Чувственные вещи,по Гераклиту,не только текут меняются,но
даже переходят в свою противоположность.Поэтому провести гра-
ницу в вещи между каким-то одним ее качеством и другим,ему
противоположным ,невозможно.О каждой вещи можно сказать что
она существует и не существует .Аристотель не только не отвер-
гает изменения в мире,но,более того,подобно Гераклиту,заявля-
ет,что "нет иного изменения ,кроме как в противоположное...".
В этом - ключ к пониманию проблемы рода,ибо возникновение и
уничтожения не могут происходить неупорядоченными , случайным
образом,а как бы взаимно определяют друг друга.
Возникает вопрос : как же зти противоположности будут пе-
реходить друг в друга,если каждая из них есть неподвижная сущ-
ность,исключающая по своему характеру всякую примесь противо-
положного качества? Аристотель предлагает новую схему движе-
ния,согласно которой кроме двух противоположных форм /или ка-
честв/предмета,появляется еще нечто третье /материя/,что явля-
ется носителем этих противоположных форм и что в возможности
является и тем и другим одновременно.
Смена противоположных форм обрисовывает в общей неопреде-
ленности материи локальные сферы,внутри которых эта неопреде-
ленность вводится в более или менее четкие рамки,ограниченные
пределами противоположных форм.Это и есть то,что Аристотель
называет родами.Роды так же могут рассматриваться как сущность
вещей,потому что как вид,отвечают на вопрос : "Что есть данная
вещь?".
Любая наука,если она хочет говорить о вещах,должна огра-
ничиваться определенным родом вещей,иначе это будут слова,за
которыми ничего не стоит.Нельзя,с точки зрения Аристотеля,при
научных доказательствах переходить из рода в род,т.е. доказы-
вать что-то в отношении вещей одного рода при помощи положе-
ний,относящихся к другому роду.Сферы научного исследования тем
самым разграничиваются,и впервые под это разграничивание под-
водится теоретическая база.
Аристотель преобразовал традиционное греческое представ-
ление о началах всех вещей в учении о начале /причинах/ каждой
определенной вещи,в учении о сущности вещей.Его онтология на
многие века определила работу человеческой мысли.Мы назовем
эту онтологию качественно разнородной и посмотрим,какой теоре-
тический аппарат вырастает на ее основе.
1.3 Теоретический аппарат аристотелевской науки.
Аристотель продолжает линию античного рационализма и ог-
раничивает знание сферой бытия."Ведь никогда не докажешь,что
не-сущее существует."
Аристотель,исходя из определенного понимания действитель-
ности,разработал совершенную для своего времени логическую
форму описания и объяснения фактов.Он показал как на языке
фактов можно выразить изменчивую,прихотливую реальность,откры-
вающуюся нашим чувствам.Суждение - это не просто соединение
или разъединение понятий,а словесное изображение бытия состав-
ной вещи.
Также Аристотель определяет случайные признаки предмета
от необходимых,связанных с сущностью предмета и вытекающих из
нее.Разделение признаков на случайные и те,которые присущи ве-
щам самим по себе,имеет принципиальное значение.Аристотель де-
лит сущее на две части: на случайное сущее и необходимое су-
щее.Только вторая часть сущего представляет научный интерес,и
только с ней он связывает научное знание.Мы и сегодня,повторяя
Аристотеля,говорим,что наука - это знание существенного и не-
обходимого в вещах.
Аристотель для построения научного знания выбирает путь
логического доказательства.Он строит науку как доказательст-
во,которое может стать предметом обучения,и,следовательно,ори-
ентируется на школу.
Какой же смысл доказательства? Его смысл - получение оп-
ределения вещи.Определение через род и видовое различие воз-
никло в недрах философии Аристотеля и нашло там теоретическое
доказательство.По существу доказательство и причинная концеп-
ция вещей у Аристотеля совпадают.
Причинная концепция Аристотеля создает фундамент нау-
ки,поскольку позволяет применить понятийный аппарат для позна-
ния отдельных вещей.
Аристотель впервые создает метод познания действитель-
ности как собственно человеческое оружие,отличное от приро-
ды,хотя и не противостоящее ей.Этим методом является логи-
ка.Вообще последователь Аристотеля и ,видимо сам Аристотель
рассматривали логику как инструмент философии,т.е. как нечто
отличное от философии.На современном языке этот инструмент фи-
лософии можно было бы назвать теоретическим уровнем знания то-
го времени.Человек мог воспользоваться этим инструментом в
своих целях.
Такое великое явление,как аристотелевская философия,не
могло не оставить заметных следов в науке.
Уже говорилось о значении логического учения Аристотеля.
