- идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное о общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Оно получило распространение в основном в период меяжду "славной революцией" 1688 г, в Англии и революцией 1789-1790 гг, во Франции, И оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике ("просвещенный абсолютизм), но главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного движения.
При всем разнообразии мнений большинство мыслителей сходились в его оценке как передового, новаторского явления, Например, Имманунл Кант понимал Просвещение как попытку использовать разум в интересах морального и интеллектуального раскрепощения личности, а Фридрих Энгельс усматривал в нем идеологическую подготовку буржуазных революций.
Среди представителей Просвещения встречались материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признававшие разум основой познания в поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой ощущения) и даже Божественного провидения (уповавшие на волю Бога),Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю как общественный регресс. Тираноборческие мотивы в творчестве просветителей не мешали большинству из них оставаться противниками насилия и революций. Их индивидуализм поразительным образом уживался с коллективистскими идеями, выдвинутыми некоторыми провозвестниками коммунизма.
Как течение общественной мысли Просвещение несомненно представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Речь идет прежде всего о целях и идеалах Просвещения, таких, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др,, а также о знаменитом вольнодумстве, критическом отношении к авторитетам всякого рода, не приятии догм.
Именно разномыслие прооветителей, объедененных общими целями и идеалами, явилось предпосылкой исключительной плодотворности их теоретической деятельности.В нескончаемых спорах между ними рождались и оттачивались современные концепции прав человека и гражданина, гражданского обццества и плюралистической демократии,правового государства и разделения властей, рыночной экономики и этики индивидуализма.За попытки пренебречь этим наследием народы многих стран дорого поплатилноь в XIX и XX вв.
Просветители вовсе не были мечтателями,витающими в облаках.Их духовные запросы и интересы большей частью были тесно связаны о злободневными проблемами жизни.Они отнюдь не чурались общественной деятельности, видя в ней способ повлиять на мнение сограждан и политику правительств.Почти все они пользовались известностью как писатели, публицисты, университетские преподаватели или политические деятели.
Просветители происходпли из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенотва, служащих, торгово-промышленных кругов.Разнообразны были и условия, в которых они жили.В XVIII в. нивелирующее воздействие цивилизации едва ощущалось, и народы сильно отличались по уровню экономического развития, политической организации и культурным традициям. Все это с неизбежностью приводило к различиям во взглядах просветителей. В каждой стране просветительское движение несло печать национальной самобытности.
В Англии в ХVII-ХVIII вв. после революции и гражданских войн сгладились вопиющие противоречия.Развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы.Бурный рост числа и тиражей периодических изданий способствовал повышению культурного и образовательного уровня населения.Стремительно расширявшийся рьнок газет, книг, произведений искусства обусловил значительную коммерциализацию культуры, которая освободила творцов от унизительной зависимости от государства, церкви, меценатов и прочего.Эти и многие другие перемены в жизни общества производили ошеломляющее впечатление на иностранцев, видевших в Англии образец общественного прогресса.Не случайно все основные течения английской общественной мысли подхватывались передовой интеллигенцией в других странах.
Большинство английских просветителей не проявляли склонности к абстрактному теоретизированию.В литературе они предпочитали легкие и подвижные жанры, старались облечь свои философские, экономические и политические идеи в форму занимательного рассуждения или сатирического обличения.Некоторые из них сделали блестящую политическую карьеру: например, граф Шевфтсбери был членом парламента, а виконт Болингсброк
- министром.
На характер английского Просвещения повлияли также его взаимоотношения с религией и церковью.Видные его деятели, за редким исключением, придерживались догматов христианства.Во многом это объяснялось тем, что английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости.Это имело далеко идущие последствия для культурного развития страны, поскольку позволило сохранить равновесие между традиционныыи ценностями, хранительницей которых выступала церковь, и новаторскими,которые несло Проовещение.
Все, кто привык рассматривать Просвещение как идеологическую подготовку буржуазных революций, с разочарованием отметили бы отсутствие в политической программе английских просветителей радикальных лозунгов и боевых призывов.Но зто и понятно: большинство политических целей Просвещения было достигнуто в Англии еще в начале ХVIII в.
В основных чертах политическая программа английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком. Как и многие мыслители ХVII в., он считал, что возникновению государства предшествовало естественное состояние, "состояние полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью", а также "состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными". Переход от естественного состояния к гражданскому обществу был следствием общественного договора, который предполагал перераспределение лишь властных функций и не влек значительных перемен в положении людей.Государство должно было руководствоваться тем же "законом природы, который регулировал отношения людей в естественном состоянии,и поэтому не могло покушатьсн на неотчуждаемые права граждан.Локк предусмотрел специальный конституционный механизм, не допускавший превышения государством своих прерогатив.Это разделенне государственной власти на законодательную, исполнительную и "федератпвную" (которая ведала отношениями с другими государствами).Кроме того, сползанию государптва к деспотизму должен был препятствовать принцип законности, согласно которому "ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества".
Взгляды Локка в значительной мере воплотилисъ в политическом строе Англии первых десятилетий после революции 1688 г.: были закреплены основные права и свободы граждан, представительное правление, религиозная терпимость, неприкосновенность собственности.Тем самым обеспечивались правовые предпосылки благоприятных перемен в общественном развитии, включая рост предпринимательской активности, повышение благосостояния,дальнейшую демократизацию государственного и общественного строя.Все это в полной мере соответствовало целям просветителей.Поэтому их внимание было приковано не столько к политике, сколько к частной жизни граждан.Это отразила этика английского Просвепцения,так же в основных чертах разработанная Локком.Понятия добра и зла он выводил из ощущений удовольствия или страдания (в физическом и духовном смысле). Поскольку люди, считал Локк, соотносят эти понятия с требованиями повседневной жизни,то и правила, регулирующие их отношения, долж-ы отличаться удобством, целесообразностью и полезностью. Таковыми, например, являются заповеди, изложенные в Нагорной проповеди.
В утилитарной этике английского Просвещения звучал и мотив личного преуспевания, Локк подчеркивал: "Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и которые во всяком случае могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить; но только упражнение этих сил может сообщить нам уменье и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству". Просвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт, как предпримчивость, изобретательность, практицизм.
Выступая в защиту индивидуальных прав и свобод, английское Просвещение безусловно признавало и право каждого человека преследовать свой частный интерес. Большое влияние в этом отношении оказало учение философа XVII в. Томаса Гоббса об згоистической природе человека, которое послужило основой этики себялюбия, или разумного эгоизма. Один из ее создателей Бернард Мандевиль считал, что поведение людей является производным от себялюбия. Последнее представляет собой не что иное, как чувство самосохранения, побуждающее человека вести борьбу за жизненные средства, против сил природы и противостоящих ему интересов других людей.Из деятельности, направленной на самосохранение, Мандевиль выводил и пороки эгоизма,рассматривая их как величайшее благо для общества в целом. В своей "Басне о пчелах он проиллюстрировал зту мысль множеством примеров из повседневной жизни. Его парадокс "Пороки частных лиц - благо для общества" отражал реальности рыночной экономики.
Как ни cоблазнительна была эта апология эгоизма, все же она не вселяла в англичан уверенности в том, что стремление к личному преуспеванию не приведет к саморазрушению общества. Просвещение столкнулось со сложной этической проблемой:как погасить разрушительную инерцию эгопзма? Как обеспечить порядок в индивидуалистическом обществе? Английские просветители сделали многое, чтобы решить зту проблему не только теоретически, но и практически.