создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деят как
особый вид умственного труда.
В ходе физ воздействия на конкретные предметы и явл. чел-во приобретает
многочисленные знания об отношениях. (между разл типами мат объектов и
процессов, между разл свойствами объектов). Поскольку знание направлено на
выявление отношений между свойствами предметов, между самими предм и
процессами, данные отношения становятся объектами познания. Процессы в
ходе кот постепенно и последовательно образуются понятия, отраж общие
свойства предметов и явл окр мира, измеряются столетиями. Прежде чем
знание тех или иных связей обретет обобщ форму и благодаря этому
приобретет понят выражение, должны миллиарды раз осущ процессы
сопоставления, сравнения, мысленного рассечения и физ видоизменения
объектов. Должны остаться в стороне все несущ моменты данной связи. Знание
должно приобрести обобщ форму и в том смысле, что оно должно приобрести
объект значение для множества людей.
Когда слово выступает в единства с более или менее полным знанием общих
свойств объекта, их отличия от др объектов, оно как раз и выступает в
форме понятия. Понятия- это такие воплощенные в словах продукты в
социально-истор проц познания, кот выделяют и фиксируют общие
существенные свойства, отношения предметов и явлений. Если бы в ходе
истории не выработались такие понятия, то каждый чел в каждом поколении
вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкр вещь, факт , явление.
Понятие есть результат обобщения предметов некоторого класса и
мысленное выделение самого этого класса по определенной совокупности
общих для предметов этого класса признаков. один и тот же об может
выступать и как представление, и как понятие. Представление о яблоке,
которое я вчера съел, и о яблоке как о фрукте. В понятиях фикс сущ и
несущ признаки предметов. 4 типа понятий: 1) понятия, отражающие
общее в предметах; 2) понятия, охват существенные признаки предметов;
3) понятия, возв до раскрытия смысла и значения предметов; 4)
понятия-идеи(образ будущего предмета с целью его реализации в
практической деятельности).
Обратим внимание на действия, кот имеют место в проц. образования чувств
понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставл,
выделение того общего св-ва, кот присуще необозр множеству предметов и
целым классам предм, в фил именуется абстрагированием, а р-ты
абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений
в объект познания. Тут сущ 2 важных момента: При абстр чел исходит из
объект, действит свойств объектов и явлений и из их реальных отнош друг к
другу, фиксируется их действительное, независимо от созн существующее
единство.. Но при этом деятельность отвлечения и объедин свидетельствует о
активности чел познания, о возникнов особого типа деятельности, особого
типа познания, направл на фиксирование отношений.
Понимание - это не единичный акт, а длительный и сложн процесс. Мы
постоянно переходим от одного уровня понимания к другому. При этом осущ
такие процедуры как Интерпретация- первоначальное приписывание информации
смысла и значения; реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и
значения; конвергенция - объединение, слияние прежде разрозненых смыслов и
значений; Дивергенция - разъединение единого смысла на отдельные подсмыслы;
конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное
преобразование.
Понимание, следовательно представляет собой реализ многих процедур,
обеспечивающих преобразование информ при переходе от незнания к знанию.
Процесс поним состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми
или эпохами знаний, но м в конструировании на основе ряда сложных
преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее.
В науке различают эмпирический и теоретический
уровни познания. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая
деятельность. Теоретическое познание - это сущностное познание,
осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.
Наряду с понятиями рациональная способность человека включает другие
формы. Суждение --- форма мысли, в которой посредством связи понятий
утверждается или отрицается что-либо.Наличие или неналичие ситуации в
действительности. Понятия есть элементы суждений. ННа базе суждений и
понятий формируются умозаключения. Это есть вывод по определенным
правилам нового знания. Все три формы рац познания как способности
образуют ум, а как процесс --- мышление.
Отличия абстрактного мышления от чувственно-сенситивного:
1) способность к отражению общего в предметах, при сенситивном в
отдельных предметах не дифференцируются общие и единичные признаки,
они слиты в один образ;
2) способность к отражению существенного в предметах; при сенситивном
существенное не отграничивается от несущественного;
3) способность к конструированию на основе познания сущности предметов
понятий-идей, подлежащих опредмечиванию;
4) опосредованное познание действительности---через сенситивное
отображение и рассуждений и умозаключений.
Это все формы мышления абстрактно-мысленные. Есть
наглядно-двигательные (ребенок и рычаг) и наглядно-образные (ребенок
и гусь).
Многочисленные данные свид о единстве чувственного и рационального,
их взаимообусловленности. Содержание ощущения опр не только внешними
раздражителями, но и состоянием памяти, воображения, мышления.
Например, образ яблока есть пересечение многочисленных понятий и их
чувственных показателей. Суждение это яблоко есть желтое, сладкое,
круглое. Исчерпывающим псих образом является синтез понятия яблока и
восприятия яблока. Псих образ есть интегральный, неразрывный
образ.Обозначается словом эйдос, эйдетическое --- единство
чувственного и рационального.Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в
виде представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоретического
мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный
с волей и чувствами. Диалектика чувственного и рационального в
познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и
эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с одной
стороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий.
Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущерб реальной
значимости чувственного может служить дорогой к идеализму.
логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно
исходит и на любом уровне абстрагирования заключает в себе его
компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей. Вместе с тем
чувственная форма познания
вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство
чувственного и рационального предстает в процессе познания в виде
бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все
новый и новый возврат к ним и их обогащение. С каждым понятием если не
актуально то потенциально связаны
наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и
конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретное
дело. Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени
познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной
самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое
со своей специфической структурой, отличной от структуры чувственного
познания.
\newpage
{\sf 29. Истина как цель познания. Развитие учения об истине в
истории человечества. Проблема критерия истины.}
Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина - это
адекватная информ о объекте, получаемая посредством его чувственного или
интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки
зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как субъективная реальность в ее
информ и ценностном аспектах. Ценность знания определ мерой его
истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания.
Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа.
Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. А
будущее - может ли оно быть предм отражения? Можно ли оценить как истинную
идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет. Разумеется замысел строится
на основании знаний. И в этом смысле он опирается на истинное. Однако
замысел оценивается в терминах целесообразности и реализуемости, а не терм
истинности или ложности.
Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим
субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе,
вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности
в динамике ее развития. Это придает ей особ ценность, связанную с
прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно
организовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее.
Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и
заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, е соответствующее
реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда
односторонне, объективн действительность, имеют реальный источник. В любом
вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения обусловлены и
относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем,
стремлением к реализ замыслов в ситуации неполной информации.
Итак заблуждения имеют и гносеолог и психологические, и соц основания. Но
их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь