Смекни!
smekni.com

Билеты по философии (кандидатский минимум) (стр. 4 из 46)

Далее для этой новой идеи чел и для нах под нею первой идеи и ее вещей

должна сущ еще одна - третья - идея...

5. Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого чувств.

мира, П. лишил себя возм. объяснить факты рождения, гибели и движения.

Если вещи действительно существуют, то необходимым образом

существуют и идеи вещей; так что без идеи вещь не существует или сама вещь

остается непознаваемой. Нет принципиального отрыва идеи вещи от самой

вещи. Идея вещи находится внутри самой вещи. Идея вещи, будучи чем-то

единичным, как единична и сама вещь, в то же время является и

обобщением всех частей вещи, является некой общностью. Общность вещи

обязательно существует и в каждой отдельной вещи, и существует каждый

раз по-разному; но это значит, что общность вещи охватывает

все её раздельные части и потому является целостностью вещи. Целостность

вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и вся вещь, есть

организм вещи в отличие от механизма вещи, когда вещь остается

целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных её частей и замену их

другими частями. Организм есть такая целостность вещи, когда имеется одна

или несколько таких частей, в которых целостность присутствует

субстанционально.

В философии различал 1) теоретическую часть --- учение о бытие,

его частях, причинах и началах; 2) практическую --- о

человеческой деятельности; 3) поэтическую --- о творчестве. предмет

науки - общее, но оно существует в единичном и познается через него, то

есть условие познания - индуктивное обобщение и чувственное

восприятие. Признавал 4 причины

1) материя, или пассивная возможность становления;

2) форма - сущность бытия, действительность того, что материи дано

как возможность;

3) начало движения;

4) цель.

Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма:

1. Эйдос (идея) вещи является такой её сущностью, которая находится в ней

самой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь. 2.

Материя вещи есть только ещё самая возможность её оформления и

возможность эта - бесконечно разнообразная. Эйдос вещи не есть её

материя, а материя вещи не есть её эйдос. Материя есть только

возможность осуществления эйдоса.

3. Если вещи движутся, а для движения должна существовать

какая-нибудь определенная причина движения, то это значит, что

необходимо признать некое самодвижение, некую причину, которая

является причиной для самой же себя. В бытии имеется самодвижущая причина

и эта самодвижность так или иначе отражается и в реальной зависимости

движения одной вещи от движения другой вещи. 4. Нельзя мыслить движение в

абстрактном виде, то есть без того результата, который она дает. Движение

вещи подразумевает цель движения - специфическую категорию вещи,

которая не есть ни её форма, ни её материя, ни её причина. Общая

формулировка четырехпринципной структуры- вещь есть материя,форма,

действующая причина и определенная целесообразность, то есть каждая вещь

есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением.

Художественно-творческий первопринцип: 1. Художественная роль материи -

материя не просто отсутствие всяких форм, но и бесконечная

творческая возможность. Материя проявляет себя в виде тех или иных

пространственных и временных форм. 2. Природа как произведение искусства

- природные вещи и вся природа, взятая в целом, является той или иной

смысловой картиной. 3. Душа есть не что иное, как принцип живого тела.

Душа - субстанция в качестве эйдоса физического тела, в потенции

обладающего жизнью. Художественно-творческий принцип в его завершении: 1.

Подобно тому, как всякое материальное тело есть нечто, то есть является

тем или иным эйдосом, и подобно тому, как эйдос живого тела есть

принцип его жизни, то есть его душа, подобно этому и всякая душа,

движущая телом в том или другом направлении, тоже имеет свой

собственный эйдос, называемый Умом, так что душа есть энергия Ума. 2.

Ум есть эйдос всех эйдосов. 3. Ум,несмотря на всю свою свободу от

чувственной материи, содержит свою собственную чисто умственную

материю, без которой он не был бы художественным произведением.

По А. каждая един. вещь есть единство материи и формы. Форма

нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Так медный шар

есть единство вещества - меди - и формы - шаровидности, кот. придана меди

мастером, но в реально сущ. шаре она составляет одно с веществом.

Противопол. материи и формы небезусловная. Медь есть материя по отношению

к шару, но она же и форма по отнош. к физ. элементам, соединением кот., по

А. является медь. Медь лишена формы, т.к. еще не явл. шаром и в то же время

она есть возможность формы. Форма есть действительность того, возможностью

чего явл. материя. Согласно А в пределах мира чувств. вещей возможен

последов. переход от материи к соотносительной ей форме и наоборот.

