно-философского

знания в Западной Европе. В 1245 г. изучение философии Аристотеля было

разрешено без ограничений, а в 1255 г. никто не мог получить степень

магистра, не изучив труды Аристотеля.

Расширение социальных, географических и духовных горизонтов, свя-

занное с крестовыми походами, знакомство с трактатами Аристотеля и

арабским естествознанием потребовали обобщить все известные знания о

мире в строгую систему, в которой бы царствовала теология. Эта потреб-

ность реализовалась в больших Суммах - трудах, где исходным материалом

являлся христианский образ мира, охватывающий природу, человечество,

духовный и видимый мир. Теология тем самым представлялась как научная

система, обоснованная философией и метафизикой.

В середине XIII в. победило мнение, согласно которому теология

нуждается в оздоровлении философией Аристотеля. Однако шел спор, каким

образом ее применить, чтобы не повредить христианской теологии. Схо-

ластики разделились на два главных лагеря. Консервативное учение нас-

татаивало на сохранении основных положений Августина в теологических

вопросах, но с применением одновременно и философских элементов арис-

тотелизма. Прогрессивное течение большой упор делало на Аристотеля,

хотя и здесь не было полного отмежевания от традиций августинского

мышления. Растущее влияние Аристотеля вылилось наконец в новую теоло-

го-философскую систему, которую создал Фома Аквинский.

В средние века выяснилось, что августинизм не способен противос-

тоять мощному влиянию аристотелизма. Необходимо было "оседлать" арис-

тотелевскую философию, чтобы исключить постоянную опасность отклонения

от католической ортодоксии. Приспособление Аристотеля к католическому

учению стало жизненной необходимостью для церкви. Эту задачу выполнили

схоластики доминиканского ордена, наиболее выдающимися из них были

Альберт Великий и Фома Аквинский. Сам Альберт не создал логически

стройной, единой философской системы. Выполнил эту задачу только его

ученик Фома.

Фома Аквинский родился примерно в 1225 г. Он был сыном графа Лан-

дольфа Аквинского, воспитывался у бенедиктинцев в Монтекассино. Изучал

в Неапольском университете свободные искусства. В семнадцать лет всту-

пает в доминиканский орден, который посылает его учиться в Париж.Его

учителем становиться Альберт Великий, за которым он следует в

Кельн-на-Рейне. В 1252 г. он вновь возвращается в Париж, чтобы начать

там свою академическую деятельность. Во время пребывания в Италии он

знакомится с трудами Аристотеля. Дальнейшее пребывание в Париже

(1268-1272) было очень важным, здесь он становится известным препода-

вателем теологии, включается в полемическую борьбу, в решение спорных

вопросов. Умер в 1274 г. по пути на Леонский собор в монастыре Фосса-

нуова, близ Террачино. За мягкость и легкость своего характера он по-

лучил прозвище "ангельского доктора" (doctor angelicus). В 1368 г. его

останки были перенесены в Тулузу.

Фома Аквинский - автор множества работ, посвященных вопросам тео-

логии и философии. Главными трудами его считаются "Сумма теологии"

(1266-1274) и "Сумма против язычников" (1259-1264). В "Сумме теологии"

(т.е. совокупности теологических учений) разрабатывается католическая

догматика. Она становится основным произведением всей схоластической

теологии.

Наука и вера.

Области науки и веры у Аквинского совершенно ясно определены. За-

дачи науки сводятся к объяснению закономерностей мира. Аквинский приз-

нает также возможность достижения объективного, верного знания и от-

вергает такие представления, согласно которым действительным считается

лишь деятельность человеческого разума. Познание должно быть направле-

но прежде всего на объект, но не в коем случае не внутрь, на субъек-

тивные стороны мышления.

И хотя познание объективно и истинно оно не может охватить все.

Над царством философского, метафизического познания находится другое

царство, которым занимается богословие. Сюда нельзя проникнуть естест-

венной силой мышления. Здесь Аквинат отличается от некоторых авторов

ранней схоластики, например Абеляра и Ансельма, которые стремились

сделать постижимой разумом всю область христианской догматики. Область

наисущественейших таинств христианской веры остается для Аквинского

вне философского разума и познания (например триединство, воскресение

и т.д.). Речь идет об истинах сверхъестественных, таких как, божест-

венное откровение, благая весть, которые содержаться только в вере.

Однако между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина

стоит выше разума, но она не противоречит разуму. Истина может быть

лишь одна, ибо происходит от бога. Аргументы, которые выдвигаются про-

тив христианской веры с позиций человеческого разума, противоречат

высшему, божественному разуму, а средств, которыми обладает человечес-

кий разум для такого противостояния, явно недостаточно. Данный тезис

Аквинат постоянно обосновывал и доказывал в полемических трактатах,

направленных как против язычников, так и против христианских еретиков.

Философия и теология.

Философия должна служить вере, теологии тем, что религиозные ис-

тины представляет и толкует в категориях разума, и тем, что опроверга-

ет как ложные аргументы против веры. Этой ролью она и ограничивается.

Философия сама не может доказать сверхъестественную истину, но может

ослабить выставленные против нее аргументы. Понимание роли философии

как орудия теологии находит у Аквината самое совершенное выражение.

Томистское учение о бытии.

Наибольшее число элементов учения Аристотеля содержит томистское

учение о бытии. Однако от естественнонаучных взглядов Аристотеля Ак-

винский абстрагировался и реализовал прежде всего то, что служило тре-

бованиям христианской теологии.

Как у Августина и у Боэция высшее начало у Фомы есть бытие. Под

бытием Фома понимает христианского бога, сотворившего мир , как о том

повествуется в Ветхом завете. Различая бытие и сущность, Фома тем не

менее не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их

общий корень. Сущности или субстанции обладают, согласно Фоме, самос-

тоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые

существуют только благодаря субстанциям. Отсюда выводится различение

так называемых субстанциальных и акцидентальных форм. Субстанциальная

форма сообщает всякой вещи простое бытие, а потому при ее появлении мы

говорим, что нечто возникло, а при ее исчезновении - что нечто разру-

шилось. Акцидентальная же форма - источник определенных качеств, а не

бытия вещей. Различая вслед за Аристотелем актуальное и потенциальное

состояния, Фома рассматривает бытие как первое из актуальных состоя-

ний.

Сущим, реальностью (существованием) вещи становятся потому, что

формы, которые отделимы от материи (либо выступают в чисто субсистент-

ном, идеальном виде, как ангелы и души, либо являются энтелехией те-

ла), входят в пассивную материю. В этом существенное отличие представ-

лений Аквината от Аристотелевых, у которого форма всегда выступает в

единстве с материей с одним исключением: форма всех форм - бог - явля-

ется нетелесной. Различие между материальным и духовным миром состоит

в том, что материальное, телесное состоит из формы и материи, в то

время как духовное имеет лишь форму.

Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней акту-

альности. Соответственно он выделяет четыре уровня бытийности вещей в

зависимости от степени их актуальности, выражающийся в том, каким об-

разом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах.

На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь