обществом. Но свобода для одного есть несвобода для другого
(диктатура). Свобода есть относительное понятие.
Новая этич проблема соотношения свободы и ответственности личности. В
техногенной цивилизации человек может сделать больше, чем он имеет
прав. Лозунг свободы "Не мешайте действовать!" восходит к эпохе
бурж рев. Это критика разных феод регламентаций. Развитие капитализма
сопровождается требованиями разл свобод. Св стала основной ценностью.
Экзист, Сартр: мы приговорены к свободе, человек всегда имеет
возможность выбора и пытается переложить ответственность на других.
1979 г Ионас указание на относительный характер свободы как ценности.
Два типа ответственности. Классическая, ответственность за
последствия. Должен предусмотреть резты, а это возможно, если он
действ свободно и самостоят. Отвечать приходится перед судом, людьми,
богом, что ставит личность в положение обвиняемого. Этика
конструктивности, он как бы конструирует свои действия.
Неклассическая. Невозможность предусмотреть последствия. Ответственен
не изначально за неудачи действий в рамках оргструктуры, а за
порученное дело, за успех последнего. Ответственность теперь связана
не с абс свободой, но с нормами и функциями демократического общ. Это
понятие идет параллельно развитию свободного общ.Она насыщена
проблемами, в частности, групповая ответственность и степень отв
каждого.
\newpage
{\sf 32. Общественные отношения, их основные типы. Общение и
коммуникация. Эволюция средств коммуникации.}
Общество --- это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно
взаимодействующих между собой. Они неизбежно вступают во
взаимодействие друг с другом по поводу удовлетворения их жизненно
необходимых потребностей. Р результате между ними складываются
определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения
их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем
данные отношения приобретают устойчивый характер и само общество
предстает как совокупность общественных отношений. Они носят
объективный характер, так как возникают на основе объективных
потребностей людей и объективных условий их существования. Система общ
отношений не обязательно жестко и однозначно определяет каждый шаг
поведения ч-ка.Однако в конечном счете она прямо или косвенно
обуславливает основное направление и содержание его деятельности. Даже
самая выдающаяся личность действует под влиянием под влиянием
сложившихся отношений, в том числе классовых., социальных,
семейно-бытовых. Общ отношения есть одна из образующих в обществе.
Произведение материальных благ есть основа и необходимое условие
сущ-ния любого общва.
Все обществ. отношения разделяются
на первичные (материальные) и вторичные (духовно-практические). В
общественной жизни объективное и субъективное, практическое и духовное
неразделимы. Решающий структурообраз. эл-т всей системы общ. отн-й явл.
произв. отн-я. Они предст. собой 1) сторону способа пр-ва обществ. форму
функц-я и р-я произв. сил; 2) объ. основу, кот. складыв. независимо от
общ. сознания, определяет его, над кот. возвыш. не только общ. созн., но и
вся совокупность идеологич. отн-й, сил, явлений.
Произв. отн-я,
рассмотренные в разных аспектах, позв. раскрыть разл. типы связей, что
фиксируется в категориях, позвол. выразить эти многообр. связи. Для этого
Маркс вводит понятия базиса и надстройки. Б. - экономич. строй о-ва,
система произв. отн-й, над кот. возвыш. надстройка, включ обществ.
сознание, идеологич. отн-я и закрепляющие их обществ. учреждения и
орг-ции. С пом. этих категорий выдел. отнош-я первичн. и вторичн.
завис-сти. Базис воздейств. на надстройку (гос. устр-во), надстр. тж.
влияет на базис, т.к. это сфера практ. деят-сти людей, стремящихся
упрочить/изменить/преобразовать сущ. систему общ. отн-й. Причина -
интересы (прежде всего матер.). Полож. соц. групп в о-ве опр-ся их отн-ем
к собств-сти, сл. заинтересованность в присв./защите ср-в.
По охватывают сферу отношений , возникающих в процессе производства
мат благ, обмена ии их распределения. люди не могут производить, не
соединяясь определенным образом для совместной деятельности. характер
по определяется способом соединения производителя со средствами
производства, те формой собственности. Рента, владение, зарплата и
др. Это есть отношения собственности. Новые --- акционирование,
долевое участие и др. Частная, коллективная, государственная
собственность и др. Отставание по от производ сил приводят к
антагонизму в обществе..
Другие общ отношения возникают на основе пр отн. Например, по ---
отношения обмена деятельностью на основе разделения труда. Обмен
результатами практической деятельности между представителями разных
профессий. Отношения распределения мат благ происходят из отношений
собственности и условий оплаты.
Социальная сфера --- отношения классов и этнических групп,
возрастных групп поколений, профессиональных слоев.Здесь же социальная
защита, условия жизни людей, условия образования, здравоохранения.
отношения связаны с удовлетворением соц потребностей, они отражают
уровень благосостояния общ. Здесь же бытовые отношения, структура
семьи и принятые отношения в соц группах.
Политическая --- производство политической деятельности классов, соц
групп, нац общностей, движений, общ организаций. Направлена на уд
политических интересов. Это и митинги, демонстрации, забастовки,
политические акции, переговоры, войны и мир, выборы. Они определяются
полит устройством общ. Крайняя форма --- революция. Все формы
государственных функций. Теперь занимает важное место в жизни общ.
его роль сильно повысилась.Политические отношения развиваются под
влиянием всей совокупности со-экономических и идеологических отношений.
В свою очередь, они и воздействуют на них. При этом сила воздействия
сильно неодинакова и зависит от совершенства данной политической
системы и сложившимися механизмами ее взаимодействия с соц
институтами.Ведущее звено политической системы --- государство,
которое осуществляет деятельность власти в интересах господств в общ
социально-классовых сил. С помощью аппарата гос власти они
закрепляют свое влияние во всех сферах жизни. К тому же имеет место
еще и функции госва, относящиеся к интересам подавляющего
большинства членов общ, типа национальной без, экологии и тд.
Духовная сфера --- отношения чел по поводу разного рода дух
ценностей, распространения и усвоения их слоями населения. НЕ только
живопись, музыка и тд, но и знания людей, наука, мораль, нормы
поведения. Сюда входит вся система образования и науки, воспитание,
религия. Оказывает влияние на формирование дух начал в жизни, в
поведении. Складывается исторически, воплощает множество факторов,
как-то географические, национальные и др особенности развития общ,
нац характер и самосознание. История народа, его соседи и влияние др
культур. Сейчас средства масс информации. самобытное народное
искусство и профессиональное искусство. РОль это сферы трудно
переоценить. Морально-психологический климат в обществе, семье и др
тоже выступает дух ценностью. Духовные потребности имеют ту или иную
направленность, которая определяется характером сущ общ отношений, в
том числе нравственных, эстетических, религиозных и др, уровнем дух
культуры людей, их соц идеалами, пониманием ими смысла собственной
жизни. Духовное потребление в некоторой степени стихийно, человек на
свой вкус выбирает дух ценности, самостоятельно приобщается к ним. В
то же время дух потребление может навязываться рекламой, идеологией,
происходит манипулирование сознанием. Причем возможно управление
процессом дух потребления. Производство и потребление дух ценностей
опосредуется дух отношениями. Они сущт как отношение чел к некоторым
конкретным дух ценностям, а также его отношение к другим людям по
поводу этих ценностей --- производством, распространением,
потреблением, защитой. Виды дух отношений --- познавательные,
нравственные, эстетические, религиозные, отношения уч и ученика,
воспитателя и воспитуемого. Они создают общий фон межличностного
общения, проявляясь в семейных, производственных, межнац отношениях.
Отношения не могут складываться при отсутствии общения и средств
общения. Это есть не просто обмен информацией, но и включает всю
сознаваемую и не сознаваемую глубину сопричастности людей,
взаимообогащение своей жизнью жизни других. Все общ отношения есть
воплощение общения, это их сущность. При этом вооруженность средствами
массовой коммуникации отнюдь не гарантирует качество общения.
Средства общения все время развиваются, в последнее время в
потрясающем темпе. Если раньше основным и единственным средством была
устная беседа и переписка, то теперь все больше и больше. Темп
коммуникаций определяет темп жизни общества. Кроме того, темп обмена
информацией определяет величину возможного единства. Если раньше
окраины империи были фактически неуправляемыми, новости были из
соседнего села, а отъезд короля длился годы, то теперь все иначе.
Разные исторические периоды в развитии культуры можно связать с
технологией хранения и передачи информации. Хранение информации в
форме устного творчества, передача древнеиндийских гимнов от
браминов к ученикам. Большая нагрузка на тех, кто отвечает за
информ. Потеря информации. Замедленная, искаженная передача.
письменность --- роскошь немногих, редкие книги пишутся от руки
специальными писцами. Следующий этап --- книгопечатание. Но и книги