Категории эти т.о. становятся текучими.

Каждая форма может рассм. и как материя, для кот. должна сущ соотв. ей

высшая форма. Например если кирпич, явл. формой глины, рассм. как материю,

то формой этой мат. будет дом. Однако так мы поднимаемся до формы, кот.

уже нельзя рассм как материю. Такой предельной формой явл. перводвигатель

или бог. - идеализм. Но вообще по А. чувственно- восприн вещи есть

единство материи и формы. Материя - пассивность, вся активность

принадлежит форме, к которой сводил начало движения и цель. источник

движения - бог, неподвижный перводвигатель.

Все живое обл. душой, 3

вида души: 1) растительная - обл. растения. Способна к размножению и

осуществлению обмена веществ 2) чувствительная - живая-

обл. спос-тью восприн. формы с пом. ощущ. 3)

разумная - присщ. ч-ку, познает и думает.

Теория познания. Исходная точка - существ. независимой от субъекта

объективной действительности. Ощущ. чел. являются отражениями, копиями

предметов вн. мира. Т. о. источником познания явл. чувств опыт, а ощущ.

предполагает независимый от сознания предмет восприятия. Есть знание

достоверное и вероятное, относящееся к области мнения. они связаны.

Опыт не есть последняя инстанция в проверке ``мнения'', и высшие посылки

науки усматриваются непосредственно не опытом, а умом. Они не даны уму

от рождения, а предполагают деятельность - собирание фактов,

направленность мысли.

Логика по А. - наука о доказательстве, а также о формах мышления, необх

для познания. Связи мыслей явл. по А. отражениями объект. сущ связей. А.

рассм. лог. строение суждений, вопросы о терминах, об определении

строении и о прав умозаключений и док-в. В центре всех этих иссл. лежит

теория умозаключений. В соотв. с спецификой античного знания, огранич.

прямым наблюдением и построением умозрит. гипотез, А. главное знач.

придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и

возможности. Поэтому он на первый план выдвигает движ мысли от общего к

частному (дедукция), а на индукцию обращ. мало внимания. Так как нет

понятия, которое могло бы стать предикатом всех других понятий, то

различные вещи не могут быть объединены в едином общем роде, и А

указал высшие категории, к которым сводятся все остальные роды

истинно сущего.

Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар. Источник

движения - бог (перводвигатель).

Физика. Одним из важнейших принципов явл. учение о целесообр. в природе.

Этот принцип распростран. на все бытие и даже на бога. Эта целесообр.

является внутренней и бессознательной целес. природы. Примеры целесообр.

видел в росте организмов.

Общественно полит. теории А. Научное созерцание есть высшая доблесть,

наиболее соверш. вид блаженства. Созерц деятельность разума сущ. ради себя

самой, не стремится ни к какой внешней цели и закл. в себе ей одной

свойственное наслаждение. Идеал - мыслящее себя мышление.

Наилучший из всех классов - земледельческий.,

однако они в силу своего образа жизни и территор. распыленности не могут

активно вмешиваться в вопр. управления, Этим делом должны заним

среднезажиточнуе классы общества.

А различает 3 хор. и 3 плохих формы управления гос-вом. Хорошими он

считает формы, при кот. исключена возможность корыстного использования

власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы монархия,

аристократия и полития (власть среднего класса, основ. на смешении

олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы - это тирания,

олигархия и крайняя демократия.

\newpage

{\sf 6. Бог, человек и мир в средневековой христианской философии.}

Возникло феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло

духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами

просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и

образованности в Европе. Раннее средневековье характер. становлением

христ. догматики в услов. формирования евр. гоуд. в р-те падения Римской

империи. В условиях жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена

служанкой богословия, кот. должна была использовать свой рацион. аппарат

для подтверждения догматов христианства. Эта фил. получила название

"схоластики".(опиралась на форм. логику Аристотеля)

Еще в 5 в.(христианство уже гос. религия в Греции и Риме) было сильно

влияние фил. неоплатонизма, враждебного христианству. (Нехрист. ф. школы

были закрыты по декрету имп. Юстиана в 529г.) При этом одни хр. идеологи

склонялись к отрицанию, другие к использованию учений ф. идеалистов

древности. Так возникла лит-ра апологетов (защитников) христианства, а за

ней возн. патристика - соч. отцов церкви, писат., заложивших основы ф.

христианства.

Со 2в. Гр. апологеты обращ к императорам, преследовавшим хр. Они стрем