Смекни!
smekni.com

Понимание материи и сознания (стр. 15 из 19)

пользу тезиса "движение есть сущность времени и пространства".

_4.4. Критика идеалистических и метафизических концепций

_пространства и времени.

Понимание пространства и времени всегда было ареной борьбы мате-

риализма и идеализма, диалектики и метафизики, ибо оно непосредст-

венно связано с пониманием таких фундаментальных философских кате-

горий, как "субстанция", "материя" и "движение".

Убедительная критика идеалистических и метафизических концепций

пространства и времени была дана выдающимися представителями мате-

риализма и диалектики. Однако прогресс естественных, в первую оче-

редь, наук, попытки истолкования их достижений в духе идеализма и

метафизики заставляют вновь и вновь возвращаться к этим проблемам.

Мы не можем (да это и не нужно) рассмотреть все разновидности идеа-

лизма и метафизики в понимании пространства и времени. Главное, что

объединяет их - отрицание объективности последних, достигаемое за

счет отрыва пространства и времени от движения материи. Рассмотрим

несколько классических примеров этого.

Гносеологические основания идеализма - это, напомним, трудности

процесса научного познания. В интересующем нас отношении нужно от-

метить, что очень трудная ситуация сложилась сегодня в разработке

теории элементарных частиц, которая должна синтезировать основное

содержание квантовой механики и теории относительности. Существо

возникших здесь проблем таково. Развитие квантовой механики привело

(см. с. 51) к пониманию пространства и времени как дискретных, к

идее о том, что за пределами "фундаментальной длины" нет никаких

взаимодействий. С этой точки зрения существуют протяженные и в то

же время бесструктурные материальные объекты - элементарные части-

цы. Это, однако, неприемлемо с позиций СТО: бесструктурный протя-

женный объект (абсолютно твердое, недеформируемое тело) должен пе-

редавать взаимодействие с бесконечной скоростью.

Таким образом, для современной науки неприемлемы представления и

ш1.0

о непрерывности пространства и времени, и об их дискретности 598 0. По-

-------------

598 0Сравни с ситуацией, сложившейся в физике на рубеже Х1Х-ХХ вв.,

когда выявилась неприемлемость понимания строения материи как

только дискретного или только непрерывного - см. с. 22.

.

ш1.49

53

этому некоторые ученые пришли к идее о макроскопическом характере

пространства и времени, согласно которой последние присущи не мик-

рообъектам, а (наподобие термодинамических свойств) их 1множеству 0.

Этим пространство и время лишаются статуса 1всеобщих 0форм существо-

вания материи, а трудности их понимания "разрешаются" утверждением,

что к микромиру понятия пространства и времени неприменимы, ибо его

объекты пространственно-временными свойствами не обладают. "...Ни

бесконечная делимость протяжения и длительности, ни существование

конечных и далее неделимых отрезков протяжения и длительности,- по-

лагает И.З.Цехмистро,- еще не могут вывести нас из тупика, посколь-

ку мы ни в том, ни в другом случае не выходим за рамки определен-

ности протяженного и длящегося... за пределы представления о движе-

нии как о движении протяженных объектов и в рамках протяжения" 599 0.

Насколько в действительности обоснованы подобные выводы?

Проблема прерывности и непрерывности пространства и времени ана-

лизировалась философией еще со времен Зенона Элейского. Результаты

этого анализа помогают разобраться в существе возникших в современ-

ной физике проблем, касающихся пространства и времени.

Исходный взгляд на пространство и время, основанный на обыденном

опыте, утверждает их непрерывность (бесконечную делимость). Непри-

емлемость такого понимания показал Зенон. Действительно, всякое те-

ло, прежде чем преодолеть некоторый путь, должно пройти его полови-

ну. Но 1до этого 0оно должно пройти половину этой половины и т.д. до

бесконечности, а 1после этого 0- половину оставшейся половины и т.д.

до бесконечности (ведь 1каждая 0из половин - это "некоторый путь")...

Следовательно, в непрерывном пространстве движение (даже его прос-

тейшая форма - механическое перемещение) невозможно. В связи с этим

Гегель отмечал: "Утверждать, что движение непременно должно дойти

до половины, значит утверждать непрерывность, т.е. возможность де-

ления как голую возможность... Мы, не задумываясь, соглашаемся, как

с чем-то невинным, с утверждением, что движущееся должно дойти до

половины; но, таким образом, мы уже согласились... что оно никогда

не дойдет..." 5100 0. (Ситуация с временем аналогична 5101 0). Важно следу-

ш1.0

ющее: понимание пространства и времени как 1абстрактно непрерывных,

-------------

599 0 1Цехмистро И.З. 0 Диалектика множественного и единого. М., 1972.

С. 144.

5100 1Гегель Г. 0 Цит. соч. С. 280.

