быть проявлением сущности второго, более глубокого порядка и тд.
Сущность исследуемых явлений позволяет прогнозировать их в будущем.
Агностицизм разрывает сущность и явл, говоря о непроявлении и
непознаваемости сущ, считая ее первичной и приписывая ей божественное
происхождение. Субъект идеализм отрицает сущность, говоря, что разум
диктует законы природе, а явления есть элементы мира, комбинации
психического и физического.
КАТЕГОРИЯ ЕДИНИЧНОЕ И ВСЕОБЩЕЕ.
Все вещи и события мира различны между собой, единичны в своем бытии. В
"лепке" единичного участвует несметное множество неповторимых условий,
масса случайностей. Единичное есть объект взятый в своем отличии от др
объектов в их неповторимой специфике. В кач единичного может
рассматриваться не только отдельный предмет, но и целый их класс, если он
берется как нечто одно, а также отдельное свойство или признак предмета,
если он берется в своей индивид неповторимости.
Единичное суть категория, выраж относительную обособленность,
дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени
объектов, с присущими им специф особенностями, составляющими их
неповторимую качественную и количеств определенность.
Однако бескон разнообразие - это лишь одна сторона бытия. Др сторона закл
в общности вещей, их структур, свойств, отношений. Нет 2х абсол различных
вещей. Все люди индивидуальны, но все они облад чем-то общим, что выраж в
понятии "Человек". Общее - это единое во многом. Никакая деятельность,
никакая наука не были бы возм, если бы не сущ возможности выделить в вещах
нечто общее. Как сходство признаков опр вещей общее доступно
непосредственному восприятию. Будучи закономерностью оно выраж в форме
понятий и теорий Законы формир на основе общего и включает в себя это
понятие. Хотя общее и помогает нам приблизиться к сущности, тем не менее
нельзя смешивать его с самой сущностью. Платон : "Чел - двуногое сущ,
лишенное перьев"(шутка), на что ему принесли ощипанную курицу. Здесь
обыграно ложное утверждение сводившее общие свойства людей к их сущности.
Кроме того общее соотносится не со всей сущностью как с неким системно
организованным целым, а лишь с каким-либо атрибутом этого целого.
Почему же общее привязано к единичному? Да потому, что в силу
дискретности мира общее не дано нам иначе, как через единичное. Общее не
сущ отдельно, оно сущ как закон рождения и жизни единичного. Оно содержит
в себе закономерность протекания процессов в люб единичном явлении данного
класса Действие закономерности, анонимная власть общего выраж только в
единичном и через единичное. Т.о., как единичное невозможно без общего,
так и общее невозм без единичного, кот служит предпосылкой и субстратом
общего.
Если признать, что общее проявл не иначе как в единичном и через него, то
это значило бы, что все сущ единичности неразличимы. Однако нет абсол
тождеств вещей. Такое различие единичностей фиксируется категорией
особенного. Особенное означает меру и способ объединения общего и
единичного в одном явлении.
Наука имеет дело прежде всего с обобщениями и оперирует общими понятиями,
что дает ей возм устанавливать зак. Но для успешной практ деятельности
надо знать не только общее, но в полной мере учитывать единичное и
особенное. Не сущ никаких шаблонов пригодных везде однозначно без учета
индивид особенностей: особенное богаче общего. (болезнь)
В познании можно идти 2 путями: путем отвлечения от единичного, случайного
к образов общих понятий, теорий, отраж существенное, и, наоборот, через
нахождение наиболее характерных единичных событий, кот при всей
уникальности как бы непосредственно являют собой общее,
закономерное.(история)
Познание мира с т.зр. соотн-я "е-о" предпол. умение
сравнивать предметы, выявл. их сходство и разл-е, осознавать отдельн.,
единичн. хар-р реальн. предм., классифиц. их. Рельн. предметы единичны,
общее в отл. от ед. представл. не конкр. простр-временными предметами, а
чертами сходства. Этому посв. полемика ном. и реализма. Диал-ка е. и. о.
проявл. в том, что общее не сущ. само по себе, а связ. с единичным, сущ. в
нем и через него. Единичное же входит в тот или иной класс предм., заключ.
в себе его общ. черты. Общее мыслится не как голая абстракция, но в
неразрыв. связи с многообразием единичн предметов. Диал-ка общего и
единичного отраж. в языке, облад. мощной спос-стью к обобщению. Речев.
выр-е индив., неповт. ситуаций стирает черты индив-сти. Вместе с тем язык
обл. мех-ми индивидуализации предметов, событий, указаний на конкр.
единичн. явл (напр., имена собств., опис. инд. черт, пространств.
локализации, врем. даты и их сочет. Процедуры индивидуализ. имеют больш.
