Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, Т.о. знание есть
понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна
сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все частные цели и кот. есть
безусловное высшее благо. Определения обобщаются через индукцию.
Определению понятия предшествует беседа, в
ходе которой хорошо поставленные вопросы изобличают собеседника в
противоречии. Тогда устраняется мнимое знание, а беспокойство ума
направляется на поиски подлинной истины. Искусство спора - метод
вопросов, "ирония".
В этике С. отождествляет добродетель со знанием. Нет человека, кот. зная ,
что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать худшее.
Дурное действие есть незнание, а мудрость - совершенное знание.
счастье человека - когда его душа полна добродетелями.
Сократические школы: мегарская, элидоэритрийская, киническая,
киренская.
КИРЕНАИКИ. благо чел. - это его наслаждение. В этом и смысл и цель жизни.
Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в наст.
момент. Основатель этой ветви Гедонип - облагораживал эти принципы, считая,
что чел. должен властвовать над наслаждениями. Однако его последователи
на это наплевали. Отсюда гедонизм.
КИНИКИ. Диоген, Антисфен. Чел должен освободить себя от зависимостей,
привяз. к удовольствиям связыв. человека. Единственно реальны единичные
вещи, общего не существ. Нет общих норм и законов природы. Каждый сам по
себе. Отказ от богатства, славы, наслаждений, достижение независимости
и внутренней свободы.
МЕГАРСКАЯ: Соединили Сокр. добродетель с Парменидовским бытием.
Всеобщее и неделимое бытие носит хар.всеобщего блага. существует
единое добро, равное истине, богу, уму. Единственная добродетель -
познание добра. Все единичное противостоит добру и лишается
статуса самостоятельной реальности. Т.е. реально только общее. Сущ. только
необходимое, возможности нет.
\newpage
{\sf 4. Учение Платона о бытии (концепция "идей -- эйдосов"), душе,
познании и обществе.}
До конца 5 в днэ основным типом древнегр фил был материализм.
Платон (427-347днэ). Афинянин, был противником аф демократии. Фил
развитие началось в школе Сократа. В городах ю. Италии и Сицилии он
продолжил ознакомление с фил элейцев и пифагорейцев. В 387г он вернулся в
Афины и основал школу (академия).
По-видимому свою лит деят начал с небольших диалогов по вопр этики. В
зрелый период им был написан трактат Гос-во, затем диалоги Пир, Теэтет,
Федон. К поздним работам относится диалог "Законы". Ф. учение П охватывает
шир круг вопросов - о бытии, мире и его происхождении, душе и познании,
обществе, раздел труда, воспитании искусстве.
Мир чувств вещей не есть мир подлинно сущего: чувств вещи возник и
погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. Подлинной
сущностью вещей их причинами явл бестелесные нечувств формы (идеи или
виды), постигаемые умом. По отнош к чувст вещам идеи и причины и образцы и
цели, кот стремятся вещи, и понятия об общей основе вещей каждого класса.
Т.к. чувст вещи преходящи, то они должны быть обусловлены не только
бытием, но и небытием. Это небытие есть материя. и пространство. (обл нерекращ движения,
возникновения и изменения) Материя принимает на себя идеи и превращ их во
множество частных вещей, разделенных пространством.
Область идей представляет собой пирамиду, на вершине кот идея блага. Она
обуславливает познаваемость, сущность предметов, от нее они получают свою
сущность. Идея блага явл не только верховной причиной бытия, но и его
целью (телеология - учение о целесообразности)
Идеи вечны, неизменны, тождественны, не зав от условий пространства и
времени. Мир вещей - мир вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости,
в нем все свойства относительны, ограничены усл пространства и времени.
Материю сотворил демиург - творец, чистый разум.
В центре космологии учение о мировой душе. Душа заключена в темницу
нашего тела, но способна к перевоплощениям. Знание есть припоминание. До своего вселения в оболочку душа пребывала на
небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает то,
что знала, но в глубине эти знания остаются. Восприятия материальных предметов
напоминают душе позабытые ей знания. Вид познания зависит от
различия познаваемых вещей. Достоверное познание (воспоминание) -
только об истинно сущих видах-- идеях. О чувственных вещах и явлениях
возможно лишь вероятное мнение. Тут не понятно, что есть истина.
Между идеями и чувственными вещами -
математические понятия, доступные рассудочному познанию.
Метод познания --- диалектика. Два пути --- восхождение по обобщению
понятий вплоть до высших родов и нисхождение от общего к частному, это
касается только идей, но не чувственных единичных вещей.
Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувст восприятия, чувств
вещи отражаются лишь во мнениях, кот не дают подлинного знания.
Бытие - тождественное и неизменное, однако в диалогах Софист и Парменид
П. прих к выводу, что высшие роды сущего - Бытие, движ., покой, тождество
и изменение - могут мыслится только таким способом, что каждый из них и
есть и не есть, и равен самому себе и не равен., и тождественен себе и
переходит в иное. Так бытие поскольку оно рассматр само по себе - едино,
вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, но оно же поскольку оно рассм
по отнош к иному, содержит в себе различие, изменчиво , подвижно. Поэтому
бытие содержит в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и
преходяще, неизменно и изменчиво.
Противоречия есть необходимое условие для побуждению души к мышлению. Искусство
побуждать к размышлению посредством выявления противоречий, таящихся в
повседневных мнениях, есть , по П., искусство диалектики.
В космогоническом учении П утверждает, что последними эл-тами всех вещей
явл неделимые треугольники или геометрические бестелесные атомы.
Космология --- в центре земля, вокруг планеты и звезды, которые
движутся благодаря их собственным душам.
Чел душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей:
разумной, кот создается самим творцом, аффективной(страсть) и вожделеющей, кот
создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и
вожделениями возможна при соотв воспитании. Т.к. люди не могут личными
усилиями прибл к совершенству,то необходимо гос-во и законы. Гос-во
основано на разделении труда между разрядами свободных граждан.
В уч. о делении граждан на разряды П руководствуется своей
классификацией частей
души. Разумной части должен соотв разряд правителей-философов, аффектной -
воинов, вожделенной - ремесленников. Каждый разряд должен быть ограничен
выполнением своих обязанностей и воздерживаться от вмешательства
в дела других.
Правители - философы, необходимо специальное воспитание. Правят с
50-60 лет. Воины - общежитие для искоренения чувства зависти.
Ремесленники - воспитание умеренности и самоограничения. Первая в истории человечества теория идеального
государства. Три формы - монархия, аристократия и демократия, причем
любая в двух видах - законная или незаконная (насильственная). Первый
вид предпочтительнее.
Частная собств и семья - подрывают условия общества. Поэтому П разработал
план общежития, основанного на устранении для правителей и воинов личной
собственности, а также учение о общности жен и гос воспитании детей.
\newpage
{\sf 5. Учение Аристотеля о причинах, материи и форме}
Родился в Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской академии.
(384-322 днэ). После смерти Платона проживал в Атарнее (остров Лесбос) а
затем при дворе македонского царя Филиппа в качестве воспитателя его сына
- Александра. В 335 году возвратился в Афины, где основал школу - гимнасии
(Ликей).
До нас дошли не все тексты А.. Многие из дошедших по видимому не явл.
текстами самого А.. Например "Метафизика" по-видимому представляет
составленные слушателями своды различных по времени курсов А. Очень важны
для поним. А. его сочин.: "О душе", "Физика", "Категории". Ф. А.
охватывает вопросы логики, психологии теории познания, Учения о бытии,
космологии, физики, зоологии, полит. экономии, политики, этики,
педагогики, риторики, эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные
положения П., атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов. Эти крит.
введения представляют б. ценность.
Критика П. теории "идей", Логика. Учение А. - объективный идеализм. Оно
сложилось в рез. критики учен. П. об идеях. Эта теор.(об идеях) несостоят.
по ряду причин:
1. Идеи П суть простые копии, или двойники, чувственных вещей и не
отличаются от них по своему содержанию.
2. Так как П. отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут дать
существованию вещей. И хотя П. утверждает, будто вещи причастны к идеям,
эта их причастность просто метафора. Учение П не может объяснить отнош
идей к вещам еще и потому, что П. отрицает способность идей быть непоср.
сущностями вещей.
3 Утверждая , будто идеи относятся к др. идеям, как общее к частному П.
впадает в противоречие. При таком понимании каждая идея есть одновременно
и сущность, так как будучи общей, она присутствует в менее общей, и
несущность, т.к. сама она в свою очередь причастна к стоящей над нею более
общей идее, кот. и будет ее сущностью.
4. П. учение о сущ. идей, независимых по отнош к вещам чувств мира, приводит
к нелепому выводу: так как между идеями и вещами есть сходство и так как
по П., для всего сходного должна сущ идея, то кроме идеи , наприм. чел. и
кроме соотв ей вещей, должна сущ идея того сходного , что сущ между ними.