существование бога м.б. выведено из понятия о сущности бога (природы).
Бытие субст. одновременно и необходимо и свободно т.к. не сущ. никакой
причины, кот. побуждала бы субст к действию,кроме ее собств. сущности.
Единичная вещь не следует из субст как из своей ближайшей причины. Она может
следовать только из др. конечной вещи. Поэтому всякая ед. вещь не
обладает свободой.
От субст. следует отличать мир кон. вещей, или совокупность модусов.
Модус
это то, что сущ. не само по себе , а в другом. Субст - едина, ее сущность
исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они
относятся к субст как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к
самой прямой. Модусы двух видов --- бесконечные и вечные (атрибуты) и
конечные.
Прир. сущ. сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог
бы постигать беск субст. во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не
бесконечен. Поэтому он постигает сущ. субстанции как бесконечную лишь в 2
аспектах: как протяжение и как мышление. ( атрибуты субстанции). А
всего атрибутов бесконечное множество.
Материя есть причина самой себе. Субстанция лишена движения и
времени, а движение есть вечный и бесконечный модус.
С --- последовательный детерминист. Причинность двоякого рода:
внутренняя (имманентная) и внешняя (механическая). При изучении
модусов признавал значение случайности.
Чел как предмет познания, не составл никакого исключения. Чел. есть
существо, кот. модусу протяжения - телу, соотв модус мышления - душа. В
любом случае человек - часть природы. Модус души свел к разуму и
аффектам(радость, печаль, вожделение). Поведением движет стремление
к выгоде и самосохранению. Воля зависит от мотивов, но свобода
возможна как поведение, основанное на познании необходимости.
Свободен может быть не народ, а мудрец.
Рационализм. Принизил роль опыта, возвысил интеллект. Интуиция ---
высший вид, непосредственное знание. Критерий правильности ---
ясность и отчетливость.Способствовал атеизму и свободомыслию. По его
мнению, наилучшее общественное устройство --- демократическое
правление, всевластие государства ограничено требованием гражданских
свобод.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) Закончил Лейпцигский
университет как юрист. Работал придворным историографом и дипломатом.
Старался соединить теорию с практикой. Открыл независимо от Ньютона диффер
и интегр. исчисление, изобрел счетную машину (могла даже корни вычислять).
Изобретал и строил мельницы Насосы. Вопросы техники и технологии он ставил
в связь с принцип вопросами науки.
Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел
материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут быть
выведены лищь геометр, но не физ св-ва тел: их движение, действие ,
сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субст такие св-ва, из
кот могли бы быть выведены основные физ хар-ки тел.
Материя протяженна и в силу этого делима, субстанция должна быть
абсолютно простой. Монада есть неделимая душевная субстанци, создают
умопостигаемый мир, производная от которого - физический мир. монады
не находятся в пространстве и не имеют протяженности. Вечны,
неуничтожимы, не изменяются под внешним воздействием.
Число является внешним выражением духовной сущности монады.
Деятельность и движение --- сущность монады. каждая монада есть и
обоснование своих действий, и их цель. душа --- цель тела.
взаимодействие души и тела монады есть Богом предустановленная
гармония. бог есть абсолютная монада.
Каждая мон одновременно - форма и материя, ибо любое мат тело обладает
опред формой. Форма - нематериальна и представляет целесообразно
действующую силу, а тело - это механ. сила. Поэтому прир. нельзя объяснять
только з-нами механики, необходимо ввести понятие о цели. Монада есть
сразу и основание всех своих действий и их цель.
Как субстанции монады независимы друг от друга. Между ними нет физ
взаимодействия. Однако, будучи независимы, мон. не изолированы: в каждой
монаде отражается весь мировой строй, вся совок. монад. Поэтому Л. назыв
м. "живым зеркалом" вселенной.
Т.к. действия м. - это
акты, то они подчиняются природе тела и требуют мех. объяснения, т.е.
объясн. через "действующие причины". А т.к. действия эти есть действия
развивающейся монады, то они подчиняются природе души, требуют объясн. при
помощи целесообразности, т.е "конечные"(целевые) причины.
Понятие развития у Л. очень широко. В природе все нах. в развитии.
Развитие есть лишь изменение первонач. форм путем бесконечно малых
изменений (нет ни происхождения ни уничтожения). Отрицает возм скачков
или разрывов непрерывности в развитии.
Движ сила развития. В мон. происх непрер. изменение, вытекающее из ее
внутр. принципа. Бескон разнообразие моментов, раскрывающихся в развитии
монады, таится в ней не материально, а лишь идеально, т.е. как
представление.
