Человек пользы пользуется миром , однако его отношения с миром гораздо сложнее .Он – пользователь, а не потребитель. Более того , по логике пользования отношения полезностей всегда взаимны , это отношения взаимопользования. Это видно на примере предпринимателя . Предприниматель организует производство вещей и услуг не для личного потребления , а для продажи.Поэтому сориентированный на пользу человек релизует свои цели , лишь включаясь в практические отношения с другими людьми. Ведь польза – это общественно признанная характеристика предметов , услуг , явлений , годных к удовлетворению определённых потребностей и интересов. Что полезно, а что нет , в действительности выявляется в процессе рыночного сопоставления качества различных товаров и услуг, в процессе обмена. Стало быть , человек как агент комерческой деятельности вынужден принимать существующие в рамках этих отношений и апробированные стратегии поведения , стандарты , правила, т.е. адаптироватся к эти отношениям.
Вовлечённость в рыночные отношения , требуют взаимного учёта интересов и прав , требует известной “функциональности” , обезличивания ,подчинения ситуации и принитым установлениям. Одиозной для многих принцип “ты мне я тебе” как раз утверждает и контролирует отношения взаимопользования. Очевидно , что эти отношения возможны лишь как обмен : это отношения равенства, отношения воздаящей справедливости. Трудно назвать какой – либо иной , помимо взаимопльзования , принцип , посредством которого равенство и справедливость утверждались в человечиских отношенияхстоль естественно и спонтанно. Однаков отношениях взаимопользования индивиды представлены друг для друга только как носители товаров и услуг , как исполнители определённых ролей и функций , но не как личности , и в этом проявляется безличный , вещный характер этих отношений.Деловой человек вершит свои дела , не взирая на лица , само по себе отношение взаимопользования позволяет быть беспристрастным , отрешится от лиц, игнорировать не касающиеся дела качества партнёра как носителя каких – то социальных , культурно – образовательных , национальных и прочих атрибутов. Дньги, дело выступают тем универсальным масштабом , который уравнивает , соединяет людей , разединённых множиством различных общественных условий . но беспристрастность такого рода чревата тем , что человечиские отношения операционализируются , строятся по типу чисто функциональных , технических отношений , иными словами , лишаются человечности. .[24]
1. Н.Т.Журнал “Вопросы философии” Г.Ленк. 1998
2. В.Канке. Философия. М1998.
3. Иммануил Кант. том 6. М 1966
4. Т2 Деборин А. История философии. М1925
5. П.А.Коропкин “Этика” М1991
6. Добро и польза. 1991. Р.Г. Апресьян.
7. Введение в основания нравственности и законодательства. Иеремия Бентам.М 1998
8. Этика утилитаризма и совершенная борьба идей.М 1986 Н.Н.Куликова .Я.Медзгова
9. Мораль и рациональность” М.1998. отв.ред.Р.Г.Апресьян
10. “Этика” М.1994 сборник
11. В.А.Канке М 1999. Основы философии
12. В.А.Ребин “Общественное благо и общественный дом ” М 1972
13.Этика” А.А.Гусейнов Р.Г.Апресьян. М 1998
1 “Этика” М.1994 сборник стр.18-19
[2]Этика утилитаризма и совершенная борьба идей.М 1986 Н.Н.Куликова .Я.Медзгова.стр 70.112-113. 44-46
[3]В.А.Ребин “Общественное благо и общественный дом ” М 1971 стр 17
[4]В.А.Ребин “Общественное благо и общественный дом ” М 1971 стр 33
[5] “Этика” М1994 сборник стр 46.
6 В.А.Канке М 1999. Основы философии . стр 151
[7]Критика утилитаристских концепций морали. Н.Н.Куликова. М 1981 стр 24.20.21.17-29
[8]Добро и польза. 1991. Р.Г. Апресьян.стр 19.94. 120.121
[9]В.А.Ребин “Общественное благо и общественный дом ” М 1971 стр48-49
[10]В.А.Ребин “Общественное благо и общественный дом ” М 1971 стр 124
[11]В.А.Ребин “Общественное благо и общественный дом ” М 1972 стр116
[12] “Этика” А.А.Гусейнов Р.Г.Апресьян. М 1998 стр 149
[13] “Этика” А.А.Гусейнов Р.Г.Апресьян. М 1998 стр257
[14]В.Канке. Философия. М1998.
[15]Н.Т.Журнал “Вопросы философии” Г.Ленк. 1998 стр 30-41
[16]Иммануил Кант. том 6. М 1966. Стр 219.
[17]Иммануил Кант. том 6. М 1966 стр 308
[18]Иммануил Кант. том 6. М 1966стр 282
[19]Т2 Деборин А. История философии. М1925 стр 529
[20]Т2 Деборин А. История философии. М1925 стр 325
[21] П.А.Коропкин “Этика” М1991 стр 163
[22]П.А.Коропкин “Этика” М1991 стр 171
[23] Введение в основания нравственности и законодательства. Иеремия Бентам.М 1998.стр10-13
[24] “Мораль и рациональность” М.1998. отв.ред.Р.Г.Апресьян стр29.