Смекни!
smekni.com

Билеты по философии (кандидатский минимум) (стр. 21 из 46)

силы взаимодействия между данным объектом и другим. (поле - атрибут в-ва)

Но затем было доказано, что поле не только атрибут объекта, но и самостоят

реальность, т.е. нов вид материи, основным свойством кот. является

непрерывность.

Все это привело к фил кризису - "Материя исчезла" Этот кризис связан с

утратой представл о материи как о веществе. Изменение массы электр при

измен условий поля или скорости, ядерные реакции - превращение в-ва в

энергию. Ужас...

Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила

обратиться к матем моделям. Некоторые предали при этом материю забвению =

идеализм. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с

механически-вещественным пониманием материи.

Был этот мир глубокой тьмой окутан./ Да будет свет!\ И вот явился Ньютон.\

Но сатана недолго ждал реванша.\ Пришел Эйнштейн - и стало все как раньше\

Мир явл. материальным. Он сост. из разл. предметов и процессов, которые

превр. друг в друга, возник. и исчез., отражаются в сознании, существуя

независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не м.

быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи,

составляет мат. дейст-сть. Диалект.

мат-м развивает иное представление о субстанциональности материи,

рассматривая ее как бесконечно развивающееся многообразие единого мат.

мира. С этой точки зрения материя сущ. только в многообразии конкретных

объектов, через них, а не наряду с ними. Категория материи является

фундаментальным философским понятием.

Диалектико-материалистич.

определение этого понятия было дано Лениным в книге "Мат-м и эмпириокр-м":

"Материя есть ф. категория для обозначения объ. реальности, которая дана

человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется,

отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них." В этом

определении выделено 2 осн. признака: 1) материя сущ. независ. от

сознания; 2) она копируется, фотографируется, отображается ощущениями. 1я

х-ка озн. признание первичности материи по отн. к сознанию, вторая -

признание принципиальной познаваемости мат. мира. Т.о. опр. материи

предстает как сжатая, свернутая формулировка материалистического решения

ОВФ. Сл., оно сразу позволяет провести разграничительные линии между

материализмом, с одной стороны, и идеализмом и агностицизмом - с другой.

Вместе с тем ленинское определение материи заключает в себе и такое

содержание, которое отличает диалектическое понимание мира от

метафизического. В этом определении отсутствуют ссылки на конкретные

свойства и виды материи, нет перечисления каких-либо ее конкретных

характеристик. В традиции материализма были и другие определения. Напр.,

многие материалисты 18-19 в определили материю как совокупность неделимых

корпускул (атомов), из которых построен мир. Но Ленин дает совершенно иное

определение материи. На каждом этапе познания и практики ч-к осваивает

только некоторые фрагменты и аспекты неисчерпаемого в своем многообразии

мира. Поэтому бессмысленно определять материю через перечисление ее

известных видов и форм, если учесть, что последующее развитие познания и

практики будет приводить к открытию новых, неизвестных ранее свойств,

видов и форм материи. Несостоятельны также попытки определить материю,

рассматривая некоторые ее виды в качестве своеобразных "первокирпичиков"

мироздания. Здесь заранее предполагается, что такие "п." вечны, неизменны

и не возник. ни из каких других объектов (если же они возникают из

какого-то предшествующего состояния материи, то тогда они уже не могут

рассматриваться в кач. последнего основания мат. мира). Таким образом,

остается только один способ определить материю - выделить такой предельно

общий признак, который характеризует любые виды материи независимо от

того, познаны они уже или еще только будут познаны в будущем. Таким общим

признаком является свойство "быть объективной реальностью, существовать

вне нашего сознания". Определяя материю посредством этого признака,

диалектический материализм неявно предполагает бесконечное развитие

материи и ее неисчерпаемость.

В основе совр. научн. представл. о строении

м. лежит идея ее сложной системной организации. Любой обьект мат. мира

может быть рассмотрен в кач. системы, то есть особой целостности, кот.

хар-ся наличием эл-тов и связей между ними. Например, макротело можно

рассм. как опр. организацию молекул. Любая молекула тоже является

системой, кот. сост. из атомов и опр. связи между ними. Атом также

представляет собой системное целое - состоит из ядра и электронных

оболочек, расположенных на определенных расстояниях от ядра. Ядро каждого

атома, в свою очередь, имеет внутреннюю структуру. Матер. системы всегда

взаимодействуют с внешним окружением. Некоторые свойства, отношения и

связи элементов в этом взаимодействии меняются, но осн. связи могут

сохраняться, и это явл. условием сущ-я системы как целого. Сохраняющиеся

связи выступают как устойчивые связи, не изменяющиеся при вариациях

системы. Эти устойчивые связи и отношения между элементами системы и

образуют ее структуру. Система - это элементы и их структура. Любой объект

материального мира уникален и нетождественен другому. Наличие общих

признаков организации позволяет объединить различные объекты в классы

материальных систем. Эти классы часто называют уровнями организации

материи или видами материи. Все виды материи связаны между собой

генетически, то есть каждый из них развивается из другого.

Строение материи - физич вопрос. А вопр об отнош нашего познания к миру -

это фил проблема. Поэтому нельзя дать определения центр категории теории

познания как только через ее соотнесение с др, столь же шир категорией -

сознанием и определением того, что из них берется за первичное. Причем

противопол мат и созн имеет абсол значение только в пределах очень огранич

области: исключительно в пределах основного гносеолог вопроса о том, что

признать первичным. За этими пределами относительность данного

противоположения несомненна".

\newpage

{\sf 23. Эволюция представлений о движении, пространстве и времени.

Движение и развитие. Основные формы движения.}

Важнейшими формами бытия являются пространство, время, движение

системность. в истории философии 2 основные точки зрения на время и

пространство. 1--- субстанциальная концепция. Вр и пр есть

самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо

от нее. Отношение между ними как между самостоят субстанциями.

НЕЗАВИСИМОСТЬ св-в пр и времени от протекающих в них мат процессов.

2--- реляционная. Пр-во и время не сам сущности, а суть системы

отношений, которые образуют между собой мат объекты. Вне системы

взаимодействий пр и время не сущ. Зависимость прова и времени от

взаимодействия материальных систем. в античности начали рассматривать

проблему. Парменид --- движения не существует. Апории Зенона как

проблематика непрерывности пр и времени. В соответствии с Демокритом

прво до 20 вв отождествляется с пустотой, считается абс и вечным. Его

свойства изотропно, однородно. Время однородно и необратимо..

Галилей основатель экспериментально-теоретического естествознания

рассмотрел принцип относительности движения, и ввел систему отсчета.

Ньютон пошел по пути максимального абстрагирования в понятии

пространства и времени. Нет абсолютного тела отсчета, при этом

выдвинул теорию абс прва и абс времени. Прво остается всегда

одинаковым и неподвижным, оторвал прово и время от материи. Сюда же

представления об эфире, то что мы воспринимаем, есть относит прво и

время.

Время и пространство рассматривались также как формы индивидуального

сознания (Беркли, Юм), как априорные формы чувственного созерцания,

как категории абсолютного духа (Гегель).

19-- термодинамика, электромагнитное поле, закон сохранения

энергии. ,преодоление механистического взгляд, СТО.

Характеристики времени и пространства по-разному выглядят в разных

системах отсчета. Пространство и время по сути сущ не сами по себе, а

находятся в универсальной взаимосвязи, выступая как стороны единого

целого. ОТО связывает с ними также и материю через гравитацию.

Течение времени и протяженность тел зависят от скорости их

движения, а свойства пространства зависят от скоплений массы и

гравитационных взаимодействий . Теория пространства может порождаться

неевклидовой геометрией. Вопрос о многомерности пространства.

Трехмерность евклидова пространства, и реальность многомерных прв не

как математических абстракций. Одномерность и необратимость времени,

что связано с фундаментальными физическими законами. Тут же закон

возрастание энтропии. Сущ-т также биологическое, психологическое,

социальное время.

На основе ОТО разработана теория расширяющейся Вселенное (Фридман,

Хаббл). Таким образом, идея не постоянного космоса, как в

античности, а постоянно раз Вселенной.

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в

вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной

природе. Поскольку движ есть сущностный атрибут материи, то оно, также как

и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ сущ

материи. Движ заключено в самой природе материи. Одни формы движ превращ в

другие и ни один вид не берется ниокуда. Даже устойчивость тел есть

результат движения составляющих их компонент. Всякое дв составляет

взаимодействие раз л форм движения и их взаимн превращения. Дв

введено как теория Гегелем. Дв охватывает также все формы развития