Т.о. сила, леж. в основе развития всех монад есть сила представления -
перцепции. Представление не отождествляется с сознанием. Сознание присуще
лишь существу, наделенному спос. самосознания - апперцепции - человеку.
Т.к. способность представл. присуща всем мон, Л. делает вывод о том, что
прир. одушевлена. Мон.Л. не только подобие атома, но и подобие
микроорганизма - это "сжатая вселенная".
В теор развития Л дает схему перехода неорг. мира в органический. Мон
представляют разл. ступени развития, определяемые разл. в способности
представления. На низшей ступени стоят мон, обладающие темным
представлением (не отличает представляемого ни от себя, ни от всего
остального)--- монады жизни(неорганическая природа).
Затем мон с смутным представлением (отличают от всего
остального , но не от себя)---монады души(животные).
Высш. ступень - отчетливое представление---монада духа (человек).
Центр понятие теории Л. - понятие о "малых перцепциях", т.е о бескон малых
разностях между ступенями развив сознания. Отсюда Л. выводит, что всякое
настоящее сост мон. всегда: 1. чревато будущим и 2. обременено всем ее
прошлым. Буд. мон. заключено только в ней самой, и развитие может состоять
только в последов. развертывании ее нач. состояния.
Создавал формально--логическую систему наподобие аристотелевской.
Пытался ввести язык, на котором все сформулированные предложения есть
правильные теоремы. Источником знаний может быть сам разум (развитие
учения о врожденных идеях)
\newpage
{\sf 9. Эволюция английского эмпиризма (Бэкон, Локк, Беркли, Юм).}
Френсис Бэкон
Первым ф. , сознательно поставившим перед собой задачу разработки
научного метода на основе мат. понимания природы, был Ф.Бэкон (1561 -
1626). Естествознание - истинная наука, а физика, опир. на чувств опыт -
важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник
всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рацион.
метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение,
эксперимент суть главные условия рац. метода. Главный труд - "Новый
Органон". В этом произвед Б. сознательно противопоставляет свое понимание
науки и ее метода тому пониманию, на кот. основан "Органон" Аристотеля.
Б. различает 2 вида опытов: 1. "плодоносные" - цель - принесение непоср.
пользы человеку 2. "светоносные" - цель не непоср. польза, а познание
законов и свойств вещей
Предпосылка преобраз науки - критика всей сущ схол. и сомнение в
истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Однако сомнение лишь
средство нахождения дороги к истине. Недостоверность известного доселе
знания обусловлена ненадежностью умозрительного метода умозаключений и
доказательства. Первым условием реформы науки явл. усовершенствование методов
обобщения - индукции. Следующим шагом должно быть очищение разума от
заблуждений. Б. различает 4 вида таких забл. или идолов - рода, пещеры,
рынка , театра.
Идолы рода - преп, обусл природой человека. Чел судит о прир по аналогии с
собственными свойствами. Отсюда возник телеологическое представление о
природе, ошибки, проистекающие из несовершенства чел чувств, под влиянием
различных желаний, влечений.
Пещеры - ошибки, возн. вследствие субъект предпочтений, симпатий,
антипатий ученых: одни больше видят различий между предметами, др. - их
сходства. Одни склонны верить в непогреш авторитет древности, др,
наоборот, отдают предпочтение только новому.
Рынка - преп, возник вследствие общения между людьми посредством слов.
Но во многих сл. значения слов были установлены не на основе познания
сущности предмета, а на основе сов. случ впечатления от этого предмета.
Театра - преп, порождаемые некритически усвоенными ложными мнениями.
идолы. т. не врождены нашему уму? они возникают вследствие подчинения ума
ошиб мнениям.
Знание видов препятствий позволяет избежать ошибок. Однако это знание
лишь отриц. сторона зад. создания научного метода. необх также полож
учение о методе исследов. В истории науки четко выступают 2 пути или
метода исследов: догматический и эмпирический. Догм метод начин с общих
умозр положений и стрем вывести из них все частн случаи. Догматик похож на
паука, кот из самого себя ткет паутину.
Уч, следующ эмпир методу похож на муравья, кот беспорядочно тащит все,
что ни попадется ему на пути. Истинный метод состоит в умственной
переработке материалов, кот доставляет опыт.( пчела)
До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если бы
исследов. были вооружены прав методом. Метод - это путь, главное средство
исл. К нему относятся орудия, соверш. способность нашего восприятия, и