даленной перспективой интересы и цели, так или иначе решает вопро-
сы, касающиеся проблемы смысла жизни.
Философское познание мира начинается с фиксации категорией "бы-
тие" 1существования 0 человека и окружающих его объектов. "Категория
бытия,- отмечается в учебнике 52 0,- выступая предельно общей абстрак-
цией, объединяет по признаку существования самые различные явления,
предметы и процессы: природные объекты, их свойства, связи и отно-
шения, человеческие коллективы и отдельных людей, социальные инсти-
туты, состояния человеческого сознания и так далее. Все существую-
щее - это и есть мир, к которому мы принадлежим". Велика ли роль
данной категории в философском понимании действительности?
Очевидно, нет. Ведь в качестве 1предельно 0 общей абстракции она по
существу является полностью бессодержательной. Еще Аристотель обра-
щал внимание на то, что между объемом и содержанием (информативнос-
тью) понятия существует обратная зависимость:
объем содержание
_____________ .
_животное .
_осел .
. _____________
Ясно, что мы получаем больше информации, узнав, что "там осел", не-
жели в случае, когда нам сообщили, что "там животное"... Ведь 1суже-
1ние 0объема понятия 1 0при переходе (в нашем примере) от "животного" к
"ослу" 1достигается 0 посредством указания отличительных признаков, то
есть 1 посредством введения дополнительной информации 53 0.
В качестве 1 исходной 0 ступени осмысления мира категория "бытие",
ш1.0
когда природные объекты и человек, человеческие действия и помыслы
-------------
52 0 "Учебником" мы называем "Введение в философию" (Ч. II). М., 1989.
53 0 Если мы знаем, что осел - это животное с такими-то признаками, то
мы знаем, следовательно, что такое "животное" и, 1 кроме того 0, чем
это животное отличается от всех прочих.
.
ш1.49
7
рассматриваются 1 только 0 как существующие, необходима. В 1 конечном 0 же
счете бытие должно быть понято как 1 единство разнообразного 0, включа-
ющее определяющее и определяемое, существенное и несущественное,
необходимое и случайное (и так далее), как бытие природное и чело-
веческое, материальное и духовное.
Категория бытия в том виде, как она охарактеризована выше, не
позволяет даже поставить основной вопрос философии, поскольку мате-
риальное и идеальное фиксируются в ней 1только 0 в качестве 1одинаково
существующих. Здесь мы имеем дело с тем, что Гегель называл абст-
рактным, чистым бытием. "Рассудок,- отмечал он,- изолирует бытие и
небытие как истинные и значимые; разум, напротив, познает одно в
другом, познает, что в одном содержится его другое. Если мы отре-
шимся от представлении о бытии как о наполненном сущем, то чистое
бытие есть та простая мысль, в которой все определенное подвергает-
ся отрицанию... Но ничто есть то же самое..." 54 0. Это, как нетрудно
понять, верная и глубокая мысль. В самом деле, если мы говорим:
"что-то 1существует 0", то в сущности 1ничего 0 не утверждаем, как и в
случае, если речь идет о том, что "что-то 1не существует 0"...
Таким образом, "чистое" бытие при попытке его мыслить превраща-
ется в свою противоположность. (Это же происходит, как справедливо
обращал внимание Гегель, и с "чистым" небытием: "И в самом деле,
ничто превращается в нечто, когда его мыслят или высказывают; мы
что-то говорим, что-то мыслим, когда желаем мыслить и выразить нич-
то" 55 0). Поэтому первой содержательной, конкретной категорией ( 1конк-
1ретное 0, в отличие от абстрактного,- это нечто в единстве всех своих
различных сторон) у Гегеля выступало становление как единство бытия
и небытия. Результат становления - 1наличное бытие 0 (нечто и иное),-
бытие 1определенное 0, обладающее качеством и количеством.
Вот эта категория наличного бытия и заслуживает внимания в инте-
ресующем нас отношении. "Нечто и иное"... Здесь мы имеем дело с
многообразием качественно и количественно определенных, взаимосвя-
занных объектов, образующих поле деятельности человека. Философский
анализ универсальных сторон этой деятельности и их взаимоотношения
ш1.0
(соответствующее решение основного вопроса философии) с необходи-
-------------
54 1 Гегель Г 0. Лекции по истории философии. Кн. I. СПб., 1993. С. 290.
1Различение рассудка 0 1и разума 0 очень важно для философии. 1Рассудок
- это недиалектическое мышление, 1разум 0 - диалектическое. Разум, в
частности, понимает, что всякое качество существует в 1определен-
1ных 0 количественных рамках, что нечто, доведенное до крайности,
переходит в противоположность, что во всем есть некая 1 мера 0...
55 1 Гегель Г. 0 Цит. соч. С. 264.
.
