обыденного сознания, но и к дестабилизации самой общественной психологии.
Для стабилизации отношений большую роль играет изучение общественного
мнения. Но для того, чтобы его можно было изучать необходимы
соответствующие условия (демократия).
еще одной стороной функционирования соц структуры является ее
мобильность. Речь идет о переходе людей из одних соц групп в другие .
соц положение может поменяться при переезде, образовании, дети
рабочего могут стать интеллигентами, интеллигент --- предпринимателем,
предприниматель --- профессиональным политиком. переход может быть
горизонтальный и вертикальный. Изучение социальной мобильности имеет
важное значение для полного представления о происхождении соц
перемещений, надо знать их причины и последствия, чтобы контролировать
процесс в интересах сохранения целесообразной соц динамики и
стабильности общества. проблемы функц соцструктуры и действия разл
соц групп напрямую связаны с проблемами гражданского общества.
Гражданское общ есть относительно независимая от государства сфера
реализации частных потребностей и интересов на базе частной
собственности и всеобщего формального равенства людей. было бы
правильно рассматривать гражданское общество как взаим всех имеющихся
больших и малых групп, экономической основой их вз становятся
различные формы собственности, а защищать их интересы призваны
соответствующие органы правового государства. При этом гос-во должно
по минимуму регламентировать и ограничивать свободу самовыражения
этих групп, следя только за выполнением законов. При этом надо
отметить две тенденции современного развития. Это активный процесс
дифференциации, появлении новых социальных групп, и процесс
интеграции, сближение условий труда, характер и содержание у
представителей разных соц групп. Это ведет к сближению х образа жизни
и структуры их потребностей и интересов.
Особенно видны проблемы в соц структуре российского общества. это
связано с быстрыми изменениями в условиях жизни, в правовом
пространстве, а соц структура общ не успевает на это реагировать.
Процесс ее изменения идет долго и болезненно, не все находят себе
место в изменившихся условиях. Это связано и с профессиональной
структурой общ. При появлении новых средств труда, новых технологий
некоторые профессии оказываются ненужными, зато резко возрастает
потребность в других. При этом большая часть людей оказывается
выброшенной на обочину, а профессионалов не хватает. Даже программа
переучивания здесь не помогает, должно пройти некоторое время.
перекос в профессиональной структуре набл и у нас сейчас. появились
новые профессиональные группы предпринимателей, фермеров, рэкет и
профессиональные бандиты, банковские и финансовые служащие. При этом
практически исчез рабочий класс связи с остановкой заводов.
государство должно заботиться о правильном формировании проф
структуры путем прогнозирования структуры производства и
заблаговременного требования к учебным заведениям. Теперь в скором
времени необходимо будет много специальностей гуманитарного плана типа
менеджеров, специалистов по связям. Кроме того, специалисты по
коммуникациям.
\newpage
{\sf 36. Этнос. Этническая структура общества. Этнос и окружающая среда.}
Этническая структура как и демографическая по своим корням тесно
связана с биологической сущностью человека и в самой значительной
степени, хотя и под эгидой социального, представляет биологической в
общественной жизни. Этническая структура --- биосоциальная структура.
Именно этнические образования представляли собой первоначальные
социальные общности. Доклассовое общ выработало свои обусловленные
технологическими и экономическими причинами соц общности.
РОД. Объединение людей, кровных родственников, обладающих общностью
происхождения, общим местом поселения, общим языком и обычаями,
верованиями, Экономическая основа --- общинная собственность н
землю, рыболовные и охотничьи угодья, Низкий уровень
производительности труда.Данные исследований свидетельствуют, что
родовая общность не обязательно присуща всем народам. Род обычно сущ в
мужской и женской формах (матриархат и патриархат).Причем это
объединение не в качестве отдельного объединения, а в качестве групп
родственников, живущих в разных общинах. Род служил ядром общин,
сплачивал в единое целое их членов, обеспечивал воспроизводство
потомства, способного к труду и соц отношениям, посредством
регулирования семейных отношений, совместного воспитания детей и
материального обеспечения детей. Родовые отношения выступали в форме
социальных связей членов общины, играли определяющую роль в
воспитании, производстве, культовых действиях, распределении благ,
обуславливали родовой характер управления (выбор вождей и старейшин,
их сменяемость и др). Господствовала общ собственность на землю,
отсутствовала имущественная и социальная дифференциация, участие в общ
делах было правом и долгом каждого взрослого члена общества. С
развитием первобытнообщинного строя постепенно увеличивалась
численность родов, они объединялись во фратрии (братства),
фратрии -- в племена, потом союзы племен.