Крупный вклад аристотелевская философия внесла и в биоло-
гию.
Классификация животных и растений вплоть до Линнея является
разработкой общефилософского метода Аристотеля.
Данная философия имела большое значение не только для би-
ологии,она дала толчок развитию химии,точнее алхимии.
Хотя философия Аристотеля,ввиду ее качественного характе-
ра,была более применима к химии,чем к физике,однако она оказа-
ла значительное влияние и на эту область человеческого знания.
Говоря о научной форме в самом широком смысле этого сло-
ва,следует,пожалуй,подчеркнуть,что Аристотель заложил основы
науки,которая предлагает качественно-разнообразный мир.Аристо-
телевские структуры так точно вошли в человеческое мышле-
ние,что сейчас трудно представить себе что-либо иное.
В новое время развитие науки обнаружит тяготение к иному
пониманию реальности и приведет к выработке такой формы зна-
ния,которая онтологически предполагает однородно-механический
и математический мир.
2. ОТ РЕЛИГИИ К НАУКЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Крупнейшим событием всемирной истории было крушение Древ-
него мира и переход к Средневековью.Нас интересуетидеологи-
ческий аспект этого события - то,как люди осознавали распад
своего прежнего социального бытия.Видимо,массы дошли до край-
ней степени отчаяния,разуверившись во всем,в том числе и в се-
бе.Неудивительно поэтому,что "благая весть" о новом неземном
мире,мире правды и справедливости сумели покорить человеческое
сознание.Идеологическим отражением указанного социального пе-
реворота явилось христианство.
Земной мир,включая и человеческий разум,оказался в
христианском мировоззрении полностью зависимым от Бога,произ-
водным,не самостоятельным,пораженным.Прежние мировоззренческие
модели были отброшены,и то,что в античную эпоху считалось
истиной,теперь стало ложью.Христианство идеологически разруши-
ло античный мир.Таким образом в античном сознании получила от-
ражение материальная общеисторическая тенденция,которая в ко-
нечном итоге привела к смене рабовладельческого строя феодаль-
ным.
2.1. Религиозный рационализм.
После установления феодализма религиозное мировоззрение
меняет свою ориентацию и движется на основе практических пот-
ребностей в рамках новых форм жизни не от мира,а к миру.
Для того чтобы знание могло превратиться в процесс позна-
ния,необходимо было найти объект познания.С точки зрения рели-
гиозного миропонимания изучение мира вещей было лишено смысла
и пробудившийся разум обратился к изучению того,что в то время
считалось единственно подлинным,обёективным к богу.Разум изб-
рал путь схоластики.Схоластика - это шаг в сторону от типично
религиозной концепции.Это не просто зачатки рационального зна-
ния,восходящего к античности,но и приложение методов рацио-
нального познания к обёектам веры.
Античность оставила в наследство схоластике серьезную те-
оретическую проблему - проблему реальности общих или уни-
версальных идей.Нас будет интересовать не сама проблема,а ее
приложение к анализу обёектов веры и прежде всего бога.Религи-
озный рационализм поправил теоретическое понимание на отноше-
ние : БОГ - МИР и попытался установить какую-то связь между
элементами этого соотношения.
Реализм пытался основную форму религии БОГ - МИР сделать
более ясной для ума и конкретизировал первый член отношения с
тем,чтобы вывести из него второй.
Х11 в.можно назвать веком человеческого пробуждения,веком
освобождения от серьезности,суровости и угрюмости,которыми ре-
лигия угнетала человеческую душу.Человек перестает бояться Бо-
га.Наоборот,он тянется к нему,уверенный в его доброте и под-
держке.
Интерес к миру привел к тому,что схоластика стала раздва-
иваться на познание мира и познание бога.Учение о двойной
истине было попыткой освободить разум от давления со стороны
религии и направить его по пути свободного исследования.
Уже в начале Х111 в. создаются университеты.Именно
здесь,особой славой пользовались Парижский и Оксфордский уни-
верситеты,начинается чтение курсов по Аристотелю.Его слова и
влияние резко возрастают.
Нельзя исключить возможности,что наука в дальнейшем могла
получить развитие на базе философии Аристотеля.Но этого не
произошло.
Религиозный рационализм - это не только теория,это однов-
ременно и практика теоретического общения.
2.2. Онтологический индивидуализм.
На рубеже Х11 - Х1V в.в. в идеологии Средневековья наме-
чается существенный поворот,который можно назвать кризисом ре-
лигиозного рационализма.Речь идет о разрушении схоластической
онтологизации рациональных форм.
Общество пока еще не ставит задачу устрашить религиозное
мировоззрение.Речь идет лишь о перераспределении в рамках ре-