доказать, что хр. поднимает такие вопр. кот. ставила и предшеств. гр.
фил., но дает более соверш их разрешение. Видный апологет - Тертулиан (из
Карфагена, 2в.) - сущ. непримиримое разногласие между религией, бож.
откровением, свящ. писанием и чел. мудростью. Не создав ф. систем ап.
однако наметили круг вопросов, кот. стали основными для хр. ф. (о боге, о
творении мира, о прир. чел и его целях). Апологетика использует
логические доводы, обращенные к разуму, для доказательства бытия
бога, бессмертия души. разбирает доводы, обращенные против религии и
отдельных догматов. Противоречие в том, что будучи рациональной по
форме, апологетика иррациональна по содержанию, т. е. обращаясь к
разуму, говорит о непостижимости разумом религиозных догматов.
Склонна к софистике и догматизму.
Наиболее влият. из отцов церкви - это Августин (354 -430, род. в Тагесте
-африк. Нумидия) Доказывал, что бог явл. высшим бытием, Бог сотворил мир из
ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Идеи Платона ---
это мысли творца перед актом творения. Мир представляет собою
непрер. лестницу существ, восходящую к создателю. Особое место занимает
чел., кот соединяет прир. мат тела и обладает разумн. душой и своб. воли.
Душа нематер, бессмерна. Субъективно чел действует свободно, но на самом
деле все, что он дел., делает через него бог. Поставил проблему
динамики личности и динамики общечеловеческой истории. Развил
христианскую концепцию всемирной истории, противопоставив град
человеческий - греховное светское государство, граду божьему -
всемирное господство церкви. Ввел ряд идей неоплатонизма.
Схоластика. Гл. направление в разв ф. среднев. Она преподав в школах и
университетах. 3 периода: 1.ранняя схол.(9-12в) 2.период зрелости(13в)
3.упадок (14-15в) Центр. вопрос - о отношении знания к вере. Считалось ,
что истина уже дана в библ. текстах и необходимо правильно истолковать их.
Т.к. б. тексты отличались иносказательным хар., то для их толкования
требов. изощренная логика.
Вопрос: бог един, но троичен в трех лицах - отец, сын и святой дух.
Отсюда вопрос об отношении общего к единичному.
Спор по этому пов. известен как спор о универсалиях, т.е о прир. общих
родов и понятий. Сущ. 2 основных решения этого вопроса.
1. общие роды (унив.) сущ. реально, независимо от чел. - реализм.(Иоанн
Скот Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида сущ. универсалий: (троякость
существования) "до вещей" в бож. разуме, "в самих вещах" как их сущность
или формы и "после вещей" - в чел. разуме как р-т абстракции. - умеренный
реализм ( сущ и крайний реал. - общее сущ. только вне вещей -Ансельм). П.
Абеляр - сущ. только един. вещи. Но они могут быть сходны между собой, на
этом сх. и основ. возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по
отнош к многим вещам, наше утвержд. относится не к вещ., а к слову (это
номинализм). Но наряду с этим он предпол. реальность общих понятий в уме
бога. Это образцы по кот бог творит вещи. Зачатки идеализма и
неоплатонизм.
2. Универсалии не сущ. реально, незав от челов. Они суть только
имена.(Росцелин). Сущ. только индивидуальное и только оно может быть
предм. познания. - номинализм. Представитель Уильям Оккам. Отделил
знание от веры, вера тем сильнее, чем сильнее рациональная
недоказуемость догматов Задача знания -
постижение частного, единичного. Общее сущ. только в уме чел.. В самих
вещах нет ни общего ни единичного. И то и др. присуще только нашему
способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к
общему О. вводит понятие интенции, т.е. о направленности мысли, о лог. и
псих. актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически
обозначающие многие объекты. номинализм - зачатки материализма.
Иоанн Эриугена--- Природу разделяет на четыре части
1)природа несотворенная и творящая (бог);2) природа сотворенная и
творящая (идеи, непосредственные причины единичных вещей); 3) природа
сотворенная и нетворящая(конечный мир и земное бытие человека); 4)
природа нетворящая и несотворенная (бог как цель мирового
процесса).Мир вечно мыслим богом. На фоне общей картины миропонимание
Э более динамично и диалектично. В результате грехопадения человека
созданы единичные вещи, в результате искупления все возвращается в мир
идей и в бога. В антропологии - человек обладает свободой воли,
предопределение есть общий внеличностный мировой закон. гносеология -
непознаваемость бога, а самопознание человека есть условие познания
веры и мира. Осужден церковью и приговорен к сожжению.
