исторического процесса с гносеологией, была и в онтологии. Так как
сущность сознания есть отражение в нем материальной жизни и условий,
то процесс целеполагания у человека есть процесс отражения окружающего
мира в форме образа предстоящей практической деятельности.
Исторический материализм. Идея внести материализм в понимание
общества есть основа всех общественных наук типа социологии. Исходный
пункт: основа любого человеческого общества --- добывание средств к жизни.
Отсюда базисом являются те отношения, в которые люди вступают при
производстве своей жизни, который облекается надстройкой - политико
юридической, общественной и др. Каждая система произ отнош возникает
на определенном этапе развития производственных сил. когда есть
соответствие, то производственные силы имеют большие возможности для
развития (предметы производства, знания и опыт, человек). Когда пр отн
отстают, то это почва для социальных революций.
Надстройка-совокупность духовных образований (теории, учения,
религия, искусство), отношений между людьми- идеология и учреждений и
организаций -суды, партии, церковь и т.д.Надстройка вначале служит
укреплению базиса, но в ходе развития и возникновения противоречий
возникает новые надстроечные формы, активно воздействуя на базис.
Новый базис вызревает в рамках старого, и кол перех в кач,
революционный переход о одной ощественно-экономической формации к
другой.
Общественно-экономический формации - первоб, рабовлад?, феодал,
капитал, коммунизм первая стадия --- социализм. Эта теория позволяет
исследовать историческое события в рамках истолкования породивших их
по, искать общие черты разных стран на одной ступени общ развития, т.е.
использовать общенауный критерий повторяемости. К тому же человеч
общество рассматривается как единый соц организм ис вести стремления
отдельных людей к действиям больших групп, классов в рамках одной
формации. Основной движущей силой истории выступают народные массы,
хотя роль личности не отрицается. Сознание является не абсолютно
самостоятельной силой, но имеет свое обоснование в материальном
жизненном процессе. Люди сами творят историю, но не по произволу, так
как находятся в некоторых экономических условиях., что обуславливает
мотивы их действий.
Отчуждение--- процесс превращение деятельности человека и продуктов
этой деятельности в самостоятельную, довлеющую над человеком силу.
Следствие этого--- фетишизация предметного мира. Субъект
превращается в объект манипуляций, что появляется в апатии, атрофии
гуманитарных ценностей. формы отчуждения: 1) опустошение и обеднение
труженика в процессе труда; 2) отч условий деятельности от
деятельности - противостояние условий труда (собственность на средства
произ, управление, организация) - субъекту труда; 3) отч результатов
деятельности от субъекта;4) отч теории от практики, что дает
отклонения в сознании и поведении членов общества; 5) соц структур и
институтов от трудящихся -- бюрократическая машина.
Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах.
1.Рабоч использует матер, взятые у природы и получает в итоге нужные для
жизни предметы, продукты труда. Ни исх материал, ни прод ему не
принадлежат - они ему чужие. Чем больше р. работает, тем больше мир предм,
не принадл ему. Природа делается для раб только средством труда, а
предметы, кот создаются в производстве - средством жизни, физ
существования. Раб полностью от них зависит.
2. Процесс труда для р принудителен. Но такой труд - это не удовлетвор
потребности в труде, а только средство для удовлетвор др потребностей.
Только вне труда р. распоряжается собой - т.е. свободен. Т.о он свободен
только осущ. жизненные функции, общие у чел с животными. А труд - форма
деят, специф для чел, для раб представляется унижением в себе человека.
3. Труд подневольный отнимает у чел его "родовую" жизнь. Род челов. живет
в природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир. Эта связь - деятельный
контакт с прир, в кот главное - труд, производство: "...производственная
жизнь и есть родовая жизнь". Но для раб труд - лишь средство для
поддержания собственной жизни, а не рода. Р относится к прир и
производству не как своб человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это и
значит,что у раб отобраны и родовая жизнь и чел сущность.
4.Подневольный труд порождает отчужд между людьми. Раб чужды друг другу,
поскольку они конкурируют за возм трудиться.
Не только р. но и все люди являются отчужденными. Отнош между людьми тоже
отчужденные и различия только в видах и уровнях отч. М указывает на сущ
первичных и вторичных уровней отч. Почему же чел становится отчужденным?
Отч труд равнозначен сущ частной собственности. Ч собств - основа экон
жизни. На частнособственнической экономике держится вся история. Это
значит, что эконом история - ключ к пониманию челов жизни как таковой.
