самодостаточностью. Человек по природе зол, но обладает зачатками добра.
Цель воспитания состоит в том, чтобы добрые задатки одержали верх над
злом, у всех есть чувство вины. Человек со спокойной совестью не
может быть моральным. ПРоблема сознательного и бессознательного.
ГЕГЕЛЬ. Рационализм, чел есть выражение познающего абс духа, отличие
от друг сущ --- его разумность. Личность начинается с осознавания
себя как сущ бесконечного, всеобщего и свободного.
ФЕЙЕРБАХ. Самоценность и значимость живого, эмпирического чел. Часть
природы, чувственно-природное сущ.Против идеалистического понимания
чел как дуализма души и тела. Но его чел изолирован от соц связей.
Основное --- отношение между Я и ТЫ, особенно между муж и жен.
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Материалистического учение рев демократов и
религиозная фил. Белинский --- судьба индивидуума имеет
первостепенное значение, важнее судеб мира. Достижение свободы и
независимости личности связывает с соц преобразованиями. Критика кап
и религии, утопич соц. Герцен --- идея русского соц как освобождение
мужика. Его антропология рационалистична: чел вышел из животного сна
благодаря разуму. Чем больше соответствия между разумом и
действительностью, тем более чел свободен. Формирование личности
состоит в ее взаимодействии со средой. Чернышевский ---
природно-монистическая сущность человека. Вводит социальные аспекты
сущ чел, связывает проблему чел и ее решение с соц преобразованием общ.
Натуралистическая трактовка духовной жизнедеятельности.По его мнению,
фил должна видеть в чел то, что и медицина, физиология, химия.
Разница между сознанием чел и жив носит количественный характер.
Достоевский. Человек, его предназначение и судьба, Что есть свобода
чел? Он в глубине содержит два начала --- бога и дьявола, добра и
зла. Проявляются они, когда чел на свободе. Соловьев. Человек
совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к
одной великой противоположности между безусловным и условным, абс и
вечной сущностью и преходящим явлением. Чел есть и божество, и
ничтожество. Бердяев. Человек есть микрокосм и микротеос, по подобию Бога, потому он
существо беспредельное, свободное и творческое. В то же время он
сущ-во природное и ограниченное.Ч-к --- пересечение высшего и
низшего мира. Отсюда отличие личность есть категория
духовно-религиозная, индивид --- натуралистически- биологическая,
часть природы и общ . Становл. ч-ка Б. поним. как прибл. к богочеловеку,
единение с Богом. Весь трагизм состоит в столкновении конечного и
бесконечного, временного и вечного, от несоответствия чел как дух сущ
и чел как природного сущ. В русской рел фил сущность состоит в том,
чтобы соед чел богом, причем у Ницше -человекобог, у русск --
богочеловек. Сугубо гуманистич характер.
МАРКС. Основное в понятии чел --- трудовая деятельность. Общ сознание
определяет сознание чел, а общ детерминирует свойства чел.
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ. Ницше. Специфика человека в феномене жизни, который
сильно сближает с органич, биологическим, либо истолковывается в
культурно-историческом плане. В фил жизни на перв план выдвигаются
внемыслительные способности человека: чувство, воля или интуиция.
Сознанию противопоставляется бессознательное, глубинный источник
человеческого поведения.
ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛИЗМ. Обеспокоен подлинностью индивидуального чел
существования. Ищет свободу как от природного, так и от других
безличностных сил. В очередной раз отвергается диктат объективного
идеализма, сциентизма, материализма. На первый план выдвигается не
просто чувства, а процесс чувствования, переживания,
вместо кратковременных чувств --- долговременные.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ГУССЕРЛЯ. Пытается преодолеть замкнутость личности,
поэтому переживание считает интенсиональным, изначально направленным
на внешний мир. Человек не просто сущ, а сущ в мире. сознание чел
Кассирер понимал как манифестацию чел в языке, труде , религии.
Человек --- сущ, которое создает символы самого себя, культуру.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИ. Продолжатели Гуссерля. Ставится задача на
основе частных наук о человеке, биология, психология, социология,
воссоздать целостное понятие о чел.
Итог в современном понимании
1. Человек и уникален, и универсален. Человек -- венец природы,
которому нет равных, он обладает уникальными способностями. Но он и
универсален, ему ничего не чуждо -- ни космос, ни грубые инстинкты, ни
утонченная, возвышенная деятельность.
