Смекни!
smekni.com

Проблемы философии (стр. 1 из 18)

О Г Л А В Л Е Н И Е

П Р Е Д И С Л О В И Е . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Г Л А В А I. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА:

БЫТИЕ, МАТЕРИЯ КАК ИСХОДНЫЕ КАТЕГОРИИ

1. Практически-деятельное отношение человека к миру.

Категории "бытие", "материя", "субстанция", их место

и значение в философском осмыслении действительности . . . . . 5

2. Материя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

2.1. Определение материи (необходимые пояснения) . . . . . . .11

2.2. Мир и научная картина мира. Революция в науке

и смена научных картин мира . . . . . . . . . . . . . . .14

2.3. Диалектико-материалистическое учение о материи и современные естественнонаучные представления

о ее строении и свойствах. . . . . . . . . . . . . . . .23

2.4. Мировоззренческое и методологическое значение понятия материидля развития

философии и частных наук . . . . . . . . . . . . . . . .27

3. Движение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

3.1. Движение - способ существования материи . . . . . . . . .28

3.2. Основные формы движения материи и

принципы их классификации . . . . . . . . . . . . . . ..32

3.3. Диалектика основных форм движения материи . . . . . . . .33

3.4. Специфика социальной формы движения материи . . . . . . .35

4. Пространство и время . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41

4.1. Пространство и время -

формы существование движущейся материи. . . . . . . . . .41

4.2. Субстанциальная и реляционная концепции

пространства и времени. . . . . . . . . . . . . . . . . .43

4.3. Основные свойства пространства и времени. . . . . . . . .46

4.4. Критика идеалистических и метафизических

концепций пространства и времени. . . . . . . . . . . . .52

4.5. Концепция множественности

нефизических форм пространства и времени. . . . . . . . .59

5. Проблема единства мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63 Г Л А В А II. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА:

СУЩНОСТЬ И ТИПЫ СОЗНАНИЯ

1. Сознание, самосознание, мировоззрение. . . . . . . . . . . . .67

2. Общественное сознание, его структура и функции . . . . . . . .83

3. Структурные компоненты общественного сознания и

их взаимосвязи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87

4. Взаимосвязи сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92

5. Структура общественного сознания. Компоненты сознания. . . . .93


.5

ПРЕДИСЛОВИЕ

Рассматриваемые в данном пособии проблемы, связанные с понимани­ем материи и сознания, исключительно важны для философии. Их значи­мость станет достаточно очевидной, если учесть следующее.

Человек отличается от животного прежде всего использованием ору­дий труда, вследствие чего его деятельность становится целенаправ­ленной. Бобр, например, обнаружив потребное ему дерево, начинает его грызть; человек же в этой ситуации воспользуется пилой или то­пором. Животное, иначе говоря, непосредственно действует на потреб­ный ему объект; человек же непосредственно действует на орудие тру­да (каковое само по себе его не интересует),- в силу чего потребный объект становится целью. Цель, по Аристотелю, есть то, чего в при­роде нет, но против чего она не возражает и чтопотребно человеку, представляя для него определеннуюценность...

Поэтому познавательное отношение к действительности - существен­ная предпосылка целенаправленной деятельности человека по изменению природной и социальной действительности (животное потребляет налич­ные ресурсы природы; человек жепроизводит потребные ему условия существования). Ведь постановка разумной, достижимой цели возможна лишь при знании того, что в объективной действительности есть, а чего в ней нет, что ее законам противоречит, а что - нет (и, следо­вательно, является возможным), и, наконец, при знании того, что действительно нужно человеку. Выбор цели, следовательно, опирается на определенное понимание мира и человека. Таким образом, орудийный характер деятельности порождает необходимость со знанием относиться к делу, делает человека существом, обладающим сознанием.

Соответственно человек - это продукт своей деятельности: изменяя действительность посредством орудий труда, он в ходе этого процесса (всякая палка - о двух концах!) формирует свои собственно челове­ческие качества,- вырабатывает необходимые умения и навыки, приоб­ретает знания. Поэтому и мир человека - это мир человека (Гегель).

Деятельность человека - это преобразование вещей, явлений, про­цессов с целью придания им формы и/или содержания, удовлетворяющих его потребности. Поскольку эта деятельность является орудийной и в силу этого - целенаправленной, постольку она, очевидно, содержит

как объективную (предмет, орудие, условия), так и субъективную

(цель как мысленную модель желаемого будущего) стороны. Это означа­ет, что определенное понимание сущности и возможностей человека ба­зируется на определенном понимании объективного, материального и субъективного, идеального. (С учетом этого понятно значение основ­ного вопроса философии как вопроса об отношении мышления и бытия).

Так как же соотносится объективное и субъективное в человеке и его деятельности? (Ведь именно действие, по Гегелю, есть истинное бытие человека). Являются ли природная и социальная действитель­ность лишь неким материалом, который человек может изменять, руко­водствуясь только своими желаниями? Или же они обладают собственны­ми законами существования и развития, не зависящими от сознания че­ловека? Сознание, мышление человека вполне самостоятельны или же их существование и развитие в той или иной мере определяются объектив­ным бытием? Для ответа на эти и связанные с ними вопросы и требует­ся изучение материи и сознания.

Сегодня достаточно очевидно, что окружающий человека мир (и при­родный, и социальный) обладает объективными, то есть собственными, внутренне присущими ему закономерностями существования и развития и поэтому не может изменяться произвольно. (Важнейший элемент целе­направленной деятельности, обратим внимание,- это предвидение, ос­нову которого составляет знание закона). Определенная недооценка этого при характере и масштабах современного производства - одна из причин, породивших глобальные проблемы современности, некоторые из которых уже угрожают самому существованию человека. (Вспомним Ф.Бэ­кона: победить природу можно лишь подчиняясь ей). Не менее ясно се­годня и то, что сознание не является некоей самодостаточной сущ­ностью. Поэтому лишь диалектико-материалистический подход (опираю­щийся, естественно, на то ценное, что было выработано в других фи­лософских направлениях), может служить основой современного понима­ния материи и сознания. (Диалектика, напомним, ориентирует на исто­ризм в познании, рассматриваяпреемственность как условие разви­тия). Именно с этих позиций и написано данное пособие.

Авторы: доц. В.В.Терентьев (Предисловие, глава I), доц. Н.И.Королев (глава II).

Г Л А В А I. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА:

БЫТИЕ, МАТЕРИЯ КАК ИСХОДНЫЕ КАТЕГОРИИ.

1. Практически-деятельное отношение человека к миру.

Категории "бытие","материя","субстанция", их место изначение в философскомосмыслении действительности. Чтобы показать специфику указанных категорий и ту роль, которую

они играют в системе мировоззрения, в решении основного вопроса фи­лософии и последовательном раскрытии его содержания, выделим (наря­ду с тем, что уже отмечено в предисловии) следующее.

Прежде всего обратим внимание на то, что основной вопрос филосо­фии - это, по сути, вопрос о сущности человеческой деятельности: в силу чего возможно совпадение ее цели и результата? В качестве за­кономерного оно возможно лишь при совпадении законов мышления и за­конов внешнего мира: чтобы ставить достижимые цели, человек должен знать, что в объективной действительности есть, а чего в ней нет, что соответствует ее законам, а что и не соответствует...

Познаваемость мира, следовательно,- это предпосылка человеческой деятельности. Вслед за Аристотелем отметим, что познаваемым может быть лишь мир, обладающий универсальными законами существования и развития1. (Если бы мир был только изменяющимся, то существование в нем каких бы то ни было устойчивых структур было бы невозможным; если бы он был только неизменным, то для существования в нем живому существу было бы достаточно рефлекса). Таким образом, проблема поз­наваемости бытия положительно решается лишь в рамках философского монизма, так или иначе признающего единство мира,- либо идеалисти­чески (мышление определяет бытие, материальное есть инобытие иде­ального), либо материалистически (бытие определяет мышление, иде­альное есть инобытие материального). Поэтому категории мышления и бытия, реальности объективной и реальности субъективной, материи и субстанции (первоосновы) исключительно значимы для философии.

То или иное понимание смысла указанных категорий имеет основопо­лагающее значение и для формирования мировоззрения человека, играю-

1.0

щего огромную роль в его жизни. (Ведь выбор цели, как уже отмеча-

1 Аристотелем, напомним, было выработано понятие категории: наибо­лее общие, универсальные свойства действительности - это катего­рии бытия, онтологические категории; фиксирующие их понятия - это категориипознания, категории логические и гносеологические.


.49

6

лось, опирается на определенное понимание мира и человека). Миро­воззрение (это не только содержание, но и способ осознания наиболее общих и существенных сторон природной и социальной действительнос­ти) обуславливает жизненную позицию и убеждения, идеалы и цели че­ловека. Определенный взгляд на эти вопросы имеет всякий человек,- ведь он имеет не только текущие, но и связанные с относительно от­даленной перспективой интересы и цели, так или иначе решает вопро­сы, касающиеся проблемы смысла жизни.