Долг , как его понимает Кант , есть практическое принуждение к поступку из- за уважения к нравственному закону и только по этой причине . И другого нравственного мотива не существует. Таким мотивом может быть только мотив , который дан вместе с нравственным законом и единственным источником которого является сам этот закон . Долг по своей безусловности соразмерен безусловно морали.[12]
Долг представляет собой осознание личностью безусловной необходимостью исполнения того , что заповедуется моральным идеалом , что следует из морального идеала.
Высший моральный долг человека состоит в том , чтобы собействовать благу людей и совершенствоватся , в частности в исполнении долга. Требования долга самоценны , это выражается не только не только в том , что человек исполняет долг бескорыстно и тем самым демонстрирует свою независимость от из вне данных норм и прав , но в том , что , иполненяя долг , он утерждает его приоритетность по отношению к страху , наслаждению , личной пользе и т.д.[13]
Мы можем рассматривать мужчин и женщин как нормативные существа , что означает , что он или она морально отличаются от прочих существ способностью нести , признавать , сознательно идентифицировать и принимать на себя ответственность за результаты его или ее действий и за исполнение своих ролей .
Отвечаеть (отсюда термин ”ответственность”) приходится за содеянное , за последствия действий, которые ставят их субъекта в положение обвиняемого. Этика ответственности – это этика поступка ; если поступок не состоялся , нет и ответственности .Этику ответственности можно также назвать этикой конструктивности – субъект конструирует свои действия , характер этих действий не задан изначально . Сколько трагедий и драм могли бы избежать люди , обратившиеся к практической силе философии.”Только нравственность в наших поступках , - считал Эйнштейн, - придаёт красоту и достоинство нашей жизни”.[14]
Моральная ответсвенность – это лишь один из видов ответсвенности , входящиц в большую область разнообразных ответственностей , например , определяемых контактами или другими, взаимными соглашениями . Эти моральные ответственности можно назвать этически нейтральными .Однако они тоже носят нормативный характер и обязательны для лиц , взявших на себя такие внеморальные ответсвенности.
Ответсвенность есть функция власти , влияния и знания . Чем более центральную стратегическую позицию в отношении власти , влияния и знания занимает кто – либо , тем выше его ответственность . Лицо разделяет ответсвенность в той степени , в какой оно – он или она – активно учавствуют в действующей системе или имеет возможность эту систему уничтожить или нарушить . Ее или его ответсвенность возрастает по мере приближения к центру и ростом степеней влияния.[15]
Высшее благо , поскольку оно возможно в мире , и есть эта конечная цель чистого практического разума , его следует , однако , искать не только в том , что может доставить природа , а именно в састье (в наибольшей сумме удовольствий ) , но и в том , что состовляет высшее требование , т.е. условия при котором разум только и может признать за существование в мире прав на счастье , а именно в нравственном законосообразном поведении их .
Этот пример разума сверхчувствен ; стреамится к нему как и конечной цели есть долг , следовательно нет сомнения , что долна существовать стадия метафизики для этого перехода и продвижения к ней.[16]
И любовь к человеку , и уважение к праву людей есть долг , первое однако , только обусловленный , второе же безусловный , абсолютно повеливающий долг , и тот , кто захочет отдатся приятному чувству благосклонности , должен вначале полностью убедится , что он не нарушает этого долга.
Если осуществление состояния публичного права , хотя бы только в бесконечном приблежении , есть долг и вместе с тем обоснованная надежда , что вечный мир , который использует за мирным договором , есть не пустая идея , а задача , которая постепенно разрушается и становится все ближе к осуществлению.[17]
То, что человек делает сообразную с долгом больше того , к чему он может быть принужден законом , ставится в заслугу (meritum) ; то что он делает только соразмерно закону , и не больше , - это исполение долга (debitum) наконец , то , что он делает менее того ,чего требует долг , есть моральная провинность (demeritum). Правовое следствие провинности есть наказание ; правовое следствие ставещегося в заслугу поступка есть награда. При условии , что , будучи обещанной законом , эта награда была побудительной причиной ; соответствие поведения долгу не имеет никакого правового следствия . Добровольное вознагрождение не находится ни в каком правовом отношении к поступку.Хорошие и дурные последствия ставящегося в заслугу , равно как и дурные последствия неправомерного поступка , могут быть внесяны субъекту.
