Смекни!
smekni.com

Долг,ответственность и польза как норму социального бытья и этические категории в контексте деонтологии и утилитаризма (стр. 2 из 5)

В жизни требования долга предявляются не только к отдельным людям , но и к целым народам ко всему человечеству.

Моральный долг – это этическая категория , которая выражает обязанности человека по отношению к обществу , коллективу и к отдельным людям . Долг и представляет собой категорию , содиняющию в условиях нашего общества права и обязанности. Отрыв прав и обязанностей в антогонистическом обществе приводил к тому , что общественный долг для подавляющего большенисва населения либо был в действительности мнимым долгом , либо выступал только принудительной внешней обязанностью.[8]

Утилитаризм не способен понять специфику моральных ценностей как выражение человеческого начала в отношения между людьми , как умение собразовать своё “я” с мнением и делами других .

В равной степени обсурдной считает Браун и утилитаристскую линию необходимости весх возможных последствий. Так понимаемый критерий утилитаризма приводит к логически противоречещему заключению, человет либо не имеет ни какого долга так как в момент выбора неизвестно в чём он состоит ; либо долг человека привышает все человечиские возможности , по этому последствия не предсказуемы.

Утилитаристское требование незаинтересованности исключает как моральные действия , вытекающие из желания осуществить личную мичту исключается при этом и мотивацмя , определённая любовью и дружбы к людям , ибо она придаёт поступкам эгоистический оттенок (я люблю, и моё чувство воплощается в поступках, мотивированных дружбой и любовью).

Подвиги требуются в исключительных жизненых ситуациях , когда значение повседневных обязанностей отходит на второй план. Тем не менее для будущего человечества и целостности жизни каждого человека не меньшее моральное значение имеют и повседневные обязанности человека в его реальной социальной действительности, в его отношениях к близким и себе самому .

Согласно утилитаризму, только моральные подвиги дают содержание челорвеческой жизни , другие интересы и потребности исключаются . Моральный субъект в утилитаризме должен быть человеком бесконечно добрым, который в других видит лишь самое лучшее , а отритцательные моменты действительности он стремится изо всех сил радикально и окончательно устранить, или, говоря точнее, не видить их.

Обстрактный , чисто формальный альтруизм утилитаризма вызывает обоснованное подозрение что так понимаемое мораль отнюдь не является выражением человеческого величия , гуманности и любви. Ему не известно никаке другие чувства, скажем, прощение, сострадание, поимание слабости другого и т.д., входящее составной частью в понятии человеческого великодушия .

Человек , представляющей собой олицетворение морального святого в трактовке утилитаристов отказывается от всех ценностей во имя обстрактной морали, и ибо он должен для достижения моральной цели подавить и исключить любую мичту о другой ценности. Подобный подход к определению цели человеческого развития предпологает существо одностороне плоское, хотя и находящееся в самой верхней части иерархии ценности. Утилитаристы могут такое поведение оправдать лишь в случае положительного завершения , без последнего человек не имеет морального права так поступать.

Диалетика общественного и индивидуального в развитии общества свидительтсвует что на протяжении всей истории главным моментом, т.е. “точкой отсчёта” в морали выступал общественный интерес, общественное благо, общественная польза, хотя в отдельных типах морали – морали эксплуататорских классов – это соотношение принимало искажонные формы когда на первый план выдвигался личный интерес. Заслугой францизких материалистов было то что выделив личный интерес как таковой они показали , что он имеет ценность в том случае , если он тесно связан с общественным . Общественная польза по Гельвецию, есть принцип всех человечиских добродеятелей и основания всех законодательств. Она должна вдохновлять законодателя и заставлять народы подчинятся законам, и этому принципу следует жертвовать всеми своими чувсвами , даже чувством гуманности .

В утилитаризме Бентама происходит обращение в сторону личного , индивидуального интереса . Хотя на словах мыслитель выступал за принцип наибольшего счастья для наибольшего количества людей, фактический же отстаивал принцип личной выгоды, личной пользы. Главный закон природы , по его мнению , состоит в желании личного счастья и само продолжение человеческого рода зависит от осуществления принципа любви к себе.

