отношениями, общ отношениями в целом и уровнем культурного развития общ.
В свою очередь, с тоже воз на жизнь общ (воспроизведение,
социализация, воспитание нравственное и духовное, дом труд).
Вопрос о возникновении семьи. большинство считает, что в начале были
беспорядочные половые связи, затем на смену им пришел групповой брак,
затем вытеснен и замене на парный брак,вначале материнский ---
матриархат, затем отцовский --- патриархат. другая точка зрения о
изначальности именно парного брака, матриархат или патриархат, ведший
материнский или отцовский отсчет родства. Установление моногамии
сопровождалось порабощением женщин мужчиной. Гл целью становится
накопление богатства и передача его наследникам.
выделение семьи в отдельный институт неслучайно. Именно с является
основным носителем культурных образов, необходимым условием соц
личности. При этом это еще и самый древний институт. В семье человек
обучается соц ролям, получает основы образования и навыки поведения.
Правила, традиции и устои сем жизни сущ для каждого общ. ТО, что
нормально в одном, кажется непривычным и неприменимым в
другом.Семейная жизнь должна рассматриваться с точки зрения
этноцентризма. В некоторых странах типа Ц Африки семья до сих пор ед
соц институт.
как и все институты, семья представляет собой систему принятых норм и
процедур для осуществления важных для общ функций. Это группа связ
отношением брака людей, кт обеспечивает воспитание детей и обеспеч
других общезначимых потребностей.Формы семьи --- супружеская (брачная
пара +дети), родовая (клан родственников с супругами и детьми,
семейные сборы, торжества).
брак --- это социально одобренные образцы повеления, с помощью
которых двое или больше людей составляют семью. Заключение брака
предполагает не только совместное проживание, воспитание детей, но и
множество др прав и обязанностей. При этом общ развивает свои образцы
поведения в семье, они исторически обусловлены и имеют выраженную
экономическую основу. Везде начальная стадия образ пары связана с
трудностями, помехами, испытаниями, в ходе которых молодые супруги
должны проверить правильность своего выбора. Нетрадиционные формы
брака получают распространение в связи с изменениями в жизни
общества: гражданский брак, брак со временным проживанием, брак с
раздельным проживанием, открытый брак, договорной брак, шведская семья.
Экзогамия --- ограничение выбора партнера для брака. Он может выбираться
только вне определенной группы лиц, у нас это кровные и близкие
родственники. Эндогамия --- наоборот. Ограничение выбора только
внутри группы. Допускается только один вид брака --- моногамия, в
других странах есть групповой брак, полиандрия (многомужество),
полигиния (многоженство). Для развода препятствия для сохранения
семьи и детей.
Функции семьи:
1) сексуального регулирования. Это главный сц институт, через который общ
упорядочив естественные потребности людей.
2) Репродуктивная . Воспроизводство, при этом важно, чтобы дети были
психич и физ здоровы, с этим связано куча проблем. Обеспечивание
воспроизводства в Европе и слишком большая рожд в Африке. это
устои общ и их влияние на семью.
3) ф социализации. У семьи центр место в соц личности, там закл основы
формирования ребенка как личности, ничто ни садик, ни детдом не
заменит в этом отношении семью.
4) Статусная. национальность, место в городской и сельской культуре.
с рождения чел получает некий статус, принадлежит к опред слою общ и
получает соответств воспитание.
5)ф эмоционального удовлетворения. Потребность чел в интимном общении,
кто-то должен его выслушать, доверять, участвовать в его жизни. Многие
преступления от недостатка любви и тепла в доме.
6) защитная. физическая, экономическая и психическая защита членов
семьи. Задевая без одного, задеваешь без семьи.Особенно Кавказ, Италия.
7) экономическая. все члены семьи ведут общее хоз, доб деньги ---
семья самая крепкая экономич ячейка общества. Взаимопомощь и
поддержка в экономич смысле.
\newpage
{\sf 35. Социальная структура общества. Классы и классовые отношения.
Профессиональная структура общества.}
В любом современном обществе функционируют социальные группы и
слои, а также национальные сообщества. Они взаимосвязаны друг с другом.
