характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она
социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и
вообще существенную форму их выражения составляет система символов.
Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть
человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура.
Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!).
Цивилизация =
окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту
культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего
обитания + обществ. отношения (формы социальной организации культуры),
обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение. Ц. - социокультурное
образование.
Цивилизация есть совокупность материальных и духовных достижений
общества.В истории фил мысли цив фигурирует в контексте
всемирно-исторического процесса. Фр просв называли цивилизованным
общ, если оно основано на разуме и справедливости. подчеркивая
важность факторов , обеспечивающих общ гармонию.
в совр зап фил цивилизация рассматривается с точки зрения трех основных
компонент: техника, соц организация и философия, причем техника
определяет остальные компоненты. Марксизм: становление цив в
историческом аспекте связано с появлением антагонизмов между сословиями
и классами, с угл разделения труда, появлением законов, выр сущво
классовых отношений. Цив есть та ступень общ развития, на которой
разделение труда, вытекающее из него обмен между отдельными лицами и
объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают
полного расцвета и производят переворот в прежнем обществе.Понятием
цив охватывается природа и уровень развития мат и дух культуры,
результаты соц-культурной деятельности общ, его роль в решении
глобальных проблем человечества. В настоящее время цив понимают как
нечто единое, стоящее вне рамок соц систем.
Теория круговорота локальных цивилизаций.
Шпенглер. Развитие
народа есть развитие его культуры, типы их могут быть разнородны и
даже противоположны. нЕт ничего общечеловеческого, в тч и
исторического процесса. Каждая культура есть неповторимое, уникальное
и замкнутое образование. Развивает учение данилевского. Он рисует
образы 8 существовавших на земле культур: египетской, вавилонской,
индийской, китайской, аполлоновской (греко-римской), магический
(византийско-арабской), фаустовской (западноевропейской) и культуры
майя. Ожидается рождение русско-сибирской культуры. Во введении к
``Закату Европы'' говорит, что из названных культур продолжает
существование только западноевропейская, которая вступила в фазу
завершения и упадка, заката. Рассуждает о продолжительности культур и
темпах их развития. Культуры суть организмЫ. Она зарождается в тот
момент, когда из первобытно-душевного состояния вечно-детского
человечества пробуждается и выделяется великая душа. Она расцветает
на почве ограниченной местности, к которой и остается привязанной,
подобно растению. Культура умирает после того, как душа осуществит
полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений,
искусств, государств и наук, таким образом вновь возвратиться в
первичную душевную стихию. Когда культура умирает, ее кровь
свертывается и становится похожей на засохшее дерево. Это
характеризует процесс превращения культуры в цивилизацию. Возникает
огромное скопление людей в больших городах, развивается техника, идет
деградация искусств, народ превращается в безликую массу, массовая
культура, политика, спорт. Цивилизация
идет за культурой как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием.
По его мнению, никакие революции и классы дело не спасут.
Тойнби. Дает характеристику 21 независимой цивилизации, при этом
говорит, что более детальный анализ может уменьшить их число.
Остальные --- побочные, недоразвитые. Нельзя сравнивать экономические
и др системы в современных странах. Единство истории - ложная
посылка о линейности развития. каждая цив проходит этапы
возникновения, роста, надлома и распада. Сейчас сохранилось 5 цив:
китайская, индийская, исламская, западная и русская. Говорит о
прерывистом потоке чел жизни, который прерывается от одной цив к
другой. Цив приходится отвечать на вызовы природно и соц среды,. в
ответах на вызовы проявляется их стабильность и жизнеспособность.
Цивилизация развивается благодаря порыву, который ведет их от вызова
к новому вызову. Проблема вз личности и общ в центре
любой цив. Человек есть существо социальное, и общ жизнь есть
необходимое условие его формирования как личности. Развитие осущ благодаря порывам гениев, преодол инертность
и враждебность соц окружения. Тогда развитие общ есть дело творческих
личностей. Распад общ --- вертикальный (на мелкие
общества и гос) и горизонтальный (классы и соц группы). Тут кроется и
объяснение классовой борьбы. В этом случае
поток соц жизни становится неконтролируемым, спасение в гении и законе
бога, который он реализует.выступает за вселенскую церковь. духовное
совершенствование чел, это и есть жизнетворный центр сохранения
цивилизации.