Определение степени вменяемости поступков по величене припятствий , которые должны быть при этом преодолены , носит субъективный хорактер. Чем больше естественные препятствия чувственности, чем меньше моральные препятствия (долга), тем больше хороший поступок ставится в заслугу . Напротив чем меньше естественное препятствие и чем больше препятствие из основания долга , тем больше вменяется нарушения (как провинность) . Поэтому душевное состояние субъекта –действовал ли он под влиянием , или спокойно и обдуманно – ненебезразлично при внесении , и это разумное имеет свои последствия.[18]
Природа поставила человечество под управление двух верховых властителей страдания и удовольствия .Им одним предоставленно определить , что мы можем делать , и указывать , что должны делать. Принцип пользы(по И.Бентаму) признает это подчинение и берет его в онование той системы , цель которой возвести здание счастья руками разума и закона … Под принципом пользы понимается тот принцип , который одобряет или неодобряет какое бы то ни было действие , смотря по тому , имеет им оно (как нам кажется) стремление увеличить или уменьшить счастье той , или говоря то же самое другими словами , - содействовать или препятствовать этому счастью…
Под пользой понимается то свойство предмета , по которому он имеет стремление приносить благодияние , выгоду , удовольствие , добро или счастье(все это в настоящем случае сводится к одному) или (что опять сводится к одному) предупреждать вред, страдания зло или несчастье той стороны , об интересе которой идет речь : если эта сторона есть целое общество , то счастье общества ; если это отдельное лицо , то – счастье этого отдельного лица…[19]
Нет или даже не было живого человеческого существа , которое бы не ссылалось на принцип пользы во многих и , может быть , в большей части случаев своей жизни . По естественному устройству человеческой природы люди , в большей части своей жизни вообще не не думая , принимают этот принцип : если не для определения своих собсвенных действий , то по крайней мере для суждения о своих действях других людей. В то же самое время было , вероятно , не много людей , даже из самых умных , которые бы расположны были принимать этот принцип во всей его чистоте и без ограничений . Мало даже таких людей , которые бы не воспользовались тем или другими случиями спорить против этого принципа .[20]
Представление о полезности того или другого способа действий имеет некоторое значение , то вовсе не оно решает в нравственных вопросах . Адам Смит развил в последствии это понятие о сочувствии или симпатии , и придал ему решающие значение в выработке нравственных начал
Главной силой в развитии нравственных понятий Смит признавал симпатию – со –чувствия , т.е. чувство , присущее человеку как существу общественному . Когда мы относимся одобрительно к другому поступку , нами руководит не сознание общественной пользы или вреда от этих поступков , как это утверждали утелитаристы . Мы сознаем , как эти поступки отозвались бы на нас самих , и потому в нас возникает согласие или не согласие аших собственных чувств с чувствами , вызывающие эти поступки . Таково свойство нашей организации , и развилось оно из общественной жизни , а вовсе не из размышлений о вреде или пользе таких – то потупков для общественного развития , как это утверждали утилитаристы . Мы просто периживаем с другими то , что они переживают , и , осуждая того , кто причинил кому – нибудь страдания , мы впоследствии прилагаем к себе самим такое же осуждение , если сами причины страдания другому . Так мало - помалу вырабатывалось наша нравственность .
Адам Смит отвергал сверх естественное происхождение нравственности и давл естественное объяснение , а вместе с тем он показал , как нарвственные понятия человека могли развится помимо соображений о полезности тех или других взаимных отношений , которые до тех пор были единственным объяснением нравственного в человеке.
Стремление к общей пользе – отличительная черта всякого поступка , называемого нами нравственным , и нравственный долг состоит в том , что мы обязаны руководится желанием общего блага . В этом стремлении к общей пользе Юм не отритцательная желания своего личного блага . Разбирая справедливость , Юм сделал по поводу нее любопытное замечание : что она полезна обществу и оттого пользуется уважением , это ясно . Но такое соображение не могло быть единственным источником этого уважения . Справедливость оказалось необходимой .
В выработке нравственных обычаев и понятий Юм отводил также значительную долю личному интересу и понимая , почему некоторые философы нашли удобным считать все заботы о благе общества видоизменениями заботы о самом себе . Но есть много случаев , где нравственное чувство сохраняется и там , где личная выгода не совпадает с общественной ; а потому , приведя ряд таких примеров , Юм определенно заключает , что мы должны отказатся от теории , объясняющей всякое нравсвенное чувство чувством самолюбия.[21]