Смекни!
smekni.com

Билеты по философии (кандидатский минимум) (стр. 8 из 46)

орудия, соверш. саму челов мысль. Науку расширяет не пассивное созерцание,

а эксперимент, т.е активное испытание природы.

Главное условие прогресса знания - совершенствование способности

умозаключения, важнейшей формой кот. является правильная индукция. До Б.

фил, писавшие о индукции обращали внимание на те случаи, кот подтверждают

доказываемые или обощ. ими положения. Б. подчеркнул значение тех случаев,

кот. опровергают обобщение, противоречат ему. Это так назыв. отрицательные

инстанции.

Материя --- совокупность частиц, природа --- совокупность тел с

многообразными качествами. Материя имеет желтизну, теплоту, тяжесть и

т.д.Не согласен с пустотой, фактически пространство связано с местом,

занимаемым материей (протяженность), а время ---- объективная мера

скорости материальных тел (получается, что это есть внутреннее

свойство материи).движение есть прирожденное свойство материи. оно

вечно. Назвал 19 форм движения.

ЛОКК Джон (1672--1704).материалист. развил теорию

материалистического эмпиризма. Единственный источник всех идей --- опыт.

Идеи возникают вследствие вещей на органы чувств (идеи ощущения) или

следствие внимания, направленного на состояние или деятельность души

(идеи рефлексии). телам присущи только количественные особенности.

первичные качества --- величина, фигура, движение и покой.

Вторичные --- запахи, звуки, цвет, вкус. НЕ принадлежат самим

вещам, а возникают в субъекте под воздействием первичных качеств.

Идеи из опыта есть материал для знаний, но надо их переработать

деятельностью рассудка (сравнение, сочетание,

отвлечение=абстракция). Эти операции становятся предметом рефлексии.

и простые идеи преобразуются в сложные. умозрительное знание есть

усмотрение соответствия двух идей друг другу. Опытное знание лишь

вероятно, в нем усмотрение тождественности достигается ссылкой на

факты. Сенситивное знание - то, что опирается на чувства (наше

убеждение в существовании внешнего мира). (Между опытом и умозрит.

знанием).Наша задача знать не все, а то, что необходимо для поведения

и практической деятельности.

Государство -- его цель есть сохранение свободы и собственности,

приобретенной посредством труда. Не может быть произвола. Власть 1)

законодательная;2) исполнительная;3) союзная=федеративная=судебная.

Джордж Беркли (1684 - 1753)- субъективный идеализм. Родился в Ирландии,

дворянин. Окончил Дублинский университет. С 1734 по 1752 г Б. был

епископом.

Б. отбрасывает материалист. исходный пункт ф. Локка и объявляет ощущения

единственной воспринимаемой чел. реальностью. Локк стремился выяснить

метод, посредством которого мы приходим к идеям о материи и пространстве.

Этот метод есть по Л. - абстракция. Б. пытается всеми доступными

средствами доказать , что ум чел. не способен к образованию опис. Л

абстракции. Общая абстр идея протяжения, или пространства невозможна. Она

абсурдна и внутренне противоречива. То же самое и с абстр. материи. Док-ву

этого Б посвятил "Трактат о началах челов знания" , "Три разговора между

Гиласом и Филонусом", где он не скрывает, что его главная цель- борьба

против материализма и всех его проявлений в науке.

По Б., в основе понятия о мат.(и о пространстве) лежит допущение, будто

мы можем отвлекаясь от частных св-в вещей, воспринимаемых посредством

ощущений, образовывать отвлеченную идею об общем для них вещ. субстрате.

Но это невозможно. У нас нет чувст. восприятия материи как таковой. Мы

восприн. лишь отдельные вещи и каждое из этих восприятий есть сумма

отдельных ощущений или "идей". "мы видим отдельные цвета, а не окрашенную

материю"...

Не может быть и общей отвлеченной идеи о материи и пространстве. Слово

становится общим не потому, что оно есть знак отвл. общей идеи, а потому,

что оно способно быть знаком многих частных идей. Ум чел. может

образовывать общую идею о вещи, но не общую отвлеч. идею. Отвл. идея

материи

не может прибавить к св-вам вещей ни одного свойства сверх тех, кот.