ПЛЕМЯ. Объединение вышедших из одного корня, но впоследствии
отделившихся друг от друга родов. В основе остаются
кровно-родственные отношения, но при этом наблюдается разобщенность
племени по территории, языку, культуре. Образование племен положило
начало расчленению единой многофункциональной общности, Племя несло
лишь часть общ функций (хоз ячейкой оставалась община), то тем
самым было положено начало обособлению этнической общности от
хозяйственной деятельности.Только принадлежность человека к племени
делала его совладельцем общей собственности, обеспечивала ему долю в
произведенном продукте, право участия в общ жизни. Вытеснение родовых
отношений товарными привело к распаду племен и к объединению их в
народности.
НАРОДНОСТЬ Характерна замена кровно-родственных отношений общностью
и единством территории, единством языка при наличии диалектов,
общность культуры и зачатки экономических связей. народности типичны
для рабовл и феод строя. Это уже не сугубо этническая, а
социоэтническая общность. Мы знаем немало народностей, которые
образовались не только из различных этнических групп (болгары,
венгры), но и из различных рас (итальянцы). Необходимо различать
первичную народность, возникшую непосредственно из разложения
родоплеменных общин, и вторичную, представляющую собой дальнейшее
развитие первичной. В народности нет еще такой целостности
экономической жизни, как в нации, но она выгодно отличается в этом
отношении от исторически предшествовавших ей этносов. Некоторые
народности, преимущественно из-за малочисленности, недостаточной
развитости, не смогли завершить процесс консолидации в нации.
НАЦИЯ. Пришла на смену народности , сложившись в процессе
капиталистической формации. В докапиталистическом обществе нации
вызреть не могли, хотя многие их предпосылки как общность территории
и языка, общие черты культуры и хоз деятельности, заложены еще в
народности. Становление общности экономической жизни связано с
процессом генезиса и образование капитализма, ликвидация феодальной
раздробленности, упрочение экономических связей между отдельными
областями внутри страны, объединение местных рынков в
общенациональный. Нация характеризуется след признаками:
1. Общность территории.
2. Общность языка --- национальный язык, общенародный, разговорный.
3. общность экономической жизни, которая возникает на основе
хозяйственной специализации различных районов страны и упрочение
торгово-обменных связей между ними. Этот процесс специализации
различных родов, их усиливающейся хозяйственной зависимости друг от
друга и был одновременно процессом экономической консолидации нации.
4. Общие черты психологического склада, закрепленные в менталитете
данного народа (нац быт народы, нравы, привычки, склонности людей,
особенности песен, танцев, живописи, фольклора).
5. Национальное самосознание --- сознательное отнесение себя к той
или иной социальной общности, идентификация с ней. Данный признак, в
отличие от всех уже рассмотренных, является субъективным по своей
природе, и это служит аргументом против его существования. в
действительности же о нации как реально существующей и нормально
функционирующей общности можно говорить только в том случае, когда
объективные признаки дополняются четко выраженным национальным
самосознанием. В противном случае можно говорить только о этнической
общности людей, а не их национальной принадлежности.
Современные философские проблемы --- каково влияние среды на
формирование особенностей этносов и наций? Возможность влиять на
национальное самосознание. Процесс интеграции наций в единую
общепланетную и в то же время сохранение нац культуры. Процесс
слияния этносов --- метисы, мулаты. Он будет только усиливаться.
Проблема межнациональных отношений. Национализм в различных
проявлениях.
\newpage
{\sf 37. Понятие "цивилизация". Процесс становления цивилизации.
основные концепции цивилизации в историософии ХХ века. К.Ясперс об
"осевом времени".}
Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания,
умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения
к поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком;
совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная