Смекни!
smekni.com

Билеты по философии (кандидатский минимум) (стр. 27 из 46)

исключительно к чел сознанию, которое понимается как чистая

деятельность.

Знание, добытое отд индивидом, отчуждается в процессе его фиксации в

некоторых символьных средствах, языке. Тогда оно становится

принадлежащим всем, всеобщим. Оно само может выступить об поз.

активная, направленная на об деятельность субъекта есть необходимая

предпосылка выступ предмета об поз. Познание есть активное

воспроизведение внешнего мира суб. Например, камень воспринимается

чел и геологом по-разному. восприятие снега жителями севера и юга. На

предмет накладывается пред опыт

Как осущ процесс познания? Из каких этапов он состоит? Какова их

структура?

Большинство фил систем нового времени выделяли 2 основных этапа:

Чувственное и рациональное. Их роль и значение в поц познания

определялись разными фил по разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза,

Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рац познанию, не

отрицая и знач чувств познания в кач механизма связи разума с вн миром.

Сторонники эмпиризма считали чувств познание главным и даже единственным

источником знаний(Гоббс, Локк).

Ч познание явл начальным этапом познания. Во-первых в истор плане:

разделение физ и умственного труда и выдел последнего в отдельный вид

деятельности - сравн поздний этап истории. Во-вторых, такая деят. является

начальной в том смысле, что на ее основе осущ контакт чел с миром мат

объектов. Она предпосылка без кот др формы познав деятельности не могут

сущ.

Для познания объектов данного типа необход функционирование органов

чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущ, восприятие

мат объектов. такая форма деятельности назыв чувств деятельностью или

чувств познанием. Необходимо подчеркнуть зависимость чувств познания от

непосредственной чувств- практ деятельности и, во-вторых, целостность

чувственного освоения мат объекта. Однако можно выделить и отдельные,

функционир в рамках этой целостности элементы ч позн.Чел организм

имеет экстрарецепторную систему, направленную на внешнюю среду (5

органов чувств) и интрорецепторную систему, связанную с сигналами о

внутреннем состоянии организма. При этом острота органов чувств

человека не может соперничать с животными. Правда, она может

совершенствоваться в процессе практики, но в ограниченных пределах.

Расширения диапазона чувст --- построение приборов разного рода,

приспособлений. Есть три формы чувственного отражения : ощущение,

восприятие и представление.

Ощущения может рассм как простейший и исходный элемент чувств познания.

Установлено , что с точки зрения "информ способности" на первом месте

стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Ощущение явл

субъективным, идеальным образом предмета, так как отражает, преломляет

воздействие предм через призму чел сознания. Например боль от ожога ( в

огне нет боли). Ощущ не просто фиксирует воздействие объектов, сущ

независимо от чел, на чел организм.

В ощущ. начинает отражаться связь ощущающего субъекта с окруж миром с кот

практически взаимодействует субъект. Ощущ т.о. стоит у истоков отражения и

фиксирования объективной сист отношений, в кот реально вступает и

реально включен чел. Ощущ зависят и от состояния органов чувств и всего

организма. Но, несмотря на эту двойную зависимость ощущ и от объекта и от

субъекта, в процессе практич функционирования сознания у чел выработалась

способность оценивать и повседневно использовать объект информацию,

поставляемую ощущ. Абсолютизирование субъективности в ощущениях ведет к

субъект идеализму.

Хотя мы при помощи разл органов чувств ощущ пространств форму, цвет,

вкус, запах, в то же время действует чувств способность синтезирования

ощущений, превращения их в восприятие, обладающее особым свойством:

благодаря восприятию предмет дается сознанию именно в своей

целостно-предметной форме, т.е. в виде объективной, независимой от

сознания целостности. Именно благодаря включению в восприятие отдельное

ощущ приобретает качество субъективного образа объект мира.

Восприятие- целостный образ мат предмета, данного посредством наблюдения.

Воспр не есть механ сумма ощущений. Восприятие сущ как форма такого

активного синтеза разнообр проявлений предмета, кот неразрывно связана с

другими актами познав и практической деятельности (опытом), предшеств

данному конкр наблюдению. Например, хоть мы можем непосредственно ощущ

только часть дома, но наше восприятие синтезирует в целостный образ дома и

те части, кот в данный момент мы не ощущаем. Есть общая структура

предмета.

Представление. Благодаря многокр работе

механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать

целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан

нам. Отсутствие непосредственной связи с отражаемым предметом ,

целостный образ предмета, но при отсутствии предмета. ОТорванность от

наличной ситуации, некоторая обобщенность и усредненность образа,

часть подробностей не сохраняется, все больше общих черт и сторон, те

происходит накладка на конкретный образ ранее воспринимавшихся

аналогичных образов.Здесь происходит подключение воображения, при

этом возникает возможность и неудачных образов. В сфере

представлений большую роль играет практика и деятельность человека,

связанные с практикой ценности, цели и интересы.

Эмоции - комплексная форма челов чувственности. Эмоции, подобно всем др

формам чувственности, с одной стор заключают в себе аспекты объект

отражения реальных связей, в кот включен человек, с др стороны, они

фиксируют объект отношение чел к миру. Эмоции всегда вкл в себя момент

оценки явления.

Чувств познание с самого начала имеет специфически человеческий, т.е.

соц-истор характер. Конечно , в чувств познании чел имеет место

непосредств взаимодействие вн предмета и органов чувств. Однако мы не

можем обнаружить в реальной познав деятельности субъекта чувств познания в

совершенно обособл, так сказать чистом виде. - вне общения с др людьми,

вне влияния того мира культуры, в кот включен человек. Проц чувств

восприятия очень сложны. Мы смотрим на предмет и наше видение связано с

нашим отношением к этому предмету, мы восприн его как красивый или

безобразный, полезный или вредный... Когда мы видим человека, воспринимаем

его действия и поступки или наблюдаем общ события, механизм восприятия

еще больше усложняется "Красота". "справедливость", Прогрессивность" и

многие др понятия, связанные с ними отношения и установки включаются в

процесс наблюдения, восприятия таких объектов.

Функционирование органов чувств - необходимая предпосылка познания, без

нее невозможно. Пока все функционирует нормально, мы можем не замечать их

роли. Но их роль стан очевидной при их повреждении. Примеры, когда люди от

прир лишенные возможности слышать или видеть, способны быть вполне

полноценными людьми, развив в себе способности познания и рац мышления

говорят о внутренней мощи чел разума. А вот индивиды, выросшие со зверями

- практически теряют способность к познанию. Это означает, что челов

чувственно -практ деятельность и неразрывно соединенное с нею чувственное

познание по самой сущности являются социально-историческими явлениями.

В челов чувст восприятии есть еще 1 важный элемент, кот присущ только

человеку. Чел способен наглядно представить не только то, что видел собств

глазами, едва ли не большая часть его опыта включает образы, кот

почерпнуты из описаний. Т.е. индив опыт чел м.б. до определенной степени

заменен результатами опыта ряда его предшественников. В наш век в связи с

развитием средств м информ. эта способность чел, пользоваться чувств

опытом др людей стала почти неограниченной. Здесь также становится

очевидным универсальное значение языка с его возможностью предавать

конкретные образы при помощи слов.

Локк: с самого начала мы имеем на одной стороне вещи, а на др - человека,

совершенно лишенного знания. Вещи прир воздействуют на его органы чувств и

вызыв в организме ответную реакцию - сначала в виде самостоятельно сущ

ощущений. Последующее комбинирование разнообр ощущ дает чел восприятие

предмета в целом. (комбинация белого цвета, сладости и особой формы

частичек приводит к возникновению целостного восприятия сахара)

Многократно воспринимая предм, челов закрепляет восприятие в памяти, он

может припоминать восприятие и образ в отсутствии предмета - так

возникает представление. Т.е ощущ, восприятия, представления предстают

в виде совершенно независимых, последовательно примыкающих друг к другу

реальных этапов познав деятельности. Мышление лишь надстраивается над рез

и формами чувств познания.

РАЦИОНАЛЬНАЯ (ЛОГИЧЕСКАЯ) СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ.

Чувственное восприятие чел конкретных событий, фактов зависит от

содержания понятий, а также от того в какой мере сод понятий освоено

данным чел. Следовательно речь идет о зав-ти чувств опыта и восприятия от

языка, от понятийного аппар, используемого чел в его практ деятельности.

Однако эта зав не явл односторонней.

Понятие явл рез-том истор опыта человечества. Усвоение конкр людьми уже

сущ понятий, роль этих понятий в их созн и деятельности - все это зав. от

непоср контакта людей с объект реальностью. В ходе таких конт понятия

многокр проверяются, обогащаются, дополняются нов смыслом.

Т.о. чувств и рац мышление находятся в неразрывном единстве и

взаимодействии. В их сложном взаимод обнаруживается 2 типа деятельности:

1.практ деятельность в широком смысле. 2. деят , специально направл на