открываются в них в ощущении.

Учение это- субъект. идеализм. Признается сущ. лишь челов. сознания, в

кот. Б. различает идеи и души. Идеи - это воспринимаемые нами субъект

качества. Души - воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты дух.

деятельности.

Идеи- пассивны; это лишь состояния. Души же активны. Б. пытается

доказать, что вещи возникают благодаря восприятию и исчезают, когда

прекращ. восприятие.

Б. пытается избежать солипсизма, т.е. вывода о том, что сущ. лишь один

воспринимающий субъект. Он утверждает, что субъект сущ. в мире не один.

Вещь , кот. перестал воспринимать один субъект может быть воспринята

другими. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи не превратились бы в

ничто. Они продолжили бы сущ. как сумма идей в уме Бога. Бог не может

исчезнуть. Поэтому не мож исчезнуть и весь сотвор. им мир.Бог вкладывает в

сознание отдельных субъектов содержание ощущений. - Это уже шаг по напр. к

объект идеализму. Цель науки есть научиться понимать язык творца, а не

притязать на объяснение явления телесными причинами.

Давид Юм. (1711 - 1776) Сын небогатого Шотландского помещика. Юм -

скептик, агностик. Окончил Эдинбургский университет. После поездки во Фр.

издал "Трактат о чел. природе", "Опыты нравственные и политические". В

1963 Юм снова во Фр.. Он был знаком с Фр. просветителями (Даламбер,

Гельвеций, Дидро...)

Задача знания быть руководством для практ ориентации. При этом единств.

предметом достов знания считает объекты математики. Все др. объекты

исследов. касаются только фактов, кот не могут быть доказаны логически, а

выводятся исключ. из опыта.

Опыт однако понимается идеалистически. Действительность - поток

впечатлений. Причины, порожд. эти впечатления - непознаваемы. Мы не можем

даже знать сущ. ли внешний мир. Сущ впечатления наших чувств (ощущ) и

впечатл. внутренних деятельностей души (рефлексии) От этих 2 видов первон.

ощущ зависят идеи памяти и воображ. Ни одна идея не может быть образована

без предшеств. ей впечатления.

Отношение между причиной и действием не может быть выведено ни интуитивно

ни путем док-ва. Возможно причинная связь и сущ. Возможно, что из 2

событий, след. одно за др. , предыд событие действительно причина, а

послед. - следствие. Но так это или не так - установить невозможно. Прич.

связь если и сущ - непознаваема. Однако люди склонны делать заключения от

наблюд. в прошлом действий к подобным же действиям этих объектов в буд.

(за весной следует лето) Они действуют исходя из уверенности, что та же

посл будет и будущем.

Почему люди действ подобным образом? это р-т привычки. Однако действие

привычки никогда не может превратить наше ожидание известного порядка в

достоверность истинного знания. - скептицизм. Поток наших впечатлений все же не хаотичен. Впечатления не равноценны и

этого вполне достаточно для ориентации в мире.

В онтологии(уч о бытии) Юм отрицает сущ категории субстанции и сводит

идею субст. к идее совокупности отдельных качеств.

В ф. религии он ограничивается единственным допущением, будто причины

порядка во Вселенной имеют определенную аналогию с чел разумом.

Отвергает всякое богословие. Религия не может быть основой морали.

\newpage

{\sf 10. Философия Французского Просвещения}

Фр. материалисты 18 в. - Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах - несут свои

идеи в широкие круги гор. общества. Большое влияние на становление мат. во

фр. оказало разв. фил в Англии в 17в.(Толанд, Тиндаль, Шефтсбери). Также

огромное влияние оказ. ф. Локка, особенно о опытном происхождении знания.

Др. важным источником материал. идей были для них механистический матер.

физики Декарта, учение Спинозы о природе, субстанции... Открытия Ньютона,

Эйлера, Лапласа, Лавуазье, Бюффона и др. естествоиспытателей образуют

естественнонаучную основу фил. обобщений фр.материалистов 18в.Два

основных направления: материалистический деизм (Вольтер, Руссо,

Монтескье) и критика теоретических основ деизма на базе

материалистического естествознания (Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри).

Основные идеи - свобода, равенство. Проблема хода исторического

процесса и роли личности