87. Богов надо признавать не из-за страха перед ними или надежды на бессмертие, а в силу почитания совершенства как такового. Будучи существами, лишенными человеческих слабостей, они ведут свою полную блаженства жизнь в межзвездных просторах; им сейчас стало обременительно вмешиваться в жизнь людей, и в действие законов природы.
88. Не печалиться по поводу его смерти. “Не нелепо ли думать, что светильнику хуже после того как его зажгут, чем до того, как его загасят?”. “Завещаю вам единственное, что мне осталось, но вместе с тем и самое драгоценное – мой образ жизни. Важно прожить хорошо, а не долго!”.
89. Была создана этика, основанная на принципе нравственной автономии. Ценность этого принципа в том, что он дает человеку нравственную опору во времена “реформ”, культурного и экономического упадка, испытаний нуждой, “озверением” отношений и т. п.
90. Страдание и зло – разные вещи. Удовольствие и страдание относятся к сфере эмоций, а добро и зло касаются лишь разума. Поэтому в оценке поступка страдание нужно сбрасывать со счетов.
91. “Помогай человеку в поднятии тяжести, но не помогай в сложении ее”. (Пифагор).
92. Эклектика в теории и конформизм в быту – “Проживи незаметно!”, “Не высовывайся!”.
93. Законы разума – это и есть нравственные каноны; канон – это то, к чему люди пришли, исходя из разнообразных резонов; следовательно, что разумно, то и нравственно; поступки должны и судиться и определяться исключительно разумом; ему одному и необходимо подчинить эмоции, чувства и желания.
94. Человек достигает счастья, избегая неудовольствия и неприятностей, выбирая лишь те удовольствия, за которыми не следует разочарование и скука, умеренно и благоразумно наслаждаясь благами жизни, общаясь с людьми сходного образа мыслей. Эпикуреец стремиться обрести свое счастье на путях познания действительных причин событий.
1. Он стал философской основой многих христианских изысканий от Дионисия Ареопагита и св. Августина до мыслителей Эпохи Возрождения, которые стремились сблизить Бога и Мир, доказывали имманентность Бога Миру, разрабатывали пантеистическое мировоззрение.
2. “Никомахова этика”.
3. Хорошая (правильная) форма переходит в свою противоположность и поэтому свергается. Монархия вырождается в тиранию и свергается аристократией; аристократия выражается в олигархию и свергается демократией; демократия превращается в охлократию и снова сменяется монархией.
4. Им был тот, кто сказал: “Платон мне друг, но истина дороже!” - Аристотель.
5. Для них превыше всего истина, а не сребролюбие или честолюбие (как для нынешних правителей!); мудрость же – гарант наилучших и взвешенных идей и решений; он склонен действовать более всего убеждением, а не силой; он всегда готов отказаться от власти ради возвращения к своему любимому делу; никто не сможет играть на его человеческих слабостях, ибо они уже преодолены.
6. Сократ и Платон.
7. Ксенофан – ученик Анаксагора; Парменид и Зенон Элейский – наиболее известные представители этой школы.
8. Он лежал в основе всей европейской философии вплоть до середины 19 века, задавая главный вектор западной научно-технической цивилизации.
9. То, чему учил философ всю свою жизнь, дороже остатка жизни на склоне лет – идеи могут стать для человека дороже жизни.
10. Когда каждый занимается своим делом, соответствующим его способностям, и выполняет неукоснительно свой долг и свои обязанности.
11. Мысль об идеях как смыслообразующих и оформляющих материю принципах (в уме Бога); мысль о примате идеального и духовного над материальным и телесным; принцип иерархического строения мира идей, а, следовательно, и реального мира, упорядоченного по степени совершенства; мысль о теле как “темнице” и временной обители души; мысль о познании как “припоминании” душой врожденных идей и т. п.
12. Классификация строится на двух принципах:
1) правильное государство или неправильное, т. е. служит ли оно всем гражданам или только некоторым
2) принадлежит ли власть меньшинству (одному) или большинству.
13. Завоевание Александра Македонского и образование Римской империи; утрата независимости Грецией; смешение народов, религий и культур; политическая неустойчивость и падение нравов (Плебс – “Хлеба и зрелищ!”).
14. Платон и Плотин, постулируя дуализм мира идей и текучего мира видимости – объекта ходячих мнений.
15. Это философия объективного идеализма: господствующий в мире порядок имеет духовную природу, но не является, однако, творением человеческой головы; в человеческом мышлении он наиболее выразительно заявляет о себе.
16. Преобладание в идеальной душе “золота”, “серебра” или “меди” – основание для причисления индивида к определенному классу.
