Смекни!
smekni.com

Билеты по философии (кандидатский минимум) (стр. 14 из 46)

Затем было предложено для выясн истинности предл. сравнивать его с друг

предложениями. Понимание истины как соотв фактам начало уступать место

взгляду на истину как на согласованность предложения с системой др

предложений., что не мб основой знания

Неопозитивизм имел большое влияние30-50 гг. Исследования по формальной

логике и вопросам методологии науки.

\newpage

{\sf 15. Иррационализм в XIX веке. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, его программа

"переоценки всех ценностей" и "имморализм".}

Иррационализм --- философское учение, настаивающее на ограниченности

познавательных возможностей разума и мышления, признающее основным

родом познания чувство, интуицию, инстинкт и т. д. Действительность

считается хаотичной, подверженной игре случая. На рубеже 19-20вв. это

философия жизни, пытавшаяся преодолеть ограниченность

механистического материализма с идеалистических позиций. В центре

лежало понятие жизни как абсолютного, универсального,бесконечно

уникального начала жизни, которое, в отличие от материи и сознания,

активно, многообразно, вечно движется. жизнь нельзя познать чувством

или разумом, постигается только интуитивно, доступна лишь переживанию.

Артур Шопенгауэр(1788--1860) последователь Канта, особенно его учения

об априорных формах чувственности. выделял два аспекта постигания

субъекта или Я: тот, который дан в качестве объекта восприятия, и

ото, который сам по себе, то есть проявлением воли. Мир обусловлен

субъектом и ограничен сферой видимости. Сторонник волюнтаризма,

Сознательная воля у него подчинена слепой, неразумной, бесцельно

действующей мировой воле.Критика кантовской вещи в себе

трансформировалась в утверждении воли к жизни в качестве основного

движущего фактора развития и безусловного первоначала мира.Все явления

суть разные ступени объективации воли. Познание, в т.ч. научное, имеет

приспособительный характер. Воля, будучи темной и таинственной силой,

крайне эгоцентрична, что означает для людей беспокойство, конфликты и

тд.Этический идеал Ш - нирвана, полный аскетизм, умерщвление

воли.Другой путь освобождения от страданий --- искусство, художник

созерцает саму сущность воли и ее адекватные вечные объективации

(идеи), что позволяет умиротворить неистовство воли.

Ницше Фридрих (1844-1900).Претерпел эволюцию от

романтической эстетизации опыта культуры через "переоценку всех

ценностей" и критику европейского нигилизма к всеобъемлющей

концепции волюнтаризма. Основные положения:

1) все существующее есть воля к власти и могуществу;

2) перспективизм --- сам мир есть множество борющихся друг с другом

картин мира (перспектив), исходящих из центров власти(силы).

Противник противопоставления истинному миру мира эмпирического.В

основе морали он видит желание (зачастую, бессознательное)

физиологически слабых индивидов господствовать над сильными и здоровыми.

Апелляция к разуму и правде есть замена физического насилия, способ

одной воли доминировать над другой. В том же смысле значима и любая

рациональная аргументация. В любой фил полемике речь идет не о поиске

истины, а о жизнеутверждении одной стороны за счет противоборствующей.

Аналогично наука, ценности. все это суть субъективные интерпретации

внешнего мира, за которыми стоит цель сохранять некие формы жизни..

Увязывает критику метафизики с критикой ее языка.Подчерк

несоизмеримость категориальной схемы описания мира реальному

положению дел, отсюда неспособность языка, следовательно, и мышления

представить какие-либо знания независимо от языка или мышления.

Убеждения в фальсифицирующей природе языка и мышления приводит его к

мысли о доминирующей роли действия и воли. Все всеобщие и необходимые

истины и тд. всего лишь удачные находки в борьбе за жизнь и власть, в

тоже время он не совсем произвольны, так как определяются

органическими чертами человека как вида и его ресурсами, причем они

постоянны. Всякие понятия определены полезностью в рамках

трансцендентального жизненного процесса.

Вводится понятие "родового субъекта", цели и интересы которого скрыты

от отдельного индивидуума. Для него предрассудки разума и формы

жизни являются априорными и принудительными, он не может не следовать

им. Отсюда фаталистическая идея о вечном возвращении одних и тех же

заблуждений, войн, иллюзий, Противостоит этому идея сверхчеловека,

необходимость( в тч и через воспитание, и через селекцию) преодоления

свойств человеческой природы, например, структуры чувственности.