"Религия, семья, гос-во, право, мораль, наука, искусство... суть лишь
особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону". Жизнь людей
в усл отчуждения калечит их, делает "частичными индивидами" или
неразвитыми, недочелов существами. "Частная собств сделала нас настолько
глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет явл нашим лишь когда мы
обладаем им... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем -
употребляем... Поэтому на место всех физ и духовных чувств стало простое
отчуждение всех этих чувств - чувство обладания".
Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный
отчуждению, - присвоение чел собственной подлинной сущности. М связывает
его с общ преобразованиями, с освобождением кот в основе имеет уничтожение
отчужд труда. Что будет , если чел начнет производить как человек, т.е. не
подневольно. В этом случае труд станет средством саморазвития человека, в
реализацию человеком своих лучших сторон.
Характеристика присвоения челов собственной сущности, или превращ труда
из принуд в человеческий рассматр М по тем же параметрам, что и процесс
отчуждения: 1. по присвоению предм труда и его результата 2. по
освобождению самой деятельности 3.присв человеком труда общей родовой
сущности 4.гармонизации отношений между людьми.
Здесь М создает грандиозную по своему пафосу картину челов, живущего в
единстве с природой, преобразующего прир в соответствии с ее законами.
Гармония с внешней прир осущ в деятельности, в кот человек реализует свои
цели не по законам утилитарной пользы, а по зак красоты. Внутренняя прир
чел также преобразуется. Вместо отчужденного недочеловека появляется
человек, само природное развитие есть гармоничный р-т всей истории чел
общества. В человеке начнут реализовываться способности, пока еще
реализующиеся не у всех (музык ухо, художественно развитый глаз). -
творческие способности.
Универсально развитый, жив в единстве и гармонии с внешней и внутренней
природой чел - таков идеальный фил образ, рисующийся М в качестве ядра
коммунист идеала. Уничтожение ч собственности необходимо, но недостаточно
для присвоения людьми челов сущности.
\newpage
{\sf 14. Позитивизм и неопозитивизм (основные принципы и эволюция).
Позитивизм и наука. Позитивизм в XX веке.}
Во второй пол 19в позитивизм становится наиболее влиятельным течением
зап фил. П. объявил единственным источником истинного знания конкретные,
частные науки и выступил против ф. как метафизики, но за ф. как особую
науку. Под метаф. они понимали умозрительную ф. бытия
(онтологию,гносеологию)
П - фил позитивного знания, отвергающая теорет спекуляции
и умозрения как средства получ знания.
Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в
целом. Т.о. если ф. научна то она должна распрощаться с попыткой судить о
мире в целом. Это реакция на неспособность старой философии решить
проблемы, связанные с развитием науки. Понятия прежней философии (о
бытие, сущности, причинах), которые в силу их высокой абстрактности
не могут быть проверены или разрешены посредством опыта, позитивизм
объявил ложными и лишенными смысла. П предпринял попытку осмысления
истины на основе точного экспериментального знания. Идея знать - чтобы
предвидеть, предвидеть --- чтобы обладать силой. Фактически
оказалось, что позитивисты отрицали сущностное познание мира, так как
ориентировались только на чувственное познание. Причем сами категории
позитивизма --- отрицание умозрения, феноменализм --- оказались
слишком уморительными, метафизическими.
3 этапа в эволюции позитивизма:
1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер
2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус.
3. Неопозитивизм (с сер 20х гг20) - Шлик, Карнап ,Нейроз , Витгенштейн,
Б.Рассел.
Основатель поз О.Конт (1798-1857). его работа: "Курс позитивной филос"
Основные идеи этой работы, три закона: 1) трех стадий;2) постоянного
подчинения воображения наблюдению;3) энциклопедический закон,
классификация наук.
1.Попытка классиф наук. Иерархия наук должна быть выстроена от простого к
сложному, при кот логическое производит историческое. Низшая ступень -
наука наиболее абстрактная и обладающая наибольшей всеобщностью
(математика, далее: астрономия, механика, физика, химия, физиология,
социальная физика - социология) математике отводится главная роль
как основе количественных методов исследования. Логика отсутствует
напрочь.
2.Пытался определить науку по ее предмету. Однако он исходил при этом из
кантовского идеализма, предполагая, что науки имеют дело с метафизика с
вещью. Так как вещи нельзя познать, то метаф должна быть отвергнута.