С этической стороны долг в его наиболее общим определением – это моральные обязанности человека перед другими людьми , перед обществом , или точнее , внутреняя моральная необходимость выполненная объективно существующих общественных обязанностей . Вступая в общественную жизнь и включаясь в определенные отношения с другими людьми , человек тем самым приобретает обязанности , понимания и переживания которых и есть моральный долг. В этике “моральный долг ” выражает такое отношение людей к возникающим из необходимости общественного блага обязанностям, когда эти обязанности осознаны и выполняются по внутреннему нравственному побуждению.

Мы различаем две стороны общественного долга : во-первых , общественное содержание , т.е. определяемое исторической необходимостью , практически назревшими социальными потребностями и задачами внешнее требование общества , обязывающие личность или коллектив к определенной общественно полезной деятельности .

Во-вторых , субъективную форму т.е. идейно-психологическое условие и переживание людей этого требования , внутренне побуждающее их к соответствующим поступкам и поведению. Объективное общественное содержание долдга рассматривается нами в диалектическом единстве с субъективной формой принятия и выполнения долга человеком и коллективом , с тем , что собственно и делает для него свободно принятой на себя и добровольно выполняемое обязаностью.

В этой взаимосвязи двух сторон общественного долга определяющей всегда остаются первая сторона - внешне объективные обязанности людей и объективная необходимость их выполнения . Это объективное содержание отражается в сознании общества, закрепляется в нравственных принципах и нормах. Затем в результате нравственного воспитания общественное требование высоко сознательного отношения к общественному долгу превращается во внутреннию моральную необходимость человека, а войдя в убеждения и привычки , становится и морольным качеством личности. Причем моральный долг – не просто моральное сознание и переживания , пассивное отражение объективных общественных требований , но в силу своего императивного хорактера это внутренний стимул .[9]

Долгу всегда будут присущи наряду с внутренней субъективной стороной такие и внешние обязывающая и ограничительная функции , в которых выражается общественное требование к деятельности и поведению личности или коллектива . Другими словами общественно необходимое всегда будет выступать перед коллективом и личностью как обязательное для практической деятельности , проходя через их нравственное сознание как моральный долг .[10]

Этическое понятие “моральный долг” выражает внутренне , субъективное отношение людей к общественным требованиям , к своим объективным обязанностям , т.е. хорактеризует отношение их к выполнению общественного долга ; моральный долг – это тот же общественный долг , но выполненный людьми сознательно добровольно, в силу моральной необходимости , сознательное выполение долга служит критерием совести , чести и достоинства , внешней нравственной предпосылкой подленного счастья :[11]

Согласно Канту , разумность воли есть способность действовать согласно представлению о законе. Представление о законе в этом случае является и знанием , и особого рода чувством , которое связывает субъекта с этим законом . Это чувство Кант называет уважением.

Уважение есть чувство , генетический связанное с разумом . Оно является единственным в своем роде и отличается от всех других чувст , которые могут быть сведены к склонностям или к страху . Через чувство уважение человек утверждает достоинство того человека , уважение которому он высказывает.

Необходимость действия из уважения к нравственному закону Кант называет долгом. Долг и есть субъективный принцип нравственности . Он означает , что нравственный закон сам по себе , прямо и непосредственно становится мотивом человеческого поведения . Когда человек совершает нравственные поступки по той единственной причине , что они являются нравственными , он действует по долгу .

Долг есть единственный нравственный мотив . Подчеркивая исключительность долга системе человеческой мотивации Кант различает действие сообразно долгу от действия ради долга . Сообразно долгу такое действие , которое соответствует нравственному критерию и одновременно с этим удовлетворяет определенные склонности индивида , являются для него приятным , выгодным . Действие ради долга - действия , совершаемое только из-за нравственных соображений и несмотря на то , что оно противоречит эмпирическим интересам индивида.