5101 0Если время непрерывно, то прежде, чем закончится некоторый его

промежуток, должна истечь его половина, но 1до этого 0- ее поло-

вина и т.д. до бесконечности, а 1после этого 0- половина остав-

шейся половины и т.д. до бесконечности.

.

ш1.49

54

1бесконечно делимых в любой своей части 0означает признание их 1само 0-

1стоятельными 0началами с ничем не обусловленными свойствами. В этом,

напомним, суть 1субстанциальной концепции 0пространства и времени. И

неприемлемость понимания последних как абстрактно непрерывных сви-

детельствует о несостоятельности этой концепции.

Итак, исходное представление о непрерывности пространства и вре-

мени должно быть отвергнуто и заменено утверждением их дискретнос-

ти. Но и это, как показал Зенон, неприемлемо. Так, пространство не

может состоять из абсолютно неделимых квантов, т.к. они (а) в прин-

ципе не могут быть индивидуализированы (что может, если пустоты не

существует, разделять их?); (в) не имеют частей (поскольку недели-

мы), а потому и протяженности 5102 0и, следовательно, не могут быть

квантами 1пространства 0. (Ситуация с квантами времени аналогична).

Обратим внимание: понимание пространства и времени как 1абстрактно

1дискретных 0означает 1субстанциальное 0понимание их сущности, и непри-

емлемость первого свидетельствует о несостоятельности последнего.

Таким образом, отрицание исходного положения должно, в свою оче-

редь, подвергнуться отрицанию. Выяснив, что пространство и время не

могут быть ни непрерывными, ни дискретными, Зенон признал их бытие

иллюзорным (его подход и повторен в идее о макроскопическом харак-

тере пространства и времени), с чем согласиться, конечно, нельзя.

Тем не менее его вклад в анализ обсуждаемой проблемы трудно перео-

ценить. У Зенона, отмечал Гегель, мы находим "более высокую степень

сознания того, что одно определение подвергается отрицанию, что это

отрицание есть само... определение" и что в итоге "должны быть от-

рицаемы оба противоположные определения, а не одно из них" 5103 0. Ге-

гель, подчеркнем, был далек от мысли, что необходимость отрицания

отрицания, о котором идет речь, означает абсолютную ошибочность от-

рицаемых утверждений: неприемлемость этих утверждений обусловлена

их односторонностью, т.е. неполнотой. Отрицание исходного тезиса и

его отрицания должно иметь своим результатом, считал он, синтез по-

ложительного содержания обоих 5104 0.

С точки зрения материалистической диалектики неприемлемость по-

нимания пространства и времени как только непрерывных или только

ш1.0

дискретных (в обоих случаях оказывается невозможным понимание дви-

-------------

5102 0Пространственные свойства объекта (размеры и форма) - это, на-

помним, 1внешнее проявление 0его 1внутреннего строения 0.

5103 0 См. 1Гегель Г. 0 Цит. соч. С. 271-272.

5104 0Только отрицание отрицания, напомним, дает 1подлинное 0утвержде-

ние (см. с. 13).

.

ш1.47

55

жения) означает, что мы имеем дело здесь с единством противополож-

ностей, ни одна из которых, следовательно, в отдельности не выража-

ет существа дела с необходимой полнотой. Суть этого подхода сформу-

лировал В.И.Ленин: "Движение есть сущность времени и пространства.

Два основных понятия выражают эту сущность: (бесконечная) непрерыв-

ность и "пунктуальность" (= отрицание непрерывности, 1п р е р ы в 0-

1н о с т ь 0). Движение есть единство непрерывности (времени и прост-

ранства) и прерывности (времени и пространства)" 5105 0.

Чтобы конкретизировать это положение, необходимо вспомнить, что

движение существует в различных взаимосвязанных видах: нет "взаимо-

действия вообще", а есть взаимодействие гравитационное, электромаг-

нитное, квантовомеханическое (сильное и слабое). Поэтому недели-

мость квантов пространства и времени, как и их делимость, относи-

тельна: пространство 1внутри атома 0 неделимо 1для механического 0движе-

ния,- последнее потому и возможно, что проходимый телом путь нельзя

1до бесконечности 0делить на части (см. рассуждение Зенона, приведен-

ное на с. 53), будучи 1делимым 0 для 1электромагнитного 0 (ибо связь ядра

и электронной оболочки в атоме является электромагнитной); прост-

ранство 1внутри ядра 0атома 1неделимо 0 для 1электромагнитного 0 взаимо-

действия (ибо связь отталкивающихся электромагнитным образом частиц

в ядре обеспечивается неэлектромагнитным взаимодействием), но 1дели-

1мо 0для 1ядерного 0 1 0и т.д. Таким образом, существование неделимого в

рамках определенного структурного уровня организации материи эле-

мента материи лишает силы рассуждения Зенона для каждого структур-

ного уровня реальности. Если бы каждое из взаимодействий было жест-

ко локализовано в отдельной пространственно-временной ячейке, куда

был бы "закрыт доступ" другим взаимодействиям, то Зенон смог бы без