2. Человек есть соотношение внутреннего и внешнего, интерналистского
и экстерналистского. Дух мир человека --- это его внутренняя
доминанта, она символизируется в различных формах его деятельности, в
игре, труде, худ творчестве. В итоге он оказывается сущ социальным,
общественным.
3. Человек есть единство , но он еще состоит и из частей. Человек
биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный,
этический --- все это объединено в каждой конкретной личности.
4. Человек --- существо историческое, и в качестве такового он
стремится энергично внедрится в будущее. Чел обеспокоен своим будущим,
ибо его везде ожидают кризисы, он и есть сущво кризисное.
5. Человеку не избежать бремени ответственности пред самим собой.
Понимая это, он видит выход из ситуации в синтезе гуманистических
подходов и идеалов, равно как и в их обновлении.
Современные проблемы человека. Человек в современном обществе. Наряду
с вечными проблемами типа смысла жизни, формирования личности, роли
сознательного и бессознательного в поведении человека, соотношение
биологического и социального встают принципиально новые.
Это ускорение темпа жизни и информатизации общ. Готов ли человек к столь
мощному изменению условий существования. Большая скученность,
множество информации, высокий темп жизни. Может ли мозг
человека адаптироваться в этих условиях? Проблема переэксплуатации
интеллекта. Есть ли ему предел? Реализации возможностей интеллекта,
наращивание и качественное улучшение системы образования.
Нравственные проблемы пред человеком как понимание сущности и времени
смерти и рождения. Нравственные проблемы. В связи с развитием науки встала проблема
смерти, ее определения. Когда можно констатировать смерть и когда
можно вернуть человека к жизни? В связи с этим стоит проблема эвтаназии
как безболезненной смерти, тем более уже появились приспособления для
этого. Проблема абортов, можно или нет, в основном нравственная
проблема -- когда можно говорить о жизни нового человеческого сущва?
проблема борьбы со СПИДом, наркоманией, алкоголем и возникающая при
этом проблема милосердия. Мутации --- повышение процента
олигофреничных и аутичных детей, проблема их адаптации в человеческом
обществе. Новая точка зрения на эту проблему --- если они не имеют
развитого интеллекта, то почти все очень добры и нравственные. Не есть
ли это просто другие люди, не хуже нас?
Создалось общество потребления, общ массовой культуры. Хорошо это или
плохо? Исследование этого феномена чел сознания. Проблема чел
ценностей и их изменения в процессе развития. Гуманизация ценностей,
существуют ли общечеловеческие ценности? Проблема расизма,
апартеида, геноцида, сионизма и связанные с этим теории расовой
дискриминации.
\newpage
{\sf 43. Проблема сущности и существования в философском учении о
человеке.}
Проблема сущности чел находится в центре фил учений о нем. Это
объясняется тем, что раскрытие сущности входит в само определение
предмета и без этого невозможно вести разговор о его сущности,
функциях, значении. в истории антропологии сущность чел, его отличие
от животных объясняли, используя такие специфические качества, как
плоское ногти, улыбка, ум, религия. При этом сущность человека
пытаются определить исходя не из самого человека, а из внешних
признаков, отличающих его от ближайшего вида, то есть как бы со
стороны. Однако с методологической стороны это о подход не
правомочен, так как сущность любого предмета определяется способом
бытия этого предмета, внутренними законами его существования. К тому
же не все отличительные особенности человека явл существенными.
Такой субстанцией, отличающей чел от всего другого, является
трудовая деятельность, осуществляемая в рамках общ производства.
Именно она лежит в основе сущности человека, при этом занимаясь
трудовой деят, чел не может не вступать прямо или опосредовано в общ
отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием
общ произ развиваются и общ отношения. Собственное развитие индивида
происходит по мере того, как он аккумулирует, осваивает и реализует всю
совокупность общ отношений.
При этом речь идет именно о совокупности общ отношений: материальных
и духовных, идеологических, настоящих и прошлых. То есть понимать
человека надо диалектически, его нельзя сводить лишь к человеку
разумному, экономическому или играющему. он есть существо и
производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и
политическое одновременно. Аккумулирует весь спектр общ отношений
и выражает этим свою соц сущность. Кроме того, чел --- дитя истории,
он не взялся ниоткуда, а есть результат развития всего
человеческого рода, частью которого он является.
Кроме того, он и творец этих отношений и общ. Оказывается и
субъектом, и объектом общ отношений. ТОждество и ед суб и об.
Человек --- это микрообщество, а общ --- это человек в его общ
отношениях. Социально-деятельная сущность человека. вне соц отношения
и общения как формы их реализации чел не может стать чел.