ш1.49
8
мостью подводит к вопросу о 1первооснове 0мира, его субстанции. Пос-
кольку анализ универсальных сторон деятельности человека выявляет в
ней как объективные, так и субъективные моменты, постольку сущест-
венно важным является категориальное различение существования объ-
ективного, независимого, первичного и существования вторичного,
производного, не обладающего субстанциальным характером. Для фикса-
ции этого различения и нужна категория материи.
Современное понимание материи возможно лишь на основе анализа
ключевых этапов процесса ее познания 56 0. Сколько-нибудь содержатель-
ное рассмотрение этих вопросов неосуществимо в небольшом пособии 57 0.
Поэтому очень кратко отметим в этой связи лишь следующее.
Понятие "материя" формировалось прежде всего в ходе развития ма-
териализма. Еще философы милетской школы поняли, что первооснова
вещей не может быть ни чем-то 1 одно 0качественным, ни чем-то 1 бес 0ка-
чественным: в обоих случаях она рано или поздно пришла бы в равно-
весное состояние, т.е. оказалась бы 1всюду одинаковой 0, 1однородной 0и
потому - не способной 1порождать многообразие 0 изменяющихся вещей.
( 1Где нет различия, 0обратим внимание, 1не может быть 0и 1движения 0). По-
этому 1субстанция 0( 1перво 0основа вещей) должна быть 1многокачественной
и 1многокомпонентной 0. Последнее мы и находим у Демокрита, например.
Но мыслить материю (субстанциальную основу вещей) как совокуп-
ность электронов, протонов, нейтронов, квантов каких-либо полей (и
тому подобного) не следует: в этом случае она окажется чем-то 1конк-
1ретно-определенным 0, что рано или поздно придет в равновесное состо-
яние... Поскольку в качестве 1 перво 0основы всего существующего она
должна обладать способностью 1 само 0движения, постольку разумно такое
определение: "...Материя есть объективная реальность, данная нам в
ощущении" 58 0; "Материя есть философская категория для обозначения
объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, ко-
торая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями,
ш1.0
существуя независимо от них" 59 0. (В первом случае речь идет о материи
-------------
56 0 Даже, например, первый закон Ньютона невозможно 1 непосредственно
проверить на опыте. (А ведь это,- по современным меркам,- элемен-
тарная познавательная ситуация). Поэтому, как подчеркивал Гегель,
единственный способ обоснования истинности теоретических принци-
пов - это доказательство того, что они являются необходимым ито-
гом всего процесса познания.
57 0 Знакомство с соответствующим материалом предусмотрено историко-
-философским разделом программы курса философии. Наряду с учебни-
ком см. "Основы философских учений" (Ч. I). М., МИИТ, 1996.
58 0 1Ленин В.И. 0 Полн. собр. соч. Т. 18. С. 149.
59 0 1Там же. 0 С. 131.
.
ш1.49
9
как категории 1бытия 0, 1онтологической категории 0, во втором - о фикси-
рующем ее 1понятии, категории 0 1гносеологической 0) 510 0.
В определении материи, обратим внимание, слова "данная нам в
ощущении" не следует понимать 1 только 0 буквально. Эти слова обознача-
ют 1 атрибут действия 0: всякий материальный объект находится в движе-
нии (подробнее об этом - в разделе 3.1), действуя на другие матери-
альные объекты ( 1в частности 0 - на органы чувств человека) и испыты-
вая их действие. Соответственно 1 материальный 0 объект - это объект,
существующий объективно и обладающий атрибутом действия, который
поэтому обнаруживает свое существование посредством взаимодействия
с другими материальными объектами и который, следовательно, рано
или поздно может быть зафиксирован человеком либо непосредственно
(через ощущение), либо опосредовано (через приборы).
Ясно, что быть данным в ощущении может быть лишь 1наличное бытие 0,
но никак не бытие "чистое"... Иначе говоря, соотношение исходных
категорий материалистической диалектики можно представить так:
_. Р Е А Л Ь Н О С Т Ь ( 1чистое 0 1бытие 0) .
_. ОБЪЕКТИВНАЯ : СУБЪЕКТИВНАЯ .
ДАННАЯ В ОЩУЩЕНИИ : НЕ ДАННАЯ В ОЩУЩЕНИИ :
( 1материя 0) : ( 1отношения 0 - закон, вре- : 1 сознание
: мя и пространство, ...) :
Это означает, что нередко встречающееся отождествление категорий
"материя" и "объективная реальность" неправомерно: материя - это не
всякая объективная реальность, а лишь 1 обладающая 0 1атрибутом дейст-
1вия. 0 Например, несостоятельна трактовка пространства и времени как
"видов материи", хотя они и объективны (на этом мы остановимся в
разделе 4). Не различать категории "объективная реальность" и "ма-
терия" допустимо лишь в рамках решения некоторых вопросов гносеоло-
гии, когда не имеет существенного значения различение чувственного
и рационального, эмпирического и теоретического, например.
Так для чего же требуется столь широкое понятие, как "материя"?
Ведь от того, что разнообразнейшие вещи мы объединим в одном поня-
тии, различий между ними не станет меньше... Для ответа на данный