Смекни!
smekni.com

Практикум по античной философии (стр. 6 из 8)

33. Она изначально устремлена к совершенствованию, одухотворению, воплощению идеального, осуществлению идеалов знания, добра и красоты.

34. Умозаключение от общего к частному и наоборот; в сущности, и то и другое состоит в выведении суждения из двух других, содержащих общий обоим признак (понятие или предикат).

35. “Есть желания естественные и необходимые; есть желания естественные, но не необходимые. Богатство, требуемое природой, ограничено и легко достигаемо, а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности”. (Эпикур).

36. Они ослабляли и разрушали традиционные нравы и религиозные верования, проводили к вытеснению авторитета и традиции, призывали жить “своим умом”.

37. Добродетель и есть знание о том, что такое благо, добро и зло.

38. Согласно христианской доктрине, Бог есть личность единая в тех лицах (ипостасях!) и создавшая мир из ничего. Бог Платона это не личность, а Благо; Демиург не творит материю, но лишь упорядочивает ее в соответствии с идеями и наделяет космос мировой душой.

39. Это суждения, из которых делается логический вывод в процессе умозаключения; исходными посылками Аристотель полакает аксиомы, постулаты и предположения.

40. Все люди обладают одним и тем же умом (здравым смыслом), который отличает их от животных и приводит с необходимостью к принятию ими одинаковых для всех норм, обязательных к исполнению.

41. Единый вектор – устремленность к совершенству, желание “уподобиться” идеям и воплотить их в предметах культуры.

42. Тезис об идеях как смыслообразующих и оформляющих материю принципах (в уме Бога); мысль о примате идеального и духовного над материальным и телесным; принцип иерархического строения мира по ступеням совершенства идей; мысль о теле как “темнице” и временной обители Души; мысль о познании как “припоминании” душой врожденных знаний и др.

43. Общие и специфические нормы общения, принципы диалога и их операциональные требования.

44. Идеальная – Разум, состоящий из идей. Он должен направлять Волю на полезные действия и совместно с ней обуздывать страсти.

45. Осуществлять аналитическое разграничение известного и неизвестного в целях прояснения сути предмета и проблемы.

46. Гармония, согласие в доме и государстве, пропорциональность разных способностей человека (телесных и духовных, высших и низших, разумного и неразумного); образ жизни, управляемой созерцанием мировой гармонии.

47. Выстроить “дерево” альтернатив, выбор из которых позволит собеседнику самому прийти к правильному пониманию.

48. Мудрость – добродетель разума, мужество – добродетель воли, умеренность – добродетель страстей.

49. В отличие от мифологии “Бог” Аристотеля интеллигибелен – это некий вселенский ум (“Нус”), который самодостаточен благодаря тому, что способен мыслить собственный промысел в вещах и людях.

50. Дедуцирование или индицирование заключения (нижний посылки) посредством нахождения среднего термина, входящего неявно и в верхнюю и в нижнюю посылки одновременно. Решение любой задачи сводится, в конечном счете, к отысканию среднего термина.

51. В нравственности как свободе и независимости от всего внешнего; в простоте и естественности жизни; в пренебрежении к материальным благам и роскоши; в изживании ложных желаний и потребностей.

52. Разумная душа управляет страстями, сдерживает желания, оценивает последствия поступков и определяет “золотую середину” между известными крайностями.

53. Неустанное превозмогание себя влечет отсутствие аффектов, способных выйти из-под контроля.

54. Благостное состояние человеческой души – состояние безмятежности, невозмутимости, спокойствия. Взлететь на этот уровень свободы могут лишь философы.

55. Развенчивая снобизм собеседника, применять “мягкую” критику его суждений с целью побудить отказаться от сказанного в пользу иной (альтернативной) точки зрения.

56. “Пригодность” души для осуществления своего предназначения, для своего дела, правильное соотношение и употребление душевных способностей, их гармоническое действие.

57. Бог – “Перводвигатель”. Это хотя и главное, но не единственное определение Бога Аристотелем. Возможны и другие предельные случаи, а значит и дополнительные определения – “Чистая актуальность”, “Абсолютное совершенство”.

58. Это связь понятий (в виде “субъекта” и “предиката”), выражаемая словами “есть” или “не есть”. Суждения различаются по качеству (утвердительные или отрицательные), по объему (“все”, “некоторые”, “единичные”) и по степени достоверности (аподиктические, ассерторические, проблематические).

59. Независимая простота.

60. По Аристотелю, поведением человека руководят две детерминанты:

1) обычные действия направляются чувствами и идеями

2) поступками же руководят волевые привычки.

61. Удовольствие – неудовольствие, вожделение – страх – все они вредны, т. к. часто заглушают голос разума и вызывают поступки предосудительные и постыдные. Поэтому их необходимо сдерживать и учиться ставить под контроль Разума.

