Смекни!
smekni.com

Практикум по античной философии (стр. 3 из 8)

Компендиум ответов к тестам репродуктивного типа

1. Онтология, психология, гносеология

1. Как и у Платона, материя сама по себе есть ничто, но в человеческом дискурсе это “первое подлежащее каждой вещи”, способно превратиться в любую вещь; в философии Аристотеля материя – это вид бытия, обладающий 10 признаками.

2. Благодаря свойствам атомов (тяжести?) изначально лишь вихревые движения атомов сами собой упорядочивались, – происходило вращение, сгущение, разогревание, уплотнение и дифференциация агрегатов атомов.

3. Бытие как вещь, бытие как субстанция вещей, бытие как деятельность человека и бытие как истина.

4. Разум как способность человека мыслить все, в том числе и самого себя, и свои ментальные образования (восприятия и мысли, чувства и эмоции). Разум полагается эпицентром (целью) всех жизненных отправлений индивида – рождения, деятельности, обучения, самосовершенствования и т. п.

5. Архитектура мира – Демиург создал посредством смещения Идей с бесформенной материей мировую Душу, т. е. Создал “одушевленную” материю, способную к развитию; из нее и произошли все тела.

6. Субстанцией нашего “Я” являются ощущения; устраните ощущения, – и угаснет “Я”, блокируйте деятельность своего “Я” – и дифференцированные прежде ощущения сольются в сплошной поток чувственности.

7. Материальный атомизм Демокрита

8. Единственной причиной полагается чисто механическое движение. Присущая последнему необходимость исключает как случайность, так и целесообразность.

9. Тела сложные, так как состоят из атомов, между которыми есть пустоты. Атомы же, напротив, просты, ни частей, ни пустот внутри себя не имеют. Поэтому они не могут быть разделены.

10. Идеальная – Разум, состоящий из идей Он должен направлять Волю на предметные действия и совместимо с Волей обуздывать Страсти.

11. Именно для предельных случаев и нужна Аристотелю категория “Бог” в качестве Перводвигателя, Первопричины, энтелехии и т.п.

12. Необходимость, характерная для факта восприятия, обеспечивается благодаря физическому воздействию на орган чувств отделяющихся от вещей “идолов” – материальных копий; последующая фиксация в душе этих копий влечет появление устойчивых образов.

13. Эмпедокл. Самозарождающиеся во влажном иле органы (головы, руки, желудки и т. п.) вначале блуждали отдельно; случайно сталкиваясь, они срастались и образовывали сложные гибриды; лучшие из них выживали и давали потомство, худшие погибали.

14. Гармония и пропорциональность соотношений.

15. Процесс, обратный эманации, есть “эволюция”. Суть – восхождение по ступеням иерархии от менее совершенных форм к более совершенным (от множественности к единству, от материального к духовному, от тварного и вторичного к творящему, первоначальному).

16. Огонь самое динамическое, наблюдаемое и способное к самосохранению начало.

17. Учение Гераклита об огне и “Логосе”, атомизм Демокрита, учение Анаксагора о “Нусе”, платоновскую трактовку Идей, аристотелевскую мысль об имманентности души Материи.

18. Сама по себе “чистая” материя – есть ничто, так как всякое “что” есть. Нечто определенное, существует лишь благодаря своему понятию или идее. Материя – это бескрайнее поле для воплощения разнообразных идей; лишь благодаря своему браку с идеями оно обретает свою определенность, становится “чем-то”.

19. Континуум развития всего сущего (= диапазон совершенства) задается снизу категорией “материя” и категорией “чистая актуальность” - сверху; первой придается смысл “Ничто”; второй – “Бог” (в религиозных терминах).

20. В любой вещи присутствуют крупицы земли, воздуха, воды и огня, объединяющиеся в семени.

21. “Познай самого себя!” Путь к этому – исследование в разговорах с людьми их нравственных установок, с целью прояснения понятия о предмете, которое было бы свободно от эгоистических мотивов и позволяло бы строить совместную жизнь на разумных началах.

22. По большей части (растительной и животной) душа человека смертна; исключение делается, однако для самой высшей части души – разумной, которая безлична и бестелесна. Эта часть души предстает в виде логики и научного знания.

23. Семя в потенции заключает в себе зачатки свойств будущей вещи; атомы безжизненны и обладают лишь формой, размером и положением в пустоте. Однако им присуща способность перемещаться и сцепляться друг с другом.

24. Бытие как субстанция (= материя) характеризуется 10 признаками:

1) данность как факт или как допускаемая разумом возможность

2) качество

3) число

4) отношение обладания (иметь или не иметь)

5) место

6) длительность

7) состояние (движение или покой)

8) действие

9) страдание

10) направление перемен

25. Из мельчайших, неделимых (наподобие атомов), но одушевленных частиц – “логои”, “сперматикои”, “зародыши разума”, на которые рассеялся изначально разумный и единый огонь.

26. Эмпиризм: из знания фактов складывается общечеловеческий опыт, из опыта рождаются идеи.

27. Принимая во внимание, что сущность каждого человека обнаруживается в его личности, а последняя есть некий индивидуальный проект Человека вообще, можно сказать, что индивидуальная душа есть “падшая” в тело Идея человека, испорченная плотскими аффектами и обремененная бытейскими заботами. Но она не утратила своей тяги к совершенству, к полету в вечное, к тому, что дорогого стоит.

28. Всему присуще стремление к совершенству, к тому, чтобы “уподобиться” идеям, максимально воплотить их в себе.

29. Душа имеет чувственные побуждения и аффекты, ставящие ее в зависимость от вещей; для большинства людей, управляемых собственными страстями, производство и потребление материальных благ становиться их жизненным уделом

30. Удивление, смутно чувство, что здесь что-то не так, дает импульс для особого рода деятельности – познания. Чувственность означает, разум ищет ответы.

31. Если мы живем разумно, то в нас развивается и обнаруживается мировой (Божественный) Дух, а мы сами становимся чем-то подобны Богам. Душа человека – одно из звеньев мирового Духа (разума или Бога).

32. В сущности, это процесс “припоминания” того, что душа ранее уже поимела, пребывая в мире идей. Мысленное восхождение к сущности вещи, толчок к которому дает чувственное восприятие внешних вещей, есть процесс дискурсивного воссоздания в сознании некоторых глубинных содержаний самой человеческой души.

33. Так как нравственный канон первоначально рождается в душе индивида, то, познавая самого себя, я обретаю ключ к расшифровки мотива поступков других людей, а, наблюдая жизнь во всех ее проявлениях, я обретаю ясность в отношении собственных мотивов.

34. Идеи существуют сами по себе и не нуждаются ни в материи, ни в вещах; по Аристотелю, форма и материя неразделимы: нет материи без формы, как нет и формы без материи.

35. Различие состоит в пропорциях между материей и формой: чем совершеннее вещь тем меньше в ней материи (потенциально неопределенного) и тем больше в ней актуально уже реализовавшегося, т. е. вполне определенного.

36. Это истечение, излучение, ступенчатый переход от всереальнейшей и всесовершенной сущности, некой абсолютной полноты бытия (Бога, Блага, Единения и т. п.), - к менее совершенным ступеням или формам (вещам, животным, человеческим расам).

37. Душа бестелесна, внепространственна, движет и одушевляет тело, стремится к идеалам красоты, добра и справедливости, способна постигать истину.

38. В целом – это Разум, который привел в целесообразный порядок хаотическую смесь геометрий; но это вместе с тем и имманентные самим вещам свойства.

39. Это делимые до бесконечности части тел, каждая из которых обладает качествами наблюдаемых однородных тел (качествами воды, земли, золота, кости, крови и т. п.).

40. Чтобы можно было знать вещь в ее общих свойствах независимых от чувственной модальности ощущений, т. е. чтобы знать вещь таковую, а не простой набор разнообразных чувственных качеств (красноты, кислоты, шаровидности и т. п.).

41. Проблема субъективности и относительности человеческих знаний.

42. Общие понятия неизменны, а вещи изменчивы; следовательно, истинно сущее – бестелесно, как бестелесны и те отношения, которые постигаются мышлением. Вот это зримое лишь нашим умом бытие совершенно, чем чувственно данный нам мир; оно более реально, чем марево исчезающих красок, теней и т. п.

43. “Все в мире совершенствуется через борьбу и по необходимости”; Логос = Огонь состоит в возможности сочетания противоположностей.

44. Таковая возможность допускается Аристотелем для двух предельных случаев, а именно, когда речь идет о Боге и когда говорят о бессмертной части души – о человеческом Разуме. И то, и другое – суть “чистые” формы. Т. о., “чистые” формы – это идеализированные объекты мышления = абстракции.

45. “Телос” - цель, то есть то, ради чего создается и служит определенная вещь. Расширительно “цель” - быть полезным, существовать для чего-либо. “Телеология” – учение о целесообразном порядке мира, при котором каждая вещь имеет свое место и свою цель; часто термин “телеология” означает логику вещей, задаваемую целеустремленностью субъекта (целевая причинность).

46. Однородное, неизменное, единое и самосохраняющееся бытие = постигаемый мышлением философа мир.

47. “Человек есть мера всех вещей, существующих, - что они существуют, и не существующих, - что они не существуют”.

48. Вопрос об архе, т. е. о первоматерии (первовеществе, первоначале), об “истинно сущем”; о том, что не возникает и не уничтожается; о том, из чего все многообразие предметов может состоять.

49. Любая вещь есть процесс, включающий в себя становление, бытие и гибель; она существует и не существует; все сущее – не существовало и обречено умереть.

50. Натурфилософские проблемы – это логически взаимосвязанные вопросы о естественных (природных) причинах наблюдаемых перемен.