Смекни!
smekni.com

Развитие концепции гуманизма в современной западной философии (Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Карл Ясперс) (стр. 2 из 2)

Однако главное, к чему нас должен привести экзистенциальный психоанализ - это отказ от духа серьезности. Результатом духа серьезности, который, как известно, царит над миром, является то, что символические ценности предметов впитываются их эмпирической индивидуальностью, как промокательной бумагой; он этот дух, возд-

вигает на первом плане непроницаемость желаемого предмета и предс­тавляет его в самом себе как ни с чем не сравнимую желаемость. предметы оказываются некоторыми требованиями, а сам он - не что иное, как пассивное подчинение этим требованиям.

Но онтология и экзистенциальный анализ (или спонтанно-эмпири­ческое применение этих наук, которое люди испокон веку практикова­ли) должен открыть носителю морали, что он - то существо, благода­ря которому ценности существуют. Только тогда свобода осознает са­мое себя и откроет себя в страхе, как единственный источник цен­ностей, и Небытие, благодаря которому существует мир".

Но каковы же эти ценности? Ни в одной публикации сартровская мораль не нашла своего окончательного выражения; упрощенные форму­лировки, предложенные во время знаменитого доклада "Экзистенциа­лизм - это гуманизм" (1946), таковы. Человек, такой, каков он есть

- предоставленный самому себе в этом мире без Бога - свободен, осужен на свободу. Но если идеи Бога нет, то и ценности традицион­ного гуманизма не могут существовать в своей трансцендентной и бе­зусловной форме, теперь они становятся порождением нашей свободы: "Человек, лишенный помощи и поддержки, приговоренный ежеминутно создавать человека". Может быть такая свобода - каприз? Нет. Соз­дание морали может быть приравнено к художественному творчеству. Таким образом, ценности непредсказуемы. Но в них есть то общее, что все они - ценности свободы. Но стремление к свободе - это и стремление к свободе других. Таким образом, Сартр возвращается к

сущности традиционного гуманизма, ценности которого он отверг. Че­ловеческая свобода восстанавливает закон, на основе которого может быть достигнуто соглашение между людьми.

На уровне фундаментальных философских концепций очевидно, что такой фундаментальный мыслитель, как Карл Ясперс, - экзистен­циалист: у него можно найти убедительные формулировки этого нап­равления мысли. "Философия,- пишет Ясперс,- не обладает объектив­ной ценностью познания, она - сознание бытия в мире." Понятие "си­туации",- то есть чувства того, что всякий вопрос ставится исходя их определенной экзистенциальной ситуации, так что познание перес­тает быть созерцанием и становится завербованностью, ведущим поня­тием экзистенциализма - этого никто не осветил лучше его. У Яспер­са теория "предельной ситуации", то есть неоспоримых данностей су­ществования, уводит философию от равномерного освещения классичес­ких схем и придает ей небывалую до сих пор патетичность. Смерть, Страдание, Борьба, Ошибка - таковы новые принципы философии.

Философия Ясперса не возражает христианским догмам, но то, что мы называем "гуманизмом личности" не сливается с христианским гуманизмом. В то же время тенденция, обладающая определенным рели­гиозным звучанием, в том смысле, что в ней понятие Свободы опира­ется на трансцендентность, и что в этом учении человек помнит о христианской душе, отличается от сартровской и хайдеггеровской ли­нии.

Этическая линия у Карла Ясперса значительно четче, чем у Хай-

деггера. Человеку, как объекту познания и опыта, подчиненого ес­тественным и социальным силам, Ясперс противопоставляет человека как сознание, экзистенция, свобода. "Человек - больше того, что он может познать, изучая себя". Такое утверждение предполагает гума­низм. Истинный человек не может допустить обращения с собой как с предметом: он должен осуществить свою свободу, свое бытие. Эти требования никогда не были более актуальны, чем сейчас, в мире, где человек утратил свои корни, свою связь с трансцендентным, где он рискует быть сведенным к своей внешней оболочке. Спасение - в стремлении к самобытности, в самоутверждении личности.

"Спасение не может быть обретено ни в мгновенных радостях жизни, ни в безнадежности, с которой приемлют небытие. Оба решения годятся как временные убежища, но их недостаточно".

К независимости человеческой личности Ясперс подходит неабс­трактно: он вводит понятие "ситуации". Жизнь - постоянное напряже­ние между условиями существования и свободой. Отказываясь и от одиночества, и от мятежа, личность долна принять свою взаимосвязь с миром: с обществом, с историей, с политикой, с техникой. Отстра­ненность от мира дает человеку свободу, взаимосвязь с ним - су­ществование". Эта свобода "в ситуации" открывает перед человеком будущее, которое невозможно представить себе заранее. Для Ясперса, как и для Хайдеггера, человек всегда осуществляется в будущем. В этой незавершенности всегда звучит голос надежды. Если невозможно обрисовать будущее перед лицом современного кризиса, то хотя бы

можно указать его направление. оно должно быть наследием западного

гуманизма. Но это наследие - не самоцель, "греколатинское наследие

лишь создает то духовное пространство, в котором каждый может и

должен бороться за свою независимость". Свобода важнее наследия,

человек важнее гуманизма. Иначе говоря, гуманизм не должен замы-

каться в достигнутом, он должен быть раскрыт для своего источника

- для трансцендентности, одушевляющей его: "Свобода может осущест­вляться лишь в осознании, предоставленности самой себе, во взаи­мосвязи с тпансцендентным".

Экзистенциализм - философия суровая и трезвая, в центре его исследований стоит человек, ставший благодаря опыту двух мировых войн враждебным идеологии, человек, сил которого хватает только на то, чтобы существовать и преследовать единственную цель: внешне и внутренне справиться с бременем своей судьбы. Эта философия часто находила свое выражение и в художественных произведениях, в том числе написанных отцами-основателями этого направления, ищущими ключи к душе современного человека (романы "Тошнота" и "Стена", пьеса "Мухи" Жан-Поля Сартра). "Героическим гуманизмом" можно наз­вать позицию Альбера Камю. Трагическое в его творчестве, как и противопоставленные ему ценности, предстает в разных формах: оно связано и с самими событиями, и с ощущением противоречивости основ бытия и абсурда, с бессмысленностью метафизических усилий челове­ка. Но во всех случаях Смысл противопоставлен Бессмыслице. Нако­нец, его гуманизм не отделяет человека от Истории, он стремится

стать всеобщим достоянием, побуждает к свершениям.

Опыт мятежа (иначе говоря, самой жизни) противостоит тому, что все экзистенциалисты считают Абсурдом. "Мы уже подошли к этому пределу, на краю мрака мы неизбежно угадываем свет, и если мы бу­дем за него бороться, то мы обретем его. По ту сторону отрицания, среди руин, все мы готовим возрождение, но не многие это осознают".

Использованная литература:

1. Краткая философская энциклопедия. "Прогресс", 1994

2. Панорама современных идей. Chalidze publications, 1982

3. К.Ясперс "Смысл истории", "Республика", 1992

4. А.Камю "Избранное", "Правда", 1990

5. Ж.-П. Сартр "Тошнота" // В журнале "Иностранная литература"