знач-е для выд-я конкр. единичн. события, факта, обесп. информативн. хар-р
познания.
\newpage
{\sf 22. Реальность объективная и субъективная. Проблема идеального.
Материя как объективная реальность.}
Реальность --- это бытие вещей в его сопоставление с небытием.
Отличали от действительности, то есть реальность есть бытие чего-л
существенного в данной вещи, бытие ее самой, а действительность есть
наличие всего существенного и несущественного в данной вещи.
Объективная реальность --- весь материальный мир в целом , все,
существующее независимо от чел сознания и первичное по отношению к
нему. По отнош к индивиду --- это то, что сущ вне его сознания и
отражается им, но по отн к другим людям он сам вместе со своим
сознанием будет объект реальностью. Содержит в себе совокупность разл
мат объектов, их свойства, время, пространство, движение, общ
явления, гос, культуру. Субъективная реальность --- это то, как
объект реальность отражается в сознании чел, дана нам в ощущениях.
Идеальное есть субъективный образ объективной реальности,
возникающий в процессе деятельности ч-ка. Идеальное есть не что иное,
как материальное, пересаженное в голову ч-ка и преобразованное в ней.
Ранее предметы рассматривались как нечто внешнее, противостоящие
субъекту объекты созерцания, а не деятельности. В рез-те идеальное
оказывалось совокупностью реакций организма на воздействие внешних
сил или проявлением духовной активности субъекта. При этом связь
его духовных и телесных проявлений выступала как непостижимая.
Для идеалистов идеальное есть проявление особой нематериальной
субстанции, мирового разума. Видели в ней исходный и конечный путь
бытия, абсолютизировали ее роль. С точки зрения марк - идеальное есть
образы не зависящего от челов бытия и совокупность общ значений,
образующих цели и мотивы его сознательной деятельности. Эти образы
не только отражают, но и несут на себе печать отнош людей, навыков и
способов их деятельности и общения. Сознание оперирует не реальными
объектами, а их образами, языковыми значениями и смыслом, которые
выступают в качестве заместителей вещей и их моделей. Идеальное
способно исследовать законы и на их основе проектировать будущее.
Правда, способно создавать и иллюзорное представление, искажающее
действительность. Поэтому стоит вопрос о соотнесении идеального с
реальной действительностью и выяснение критериев истинности
представлений.
Идеальное есть способность иметь информацию в чистом виде и
оперировать ей во времени. В идеальном есть возможность производить
любые умозрительные эксперименты. свойство идей --- это их
совершенство, идеал, который сущ сам по себе и нереализуем ни в
каком чувственно-воспринимаемом явлении. идеальное есть
конструирование и проект будущего. Типы идеального:
индивидуализированное и общественное, когнитивное или аксиологическое,
конкретное или абстрактное, реальное или формальное. соотношение мат и
идеального мат1---идеальное отражение этого предмета--- идеальный
предмет2---воплощение его в мат2. идеальное подлежит реализации в
деятельности человека.
Материя - фундаментальная исходная категория фил., от того или иного ее
понимания зависит решение практ всех других ф проблем. От лат materia -
вещество Это веществ значение удерживалось до 20в., когда произошла револ
в физике.
Первой ступенью в осознании материальности мира был стих материализм.
Началом форм понятия материи явился переход от качеств разнообразия сущ
вещей к понятию единой, объемлющей это кач разнообразие основы мира -
первоматерии. Это абстрагирование сложно. Поэтому сначала все кач разнообр
мира выводилось из какого-либо одного тоже качеств определенного, эмпир
воспринимаемого эл-та. (огонь, вода...) Но уже Демокрит заметил, что с
пом. одного кач определ. в-ва невозможно объяснить происхожд другого, так
как он не содержит принципа своего превращения. Дальнейшее развитие мысли
привело к атомистике.
Атомы тоже истолковывались как вещество, как кирпичи всего существующего.
Так зародилась дискретная картина мира. Она была очень плодотворной для
фил и науки в целом. С этой теорией связаны многие открытия в физике
(тяжесть, теор теплоты, сохранение в-ва...). Механика Ньютона позволяла
объяснять большую часть явл и событий мира на основе взаимодействия
атомов. Казалось еще чуть-чуть и физ. картина мира получит полную
завершенность. Г Лиргоф: "Разве осталось еще что-нибудь открывать?"
Однако был открыт электрон, ядерный распад.
Атом оказался вовсе не мельчайшей частицей в-ва. Открытие
электромагн полей и ядерных сил тоже внесли свою лепту. Поле -
принципиально отличное от в-ва состояние материи.
Первоначально поле понималось как окруж какой-нибудь предмет
пространство, для каждой точки кот можно определить величину и направл