Смекни!
smekni.com

Билеты по философии (кандидатский минимум) (стр. 6 из 46)

истине приводят два метода: резолютивный (аналитический, разложить

явление на элементы) и композитивный (синтетический, осмысление

явления в целостности). Плюс эксперимент= научная методология. В

нее вводится количественный анализ, опытно-индуктивный и

абстрактно-дедуктивный способ исследования природы.

2) детерминистское истолкование действительности, противоположное

теологическому истолкованию; найдены фундаментальные законы

механики, что говорит о том, что существует естественная необходимость.

3) формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма

(наделение субъектов, с кот.человек соприкасается в своей жизни,

человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике).

Определяющими чертами натурфилософского направления в философии были:

метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как

абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на

природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм-

предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в

дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в

бесконечном мире.

Огромные соц.-эконом.изменения нашли свое отражение во

многих социолог.концепциях, для кот.было характерно понимание общ-ва как

суммы изолированных индивидов. Макиавелли - обоснование необходимости

светского государства. Движущая сила --- человеческий эгоизм, что и

надо обуздывать государством. В трактате "Государь" дает советы

парвителям, предостерегает от лести, при этом все средства хороши в

политических целях.При этом утверждение независимости государственных

форм общественной жизни от церкви, поиски способов выражения народной

воли (еще Бодэн и Можевский). Кроме того, в силу представления о

разумной деятельности, родились утопии (Мюнцер, Мор, Кампанелло).

В борьбе со средневековым теократизмом на

первый план культуры возрождения выступают гуманистические,

антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм- воззрение, согласно

кот.человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Гуманизм- отражаемый антропоцентризм, кот.исходит из человеч.сознания и

имеет своим объектом ценность человека, презрение к земному естеству

заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлению

к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает

рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и

предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда

конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей

сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы.

Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на

внутреннюю, земную "божественность" человека, в привлечении человека к

жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В узком смысле

слова гуманизм определяется как идейной движение, содержанием кот.является

изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и

культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный,

филологический.

\newpage

{\sf 8. Рационалистическая метафизика XVII века(Декарт, Спиноза,

Лейбниц).}

РЕНЕ ДЕКАРТ - ОСНОВОПОЛОЖНИК РАЦИОНАЛИЗМА (РАССУЖД. О МЕТОДЕ)

Родился в 1596 г во Фр. в семье дворянина. Служил в армии. Много

путешествовал. Долгие годы жил в Нидерландах, где занимался научной

деятельностью. В 1649г. переселился в Стокгольм, где и умер в 1650г.

Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от

др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженную

субстанцию". Первую изучает метафизика, а вторую --- физика.

Метафизика --- вопросы духовные, познания и бытия. Физика --- природу.

В границах его физики материя представляет собой единств.

субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в

психологии, теории познания, в учении о бытии Д. - идеалист. В теор позн.

Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления:

"Я мыслю следовательно Я существую". В уч. о бытии он не только признает

сущ духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве

высшей субстанции пребывает бог.

Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналит. геометрии, ввел метод

координат, владел понятием о функции. От Дек. ведет начало сист

алгебраических обозначений. В мех. Д. указал на относительность движения и

покоя, сформулировал з-н действия и противодействия, а также з-н

сохранения полного кол-ва движ. при соударении двух неупругих тел. В

космогонии выдвинул идею естественного развития солнечной системы;

основной формой движения космической материи, определяющей строение

небесных тел, он считал вихревое движение ее частиц. При этом

понимание было еще механистическое.

Д. отождествлял материю с протяжением, или пространством, считая, что

чувств. воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е объективно не

сущ. Выводы из этого : мировая материя (=пространство) беспредельна,

однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. плотность и

геометрические свойства являются сущностью телесности.

Сводит все качественное

разнообразие прир. явлений к : 1. материи, тожд. с пространством и 2. к ее

движению. Дв. возникает в р-те толчка. первон. толчок дал бог. Бог

создал материю, движение и покой. При этом противоречие - пустоты

нет, но при этом есть относительное движение, что означает косвенное

признание пустоты.

Проблема метода. Д. ищет безусловно достоверный исходный тезис

для всего знания и метод, посредством которого можно, опираясь на этот тезис,

построить столь же достоверное здание науки. За исх пункт он принимает

сомнение в общепринятом знании ( так как такого тезиса он не нах в

схоластике). Это сомнение есть только предварит. прием. Можно сомневаться

во всем, однако само сомнение во всяком случае существует. Сомнение есть

один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если т.о сомнении

- достов. факт, то оно сущ. лишь поскольку сущ мышление, лишь поск я сам

сущ в качестве мыслящего. (Я мыслю следов. я сущ) Это положение и есть

искомая достоверная опора знания. Этот вывод не тр. логического док-ва, он

есть р-т интуиции ума.

Ясность и отчетливость мышления Д ошибочно объявляет необх и достаточными

признаками всякого достоверного знания. Критерий истинности знания т.о не

в практике, а в челов. сознании.

Идеализм Д. усугубился религиозными предпос. его системы. В силу этого

для док. реального сущ. мира необходимо док. сущ. бога. В числе прочих идей

в уме сущ идея бога. Как понятие о сущ. всесовершенном, идея бога обладает

большей реальностью чем все др. идеи. В причине должно быть по крайней

мере столько же реальности сколько ее нах. в следствии. Т.к. мы сущ и т.к.

мы суть следствия первопричины, то сущ и сама первопричина т.е. бог. Но

если всесоверш. бог сущ, то этим исключается возможность, чтобы он нас

обманывал. Этим обусловлена сама возможность познания.

Человек есть соединение бездушного, безмысленного телесного механизма

с волевой и мыслящей душой (две субстанции) посредством шишковидной

железы.

Возм истины обусловлена сущ. врожденных идей или истин (предрасположения

ума к известным аксиомам и положениям) к кот. он относит прежде всего мат.

аксиомы.

В познании главную роль играет разум - рационализм. Д. полагал, что

источником достоверности знания может быть только сам разум.

В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Исходные положения -

аксиомы. Всеобщий и необходимый характер математического знания

вытекает из самой природы человеческого ума.

В лог цепи дедукции, след. за аксиомами, каждое след звено

достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна

сила памяти. Поэтому непоср. очевидные исходные положения, или интуиции,

имеют преимущество сравнительно с рассужд. дедукции.

Воор. интуицией и дедукцией разум может достичь достоверного знания в

случае если будет вооружен методом. Метод Д. состоит из 4 требований:

1.допускать в кач. истинных только такие положения, кот представл. уму ясно

и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности; 2. расчленять

каждую сложную пробл. на составляющие ее частные пробл; 3. методически

переходить от известного и доказанного к неизв. и недок.; 4. не допускать

никаких пропусков в ог. звеньях исследования.

Бенедикт Спиноза.(материалист) - (1632 - 1677). Родился в Амстердаме в

еврейской семье. Знакомство С. с идеями Дек. привело к разрыву с

иудаизмом. С. был отлучен от общины и вынужден был поживать в среде

сектантов и добывать свой хлеб шлифовкой линз для телескопов. Умер от

туберкулеза. Представляет монизм в форме пантеизма.

Основная цель фил. - завоевание господства над внешней природой и соверш.

челов. природы. Развивая эти идеи предшественников, он дополнил их учением

о свободе.

С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной

самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. -

природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что

тоже самое - бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ.

сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым

обосновывает материалист. понимание природы.

Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. В

единичных, преходящих вещах сущн. не совп. с существ., но в вечной и

бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее

существование. Поэтому бытие бога (или субст) может быть доказано, т.е