17. Платон – основоположник объективного идеализма, т. е. монистической и последовательной философии о примате духовных начал, что способствовало появлению нового типа мировоззрения – светского (в отличие от мифологического).
18. Шесть форм: анархия, аристократия, демократия – правильные формы; тирания, олигархия, охлократия – неправильные (выродившиеся) формы.
19. Платон, создав философию объективного идеализма, и Демокрит, создав атомистический материализм.
20. Гераклит, Демокрит, Кратил и Протагор являются главными объектами платоновской критики.
21. Этот же самый принцип, что и для всей философии объективного идеализма в целом: единичное, особенное, частное должны быть подчинены общему или целому. Интересы отдельного человека должны быть подчинены интересам государства, общему благу, гармонии целого.
22. Все они стремятся к совершенствованию, одухотворению, воплощению в себе идеального, к осуществлению идеалов знания, добра и красоты.
23. Различие заключено в пропорциях между материей и формой вещи. Чем совершеннее вещь, тем меньше в ней материи – аморфного, потенциально неопределенного, и тем больше в ней уже реализовавшегося, т. е. актуального и вполне определенного (формы).
24. Наставник А. Македонского, первооткрыватель основных философских проблем, создатель первой всеобъемлющей системы философского знания. Аристотель – это “точка отчета” многих современных исследований.
25. Им пользовались и материалисты, и идеалисты – Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур, Стоики.
26. Полису необходимо здоровое и талантливое потомство. Кроме того, контроль над мощными половыми влечениями позволяет вознаграждать и наказывать каждого в меру его заслуг перед полисом.
27. Аристотель в своем учении об “энтелехии” и целевой причинности.
28. Эпикур, Лукреций Кар, Пьер Гассенди, Галилео Галилей, Исаак Ньютон.
29. Элеаты называли Гераклита и его последователей “пустоголовым племенем” за то, что они отождествляют бытие и не-бытие и во всем имеют “обратный путь”; отсюда – их учение – темное, путанное и не в ладах со здравым смыслом.
30. Их отличало введение платы за обучение мудрости и изощренное искусство аргументации; объективно способствовали просвещению, воспитанию и образованию молодежи.
31. Подобно тому, как в душе должен господствовать Разум, так и государством должны управлять философы, т. е. люди, знающие истину. Например, кто, кроме философов, знает что такое справедливость?
32. Почти тысячу лет. В начале 6 века н. э. она была закрыта по указу Римского императора. Ее закрытие знаменовало конец античной философии, даже всей эпохи.
33. Монархия – власть одного, наилучшего человека.
34. Имморализм Ф. Ницше! Наши добродетели должны иметь легкие ноги, чтобы приходить и тотчас уходить!
35. Неоплатонизм (Плотин, Прокл).
36. Для скептика факт противоречивости мнения есть доказательство его неистинности, для диалектика противоречие при определенных условиях может выступать фундаментальным законом.
37. Заметное развитие они получили у стоиков – Цицерона, Сенеки, М. Аврелия.
38. Зоополитикон – общественное (политическое) животное.
39. Осуществлялась подготовка к государственной деятельности; преподавались математика (геометрия), астрономия, риторика, история и философия. Регулярно проводились семинары с целью выработки нужных определений.
40. Полис состоит из трех классов;
1) философы – правители
2) воины – стражи
3) крестьяне, ремесленники и купцы, т. е. все те граждане, для которых производство и потребление материальных благ является жизненным уделом.
41. Протагор, Горгий, Продик.
42. Они положили начало чистой (теоретической) математике как науке о числах и геометрии как науке о фигурах. Если возможна чистая математика, то почему бы не быть философии как науке о чистых идеях? (Платон).
43. Космологический (натурфилософский), антропологический, систематический и этико-религиозный периоды. Иная периодизация такова:
1) досократики (ранняя классика)
2) средняя классика (софисты и Сократ)
3) высокая классика (Платон)
4) зрелая классика (Аристотель)
5) эллинизм
6) поздняя классика (римский период)
44. Антропологические, этические и социально-политические проблемы.
45. Трем силам души соответствуют три класса в обществе, а также три космические силы: идея, материя и мировая душа.
46. Академия – от имени прежнего владельца земли Академа (в пригороде Афин).
47. Государство как экономическое и политическое объединение городов создается для блага каждого гражданина – складываются лучшие условия для личного развития с счастливой жизни всех свободных граждан.
48. “Сад Эпикура” – школа в Афинах эпохи эллинизма, явившаяся восприемницей основных идей киренаиков (естественность жизни, самодостаточность, примат сенсорики и др.).
49. Догматизм – положительная философия; она строится на неколебимых принципах и скептически относится к новациям. Скептицизм – отрицательная философия недоверия ко всему, кроме аксиом.