Своеобразную концепцию исторического развития и существования
общ предложил нем экзист Ясперс. в отличие от Тойнби, он делает акцент
на том, что человечество имеет единое происхождение и единый
исторический путь. Допущение этого единства он называет постулатом
веры, те объясняет историю с точки зрения религии. История имеет свое
начало и конец. ЕЕ движение определяется силой Провидения. Линейная
схема истории. Вера --- основа и смысл истории. Возможна ли общая для
человечества вера, кот бы объединила народы и цив? Такую веру не может
предоставить ни одна религия, следовательно, это просто философская
вера. Она всегда сущт в союзе со знанием. Безграничное познание и
наука --- основной элемент философствования. Историческая ситуация.
Истор эпохи отличаются друг от друга ситуациями, возможно
формирование близких ситуаций, тогда они порождают родственные эпохи
и процессы. Такое совпадение ситуаций произошло 800-200 гг днэ. в этот
промежуток возникло в Китае, Индии, Персии, Палестине и др Греции
духовное движение, сформировавшее тот тип человека, который сущ и
поныне. Это осевое время истории. время рождения философской веры,
мировых религии. Одновременно на Земле независимо друг от друга обр неск
дух центров. Главный рез-т и характеристика осевого времени ---
прорывмиологического созерцания, которое было характерно для доосевых
культур. Чел пробудился к ясному мышлению, возникло недоверия к
непосредственному эмпирическому опыту. Пред чел встали вопросы о его
сущности и сущнии. ПРобуждение духа стало началом общей истории,
которое до того было разбито на локальные культуры. Человечество
обречено на общность судьбы и единую веру, иначе оно погибнет.
Установление взаимопонимания, открытость общ и культур религий ---
необходимое условие сущ чел.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Цив характеризуются уровнем развития техники
и чел как технологического субъекта. Зависит от распространенности
орудий производства, в первую очередь машин. Древнее общество даже не
стало доиндустр цив, не принимая даже сделанные изобретения, Как и всегда,
общ не дозрело до них, хватало дешевой рабочей силы.
Доиндустриальная ---
водяные и ветряные мельницы, пар, лесопильное, сукновальное, бумажное
производство. всеобщее разделение труда, требующее многообразий орудия
производства. Быстрый прогресс третичного сектора (после промышленности
и с/х) -- умножение числа врачей, адвокатов, нотариусов,
преподавателей. развитие горнодобывающей промышленности с гигантскими
по тому времени устройствами для откачки воды и подъема руды.
Расцвет городского ремесла. Атмосфера научных и технических открытий.
Индустриальная цив --- промышленная рев. Экономический рост. Новшества
зависят от потребностей рынка. Возникновение электричества.
Стимулировалось развитием угольной промышленности, технологический
базис стала составлять техника, заменившая физич усилия чел.
Характеризуется изменением образа жизни во всей системе с/х,
воспитания, навыков и др. Постиндустриальное общ --- информационное.
Автоматизация производства полностью, микроэлектроника и информатика,
интеллектуальные технологии, наукоемкость. Научно-техническая
революция, опять изменение образования, образа жизни и досуга.
Мобильность на фоне изменчивости условий труда и характеру труда.
\newpage
{\sf 38. Формирование публичной власти в процессе становления
цивилизации. Государство, его эволюция, основные формы, социальные
функции и их изменение.}
Ведущим звеном в системе политических отношений общ является
государство. Это не случайно, так как главное в политических
отношениях --- вопрос о власти, прежде всего государственной.
Используя рычаги этой власти, органы гос могут воздействовать на все
звенья политической системы общества. Главными средствами
оказываются политика, административные акты, правовые нормы. Гос
власть доминирует в общ и может добиваться своих целей разными
средствами --- идеологическим воздействием, экономическим
стимулированием, другими косв способами, но только она обладает
монополией на принуждение с помощью спец аппарата. Связана с
отношениями субординации, иерархии. Современная динамика соц
процессов связана с процессом бюрократизации, кот подчиняет людей
безличным правилам, с целью приспособления их к заданным функциям и