Такое понимание имеет смысл только при изучении соотнош материи и созн,
отнош сознания к мат миру.
Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи,
усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.
Материи присуще свойство, сходное с созн - отражение. Отражением облад
все мат образования. Оно явл моментом любого взаимодействия. Отраж - это
изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе
распространены изоморфные отражения - отпечатки , следы...
Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап
развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением
чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства
предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач форму психики.
Психика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщенные
образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим
потребностям.
Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его
внутреннего мира.Сознание является частью психики. Психика охватывает не
только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.
Человек отличается от природы наличием развитой психики. Есть она и
у высших животных. Психич идеально и нематериально. Психическое есть
символическое бытие в структурах головного мозга доступных человеку
фрагментов внешнего мира. Природа психики символична, пример картины
Рафаэля.одно и тоже может быть символами разных явлений. Аналогично
при одинаковых нейрофиз процессов разные люди увидят разное, что
говорит о неоднозначности соотношения мозга и психики. Психика есть
нечто чисто человеческое, а отсюда чисто человеческое имеет
специфическое символическое содержание. Непосредственно для чел
психика выступает как явления ощущений, восприятий, представлений. в
ходе взаимодействия в мозгу формируются динамические структуры, отр
матер среду. Они обеспечивают отражение действ и явл регулятором
процесса взаим чел со средой. Про системы Павлова.Формирование мозга.
Мышление есть активный процесс отражения внешнего мира, связанный с
решением задач, с обобщением и способами опосредованного восприятия
действительности. Матер основа мышления --- высшая нервная
деятельность. М в некотором смысле отождеств в фил с психикой. М есть
процесс оперирования образами чувственно-сенсит и понятийными.
свойственна абстракция, обобщение, анализ и синтез, выдвижение гипотез
и идей. Результатом всегда явл мысль. Позволяет, отправляясь от
анализа чувств фактов, познавать то, что недоступно
непосредственному восприятию. М есть способность к акту умозаключения,
логического вывода, доказательству. Сейчас оно изучается и стоит проблема
его моделирования. М не существует в отрыве от других психич
процессов. Может быть познающим или эмоциональным. Мышление
возникает в связи с общественным развитием, возникает в процессе
деятельности. Оно имеет общ происхождение по особенностям
возникновения, по способу функционирования и по результатам. М сущ-т
лишь в связи с трудовой и речевой деят чел. Поэтому мышл
осуществляется в тесной связи с языком и результаты его фиксируются в
языке.
Язык есть система знаков, выполняющая познавательную и коммукативную
функции. может быть естеств и иск. Язык явление социальное как
средство координации человеческой деятельности вместо инстинктов.
вторая сигнальная система по Павлову. Язык есть средство накопления и
фиксирования опыта и знаний. Только благодаря яз возможно абстрактное
мышление, причем мыш и яз не тождественны, каждый обладает специф
законами. Слово и понятие, суждение и предложение не всегда
тождественны, правда, аналитическая фил и форм пыталась изучать фил и
способы мыш исключительно благодаря анализу языка.
Логику яз составляет синтаксис, смысл --- семантика, практ ---
прагматика. Яз есть символическое выражение в звуке и письме псих
жизни. Перв -- не разделяли слово и понятие, магия слова.
Античность --- соотношение имени и имен реальности. Имя подражает
сущности, язык возник на основе непроиз выражения эмоций. Язык как
форма обществ договора. Христ бог --- слово даровано богом, первоначало.
Лейбн--- формальный язык. НЕопозитивизм --- точность употребления
слов, верификационизм. Слова обл смыслом только в контексте целого.
Яз имеет функции выражения или обнаружения, воздействия с помощью
призыва, отнесенности к вещи путем ориентировки или изображения.
Концепция 1. Философия имени. Триада вещь --- сущность-идея---
имя-слово.Связано с корреспон теорией истины. 2. Философия предиката.
вместо сущности и идеи рассматриваются понятие и суждение.
Когерентная теория. 3. Фил ценностных установок.прагмат теория
истины. Проблема живости и изменения языка, приспособление его к
нуждам и эволюция.
Опять к сознанию. Это высшая, свойственная только человеку и связанная
с речью функция мозга, заключающаяся в обобщении, оценивании и
целенаправленном отражении и конструктивно--творческом
преобразовании действительности, в предварительном мысленном
построении действий и предвидении их результатов, в разумном
регулировании и самоконтроле. Соз есть высшая форма психических
отражений. Сознание обладает структурой. круг Иванова.
Сектор 1. телесно-перцептивные возможности. Ощущения, восприятия и
представления, первичная информация о мире, теле и взаимод с другими
телами. главной целью и регулятивой бытия этой сферы явл полезность и
целесообразность поведения чел тела окр мире.
Сектор 2. Логико-понятийные компоненты сознания. Выходит за пределы
чувственно данного в сущностные области объектов. Гл целью и рег
является истина. Сек1 и 2 --- левая половина сознания,
внешне познавательная сост сознания.
сектор 3. Эмоциональная компонента. Лишена непоср связи с внешн миром,
сфера личностных, субъективно-психологических переживаний. 1)
инстинктивно-аффектные состояния, те предчувствия, видения,
галлюцинации, стрессы; 2) эмоции(гнев, страх, восторг); 3) чувства с большей отчетливостью и
осознанностью, наличием обратной образно-визуальной связи
(наслаждение, отвращение,любовь, симпатия). Гл ц и рег принцип
удовольствия.
Сектор 4. Ценностно-мотивационная компонента. высшие мотивы
деятельности и духовные идеалы, способности к их формированию и
творческому пониманию в виде фантазий, продуктивного воображения и
интуиции всякого вида . Гл ц и рег --- красота, правда,
справедливость. Сектор 3 и 4 --- ценностно-эмоциональная,
гуманитарная сторона сознания, где предмет познания есть собственное я
и другие я, их творческая самореализация в гуманитарно-символьном
виде(музыка, живопись, архитектура итд).
Суть восхождения духовной самости 1. этап протосознания,
бессознательно телесно-аффектного существования индивида. 2. 1 и 3
сектор начало формирования телесного я. 3.середина начало
формирования сознательного я. 4. этап возникновения нравственного я 2
и 4 секторы. 5. верх космическое сверхсознательное я.
Источники сознания 1) внешний предметный и духовный мир; 2)
социокультурная среда, общие понятия и ценности, идеалы, нормы права,
способы познавательной деятельности; 3) духовный мир индивида,
уникальный опыт жизни и переживаний; 4) макроструктурная природная
система из множества нейронов, связей и тд; 5) космическое
информационно-смысловое поле, квантово -механическая природа мозга,
мозг берет для работы энергию прямо из вселенной, кожа --- механизм
захвата энергии.
Бессознательное--- совокупность психических состояний, явлений и
действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не
поддающихся контролю со стороны сознания. все бессознательное, в
отличие от воспоминаний, не может быть усилием воли введено в сознание.
Бессознательное --- явления, видения, сновидения, сомнамбулизм,
невменяемость, инстинкты, автоматизмы. Автоматизмы и интуиция могут
зарождаться в сфере сознания и переходить в бесс. Состояние бес
отличают по степени близ к сознательному. Функция бес ---
охранительная , уменьшение нагрузки на сознание и увели творческих
возможностей человека.
\newpage
{\sf 28. Проблема познания в философии. Субъект и объект познания.
Чувственное и рациональное в познании. Познание как отражение и как
"конструирование" действительности.}
Субъект познания --- это источник целенаправленной активности,
носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания.
Нечто типа сознания в чистом виде. Суб поз может быть индивид,
коллектив, соц группа, общество в целом. Компьютеры или приборы могут
входить как часть суб , а могут быть предметом, которым пользуется
субъект. Суб наделен сознанием, ощущениями, восприятием,
способностью оперировать образами, действует в процессе практики как
реальная сила, изменяющая мат системы. общество есть универсальный
суб поз. Объект --- это то, на что нацелена предметно-практическая,
оценочная и познавательная деятельность суб. Есть системы, пока не
ставшие об поз, поэтому об реальность не совп с об поз. Суб поз
может выступать и как об поз, причем в качестве об может выступать и
духовное, например, сознание есть об для психолога.
В новой науке субъект вторгается в объект, грань между ними
сливается. Принцип неопределенности Гейзенберга, невозможность познать
об без его изменения. Важную роль играют условия познания, они
опосредуют отношения об и суб.
В идеалист трактовке есть сущ-ние всемирного суб, которому
приписывается все творческое начало. У Канта суб сводится