\newpage

{\sf 16. Психоанализ и философия фрейдизма. Неофрейдизм.}

Фрейдизм - название теории и метода психоанализа. Назван так по имени

Зигмунда Фрейда австр.врача-невропатолога и психиатра. Убежденный

детерминист,Фрейд,исследуя

причины патологических процессов в психике, решительно отказался от

материалистич.в своей основе попыток объяснить изменения содержания

психических актов физиологическими причинами. Но одновременно он

совершенно отошел от материалистического мировоззрения, отказался от

объективных методов исследования психики .

Суть ее состоит в отрыве психики от

материальных условий и причин, ее порождающих. Психика рассматривается как

нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам и

управляемое особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащими

за пределами сознания. Над душой человека властвуют, как рок, неизменные

психические конфликты бессознательных стремлений к наслаждению (прежде

всего половому), к агрессии с "принципом реальности", к

кот.приспосабливается сознание. Все психические состояния, все действия

человека, а затем и все исторические события и общ-ые явления Фрейд

подвергает психоанализу, т.е.истолковывает как проявление бессознательных,

и прежде всего сексуальных, влечений. Так, идеальное-психическое (и прежде

всего непознаваемое "Оно" - бессознательное) становится у Фрейда причиной

истории человечества, морали, искусства, науки, религии, государства,

права, войн и т.п.

В первом приближении теория такова. Либидо, в первых работах

сексуальная энергия человека, явл движущей силой психики. Процесс

развития сознания связан в первую очередь с фазами сексуального

развития ребенка. Но свободное выражение сексуальности подавляется

обществом и воспитанием, накладывается ряд табу, тогда вступают в

действие вытеснение и сублимация.

Стыдные поступки, запретные мотивы и желания вытесняются в область

бессознательного, но продолжают жить в психике человека и оказывают

влияние на его действия. Но энергия либидо не может накапливаться, не

находя выхода. Поэтому срабатывает механизм защиты, и энергия

осуществляется в разрешенных действиях -- спорт, искусство, работа,

творчество. Таким образом, либидо становится движ силой прогресса.

если сублимация не происходит, то человек может психически заболеть.

Конь-бессознательное и всадник-разум. Если конь взбесится, то несет

всадника, куда ему вздумается. Рационализация --- понятие

психоанализа, обозначающее способность и стремление человека

объяснить разумными доводами свое поведение, продиктованное мощными

импульсами из бессознательного.

Раздвигая рамки учения и под влиянием критики, а так же поразившего

его факта, что на войне многие сами искали смерти, учение изменилось.

Либидо истолковано как Эрос и жизненная сила вообще, и введено новое

стремление --- влечение к тому, откуда мы произошли. Так как произошли

от неживого, то это влечение к смерти Танатос(инстинкт агрессии).

схема психики состоит из трех слоев. Древний, глубинный,

неосознанный -Оно. Оно живет в себе и для себя, не считаясь с внешним

миром. определяет судьбы народов и даже мира. Второй слой- эго-Я,

сознание и самосознание личности. Его функция - быть посредником

между эмоциями, которые задает Оно и внешним миром, между влечением и

его удовлетворением. Третий слой сверх-Я-подсознание, формируется в

процессе воспитания и впитывания социальных норм. Зачастую

неосознаваемые, они функционируют в качестве внутреннего цензора

между Оно и эгоЯ. несоответствие требований реальности, требований

Оно и сверхЯ приводит к депрессиям, чувству страха,

подсознательное--- это место, где хранятся

некоторые знания и воспоминания, не прорывающиеся в сознание.

Свел социальные явления к биологическим, при этом подчеркивал

репрессивный характер культуры, то есть соц нормы и ценности,

моральные установки и политические огран подавляют естеств инстинкты

людей, тем самым лишают их свободы, наслаждения и счастья. По его

мнению, люди были бы счастливее, если бы отказались от цивилизации.

неудовлетворенности.

Последователи Адлер индивидуальная психология, основная движ сила ---

стремление к преодолению комплекса неполноценности, недост соц

положения, фмзич недостатков. Сновидение есть предвидение подсознанием

проблем личности, а задача психологии --- корректировать тот план

жизни, который формируется у человека в детском возрасте и и

определяет дальнейшее поведение личности.

Юнг ввел понятие коллективного бессознательного, где в виде

изначальных психологических структур -архетипов хранится опыт

человечества. Основное содерж сих жизни ч-ка - "индивидуализация",

стремление к самореализации. Если жизнь этому препятствует,

происходит оживление архетипов бессознательного, возникают

символические образы, захватывая человека.толковал архетипы. При этом

считал, что на них покоятся все великие идеи. Способствовал развитию

сравнительной мифологии. иррационалистические стороны были