АБЕЛЯР - диалектика, исследование истины путем обсуждения
противоположных суждений. Пытался примирить знание и веру. Умеренный
номинализм, пытался примирить Росцелина (крайний номинализм) и
Гильома и Шампо (реализм). Говорил о идее необходимости в
божественной деятельности.
ДУНС СКОТТ ИОАНН - отделить философию (как рационально постигающую
мир, теоретическое знание) от теологии (практическая дисциплина для
спасения души). Свобода воли и подчинение разума воле - даже у
бога, а бог есть абсолютная свобода.
Фома Аквинский(1225-1274). Осн. цель отработка основных догматов хр. вероучения в
формах здравого смысла. Опираясь на позднего Арист. канонизировал хр.
поним. соотношения идеального и матер. как соотн. изначального принципа
формы с неустановивш. принципом материи.(слабейшим видом бытия). Слияние
первопринципов формы и матер. рождает мир индив. явлений. Душа чел. есть
формообраз принцип, однако свое полное индив. воплощение она получает
только при соедин. с телом.
Так был разрешен один из самых острых вопр. хр схол. Схол должна была
истолковывать свое отнош. к материи т.к. Иисус Христос был явлен в виде
челов., т.е объединил в себе бож.(идеал) и чел. (матер) природу. Этот факт
не давал возможности трактовать мат. как ничто (чего требовал догмат о
творении мира из ничего). Поэтому квалиф материи Ф.А. с пом. целой
системы утонченных рассуждений в качестве "слабейшего вида бытия" была
воспринята церковью как выход из тупика.
Важн значение имело учение о различии сущности и существования. Они
совпадают только в боге. Существов. выше сущности, относится к ней как
действительность к возможности.
Док-во сущ. бога. Каждая явл имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин
мы приходим к необходимости сущ. бога - верховной причины.
Личность --- самое благородное во всей природе явление, интеллект
обладает превосходством над волей. Но познание бога все же ниже, чем
любовь к богу. Проблема двух законов - божественный, который
определяет господство церкви над государством, и естественный - что
бог вложил в умы людей. Причислен к лику святых.
\newpage
{\sf 7. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения}
Возрождение - философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего
буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в
эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма,
значительные достижения в области естествознания привели к тому, что
философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее
развития приобрела антисхоластическую направленность. Успехи
географические, в медицине, научная анатомия, возникновения
символов в математике. сломлено господство церкви (Декамерон,
Гаргантюа, Эразм Роттердамский). Сначала искусство и и Италии, затем
везде. Особенности 1) отрицание книжной мудрости и схоластики,
словопрений и изучение самой природы ; 2) материалисты античности -
Демокрит, Эпикур; 3) тесная связь с естествознанием; 4) исследование
проблем человека.
Прежде всего возр.
проявилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и
эпикуризма (Валла), направленных против христианской морали. Валла -
этика Эпикура, стремление всего живого к избеганию страданий. Душа
есть единое и неделимое, е способности есть ощущения, и это
единственный источник познания. Наслаждение --- высшее благо. На
лично благе с троятся отношения людей в обществе. Добродетель есть не
только аскетичная (схоластика), но и светская - разумно пользоваться
богатством, брак. То есть попытка вывести нравственность из самой
природы человека.
Для В характерен взгляд на природу как на разумное, одушевленное
целое, подчиняющееся законам. Основа этого - пантеизм.
Натуралистический - Бруно- - одухотворение природы, наделение ее
божественными свойствами, растворение бога в природе (мировая душа,
бесконечный разум). нет бога над миром, а материя есть бог, живое и
активное начало. Стихийная диалектика, изменчивость земли. Человек
есть часть природы, его любовь к познанию бесконечного и сила разума
возвышают его над миром.
Мистический - Кузанский - растворение природы в
боге. ог стоит выше противоположностей, которыми ограниченный
рассудок наделяет природу. в боге совпадают все противоположности -
абсолютный мин и абс макс, единичное и множественное и т.д. Несмотря
на мистико-- идеалистическую направленность, предвосхитил появление
бесконечно малях, проблема бесконечности, методология математических
понятий для познания природы. ряд диалектических идей - единство и
борьба противоположностей и. т.д.
Наибольшую
роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции
(Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических
методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого
естественно- научного направления в философии были:
1) методы экспериментально - математического исследования природы;
по Галилею, все явления можно свести к количественному отношению. К