62. Это происходит по явному недоразумению. Трудно осознать тот факт, что собственную смерть установить никто не может. Когда мы есть, то смерти нет для нас; когда же наступает смерть, то нас уже нет для нее. “Смерти нет, робята!”.

63. Каждая из стадий (“влечение”, “влюбленность”, “сотрудничество, “божественная любовь”) пронизана стремлением к идеалу.

1) женщина и мужчина – каждый ищет свою половину.

2) отождествление избранника с идеалом делает обе половины слепыми к недостаткам друг друга.

3) распределение семейных обязанностей в соответствии с талантами делает супругов незаменимыми друг для друга.

4) любовь сбрасывает свою половую определенность и становится стремлением к вечной красоте и совершенству.

64. Именно для предельных случаев концептуального рода и нужна Аристотелю категория “Бог” - в качестве “Перводвигателя”, “Первопричины”, “Энтелехии” и др.

65. Понятия конструируются нашим мышлением путем абстрагирования общего признака в ряду аналогичных случаев; при этом необходимо указать родовую общность предмета и его видовую специфику. Понятия различаются признаком и объемом; чем больше признаков (т. е. чем конкретнее понятие), тем меньше его объем (число предметов, подводимых под это понятие) и, наоборот, чем меньше признаков (чем понятие абстрактнее), тем больше его объем. Это соотношение справедливо и для того случая, когда исходным пунктом в конструировании понятия берется объем.

66. Киническая, киренаиков (от города Кирены), мегарская.

67. Мотивы человеческого действия – желания, потребности, склонности, страсти, эмоции и интересы.

68. Автономия личности состоит в свободе выбора и самозаконности реализующего этот выбор поступка: человек подчиняется, прежде всего, таким законам, которые ему диктует собственный разум.

69. Страдание преодолевается опять-таки на путях познания – нужно разобраться в истинных причинах наших страхов и неудовольствий.

70. Различие состоит в соотношении, (пропорциях) между материей и формой: чем совершеннее вещь, тем меньше в ней материи (потенциально неопределенного) и тем больше в ней актуально уже реализованного, т. е. вполне определенного (формы).

71. Три силлогизма. Позднее врач Гален открыл четвертую фигуру силлогизма.

72. Два разных жизненных подхода: первый основан на требовании удовольствий – “Жги!”, второй – “Лучше умереть, чем наслаждаться”.

73. Они не совпадают: одного значения недостаточно ни для совершения поступка, ни для добродетели.

74. Причины страданий – невежество, неразумие, предрассудки, страх перед неопределенностью.

75. Умозаключение путем логического выведения суждения из двух других (посылок), содержащий общий признак.

76. “Мудростью, как и красотой, мой друг, можно располагать двояко: продавать всякому, кто готов уплатить (проституты философии) и обучать лишь достойных!” (Сократ).

77. Имморализм Ф. Ницше: “Наши добродетели должны иметь легкие ноги, чтобы приходить и тотчас уходить”.

78. Природа сама по себе разумна; только не каждому это дано понять. Следовательно, жить согласно разума – естественно для человека. Совершенно то, что строится по законам природы, в согласии с ней. Разум – единственное достояние человека; поэтому жить естественно – значит жить по законам разума. Но не всегда справедливо обратное (пример: аффекты).

79. Утоляемая посредством акта жажда жизни дарит нам радость открытия нового, неизведанного. Что найдешь на дне бутылки, кроме познания? Следовательно, в конечном счете, высшее удовольствие не в физиологическом состоянии опьянения, а в приращении знания; это удовольствие от познания, т. е. духовная радость.

80. Общим вектором устремления людей, а равно и природы в целом является состояние атараксии – покоя, безмятежности и невозмутимости.

81. Достойной человека целью жизни Эпикур полагал удовольствие, но не то, которое исчезает вместе с окончанием акта и затем требует воспроизводства, а скорее – общую приятность жизни, длительное спокойное блаженство, несокрушимое ни дрязгами, ни ударами судьбы – этакое радостное равновесие Духа.

82. Жизнь человека должна быть разумной, т. е. согласной с Разумом, и естественной, т. е. согласной с природой.

83. Не зарывайсь в глубины,

И “не тащись” в эфир;

Как раз посередине

Прекрасен этот мир!

85. Сущность состоит в разумности человека, т. к. главным регулятором поведения людей является Разум.

86. Они могут сочетаться друг с другом лишь случайно, и значит одно не может быть причиной другого. Добродетель обитает в сфере всеобщего = разумного, а счастье – в сфере индивидуального = чувственного. Быть добродетельным – это всегда во власти отдельного человека, а счастье и несчастье зависят от внешних условий, превосходящих часто наши силы, от судьбы. Быть добродетельным – обязанность гражданина, а быть счастливым – кому как Бог дарует.