чеорвечества. Общ и история прошли через три стадии. первая ---
теологическая, в которой доминирует мифологическое сознание, на основе
которого формир мораль, реш обыденные проблемы и тд. Вторая ---
метафизическая, когда больше оперируется не воображением, а
понятиями, метод познания ориентируется на познание реальных явлений.
Третья, позитивная стадия есть доминирование научных наблюдений.
Проблема прогресса решается на основе биологических и астрономических
законов и интеллектуальная эволюция чел. Развитие общ есть
закономерное и прогрессивное явление. Особая роль --- разделение труда
и позитивная политика.
Решение проблем гармонизации и достижение стабильности в обществе.
Гармония есть гармония между частями и различными сферами жизни общ,
наилучшее сочетание интересов отдельных личностей и соц слоев.
Важное значение ---мудрые политические институты.
СПЕНСЕР. Органическая школа в философии. проблема соотношения
биологического и социального.Особая роль гос-ву как мозгу и церкви
(душа). Торговля --- кровь, телеграф -- нервы. В эволюции момент
интеграции (развитие от простого к сложному), дифференциации (от
однородного к разнородному), возрастание порядка (от неопределенного к
определенному). в ходе эволюции развивается значение коллективной
деятельности и корпоративности. При этом общ должно служить интересам
индивида, а не поглощать его. Решал вопросы гармонизации и
стабильности. распад общ есть явление, обратное гармонии.
Неэффективность правительства, армии, орг.Возрастание
дезинтегративных тенденций.
ДЮРКГЕЙМ. Продолжатель. Проблема взаимодействия чел и его соц среды.
против индив и псих объяснения соц явлений, исходный момент анализа
поведения людей читал общ. Проблема научного метода в исследовании
соц явлений. Распространить рационализм. Изучал коллективное
сознание в феноменах религии, право, мораль. Проблема социального
здоровья общ и критерий, поз отличать болезненные состояния от здор.
Трудности комплексного излечения.Коллективность есть основной фактор
социальности, из которой напрямую вытекает общ природа и сознание.
МАРКСИЗМ. Общ есть совокупность общ связей и отношений всех соц
субъектов, что через систему общ отношений, условий мат производства,
политич и соц институтов определяет содержание и направленность деят
людей. Сведение индивид к социальному. Мат условия жизни и мат
потребности и интересы соц субъектов определяют идеальные побудит силы.
Проблема общ бытия и общ сознания. Определяющим является первое, а его
основной частью явл производство мат благ, общ сознание, хоть и
связано с быт, тем не менее относительно самостоятельно, имеет свою
логику развития, обладает преемственностью и имеет колоссальное влияние.
Делается шаг от стихийного к сознательному регулированию и
направленности жизни общ.
Психол направление.
Натуралистический подход к общ --- от природы. Подчеркивается особая
детерминирующая специфику общества роль географических (климат, пол
иск, флора и фауна) и демографических факторов, биологии человека.
ЛЕСТЕР УОРД.отец социологии США. Социальные силы есть суть
психологические. В качестве изнач причины выступают желания субъекта,
философия желаний. Первичные --- пища, тепло, продолжение рода.
Вторичные --- моральные, творческие, эстетические, религиозные,
формируются на основе первых. Желания--- двигатель общ, действуют
неосознанно, стихийно. Даже если они осознанны, то плохо
контролируются. Основной носитель коллективных стремлений есть
государство. Сознательное воздействие на психические силы дает
возможность придать развитию общ более совершенный характер.
Психологический эволюционизм.
ГАБРИЭЛЬ ТАРД. Проблема взаимодействия общ и личности. Полемика с
Дюркгеймом. Для него основа всего является не общ, а человек. Движ
силы в индивидуальной и групповой психике людей. Проблема соц
психологии. Социальный организм есть по своей сути подражательный.
ТИпа наследственности в биологии. Самые лучшие изобрет и деяния приоб
множество повторений в геометрической прогрессии. Три основных закона5
1) закон повторения, то есть усвоения и воспроизведения новшеств; 2)
закон оппозиции, борьба старого и нового; 3) закон приспособления, то
есть адаптации к изменениям. Изменения ведут не к унификации, а к
обогащению.
ПАРЕТО. Логическо - экспериментальный способ исследования соц
явлений. Все должно базироваться на точных эмпирических данных. Роль
социологии в обосновании соц связей и зависимостей соц явлений. Соц
действия делятся на логичные и нелогичные, неосознанные,
инстинктивные. Они более естественны и составл основное содержание
соц явлений. в психич импульсах видел источник социальной жизни.
Закономерный характер деятельности людей определяет закономерный
характер развития общ. Экономия должна изучать сторону жизни общ,
связанную с частной или коллективной собственностью, другие
науки --- другие стороны и законы, затем все соединяется и получается
представление о путях совершенствования общ. Теория элит ---
социальное неравенство обусловлено псих неравенством людей и их
способностей. Элита добивается прав руководить и управлять.
Например, в политической элите есть львы и лисы, нужные каждый в своей
ситуации. постоянная циркуляция элит.
НАРОДНИКИ ЛАВРОВ И МИХАЙЛОВСКИЙ.Субъективный метод, Единственный смысл
истории в развитии нравственного идеала. Основная задача в изучении
целей и нрав идеалов личности. Социология фикс и изучает факты
солидарности между людьми, условия ее упрочения и ослабления.
Правда-истина и правда-справедливость. основной двигатель истории -
герои, толпа легко подчиняется вождям, теряет независимость. личность
определяет развитие культуры и общ Боролся со Спенсером, говоря о соц
обусловленности соц явлений.
НЕОКАНТИАНСТВО. Риккерт и Вильденбанд. Суть соц философии в изучении
истолкования исторических событий. Наука об общ и культуре сильно
отличается от естеств наук, первые ищут общие законы развития
природы, а наличие законов в общ отрицали. Задача объяснить отдельные
факты, каждый из которых имеет причину и следствие, но это
уникальные явления, которые не повторяются. Науки о природе ---
номотетическоое, обобщающее мышление, общ науки --- мышление
идеографическое, индивидуализирующее, уникальное. историк есть в
некотором смысле художник. в качестве руководящего принципа
объяснения могут выступать ценности, надысторический и социальный
характер и сущность которых образует трансценденциальный мир. При
этом по мере осознания исходящих от них идей люди вырабатывают
ценностные установки и требования, которыми руководствуются в
повседневной жизни. Абс ценности --- путеводная звезда. воплощаются в
общ сознании.Основа истории общ --- духовное начало.
ВЕБЕР МАКС. Соц фил изучает прежде всего деят и повеление людей. Схема
социального действия. это система осмысленного и целенаправленного
взаимод людей. каждый частично запрограммирован соц установками, но
имеет альтернативы, оценивает их и выбирает. 4 типа соц действия: 1)
аффективное --- стремление к удовлетворению страсти; 2)
традиционное --- подражание образцам поведения; 3)
ценностно-рациональное --- ориентируется на веру в самодостаточность
нек ценностей, на основе чего выр программа действий, сами ценности
могут приниматься некритически; 4) целерациональность ясность
сознания цели. Ценность есть не надысторическое, а сложившееся в
результате исторической эпохи направление интереса. Концепция
идеальных типов. Это есть модель того, что наиболее полезно и
отвечает его интересам в данный исторический момент. Это и есть
рел, эст и др ценности, сущность оптимальных общ состояний.
своеобразный ориентир или критерий, исходя из которого вносятся
изменения в общ жизнь, но он не совпадает иногда противоречит
реальному состоянию дел. Ид типы есть соц значимые явления. В ходе
историч процесса возрастает осмысленность и рац действий людей.
ТЕОРИЯ КРУГОВОРОТА ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. ШПЕНГЛЕР, ТОЙНБИ.Развитие
народа есть развитие его культуры, типы их могут быть разнородны и
даже противоположны. нЕт ничего общечеловеческого, в тч и
исторического процесса. Каждая культура есть неповторимое, уникальное
и замкнутое образование. Цивилизация есть смерть культуры.
Подробнее в др вопросах. Тойнби --- нельзя сравнивать экономические
и др системы в современных странах. Единство истории - ложная
посылка о линейности развития. Проблема вз личности и общ в центре
любой цив. Развитие осущ благодаря порывам гениев, преодол инертность
и враждебность соц окружения. Распад общ --- вертикальный (на мелкие
общества и гос) и горизонтальный (классы и соц группы). в этом случае
поток соц жизни становится неконтролируемым, спасение в гении и законе
бога, который он реализует.
ПИТИРИМ СОРОКИН. Строит соц по принципу естественных наук. Нельзя
вмешиваться субъекту с моральной или нравственной установкой. Надо
изучать реальной взаимод, выступил против монизма духовного или
материального. Делил на соц аналитику (структура соц явления), соц
механика (или соц физиология, процессы поведения и взаим людей), соц
генетика (разв соц жизни,ее структур и институтов). Все может быть
разложено на вз двух или большего числа людей. Это и есть
непосредственный предмет изучения. малые группы. Кроме того, все общ
делится на соц слои --- страты, разл по доходам, образ и тд.Переход
из слоя в слой --- социальная мобильность, горизонтальная - из