Между ними существуют экономические, социальные, политические и
духовные отношения, которые и образуют социальную структуру общества.
соц структура складывается из классовой , этнический, демографической,
поселенческой. профессионально-образовательной структуры.
В основе социальной структуры лежит Общественное разделение труда и
отношение собственности на средства производства. На базе
общественного разделения труда появляются такие группы, как классы,
профессиональные группы, а также большие группы людей города и
деревни, умственного и физического труда. Отношение собственности
экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества,
складывающуюся внутреннего социальную структуру. к основным элементам
социальной структуры следует отнести классы, город-деревня,
физический -умственный труд, сословия (соц группы, место которых в
обществе определяется не их положением в системе соц-экономических
отношений, а сложившимися традициями и правовыми актами),
соц-демографические группы ---молодежь, муж, женщ, тинейджеры,
пенсионеры, национальные общности --- нации, этнические группы.
почти все эти группы неоднородны по составу и делятся на отдельные
слои и группы собственными интересами. На это обращает внимание
распространенная на западе теория стратификации, делящая общество на
различные слои (старты) по разным основаниям: уровень доходов,
профессия, вид деятельности, политические взгляды, ценностные
ориентации. Усилия зап психологии направлены на изучение малых групп,
склад на основе более-менее постоянных контактов между неск людьми.
Они склад внутри больших групп, нередко трансформируют в себе
действие всей социальной структуры общества и оказывают существенное
влияние на формирование мотивов поведения входящих в нее людей.
Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой
специфический тип соц. сферы общества: наличие определенных классов и соц.
групп (род, племя, народность, нация, семья). Определяющим элементом
социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. Ленин:
классами наз. большие группы людей, различающиеся по их месту в
исторически определенной системе общественного производства, по их
отношению к средствам производства, по их роли общественной организации
труда.
Существование классов связано с исторически определенными способами
производства. Классовая дифференциация является для общества основной
среди ост дифференциаций именно потому, что она возникла в сфере
производства на основе общественного разделения труда и частной
собственности на средства производства. Классы возникают на той
ступени общ развития, когда появление прибавочного продукта и
разделение труда сделало экономически выгодным эксплуатацию рабочей
силы. Марксистский метод требует выявлять в каждом классовом обществе
наряду с основными классами и неосновные, которые либо связаны с
сохранением остатков старого способа производства, либо с нарождением
нового, а также различные слои внутри классов и прослойки между
ними. классовые отношения возникаю т тоже на основе способов
производства. Теория классовой борьбы была разработанна в марксизме
как борьба между классами с несовместимыми интересами,
противоречащими друг другу. Нов современном обществе интересы начали
интегрироваться, отчего классовая борьба в связи с размытостью границ
между классами смягчилась. Правда, в современной России социальная
дифференциация наоборот усиливается, тч может привести к антагонизму в
обществе. И приводит.
В каждом обществе наряду с классами существуют также соц. группы,
которые по своему отношению к собственности не вх. в состав того или иного
класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером
сословной организации является феодальное общество с характерным для него
различием людей по экономическому и правовому положению. Так, крупный
землевладелец как собственник средств производства - представитель класса,
а дворянин - представитель сословия. Сословия характеризовались
замкнутостью и строились по принципу строгой иерархичности, закрепл. в
правовых нормах. Соц. структура совр. общества также помимо основных
классов включает и определенные соц. группы, куда относятся в основном
интеллигенция и служащие. Границы между классами и другими соц. группами
общества всегда относительны и подвижны.
Общественная психология -
частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представлены
научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и
традиции, склонности и интересы, образы причудливой фантазии и логика
здравого смысла. Идеология - частичный аналог теоретического уровня
сознания, в котором с позиций определенного класса, партии дается
систематизированная оценка соц. действительности. Часто проявляется факт
"отставания" идеологии от общественной психологии, особенно при
тоталитарных режимах. Общественная психология и идеология могут одни и те
же явления действительности отражать по-разному. Факт противостояния
идеологии и общественной психологии приводит не только к ее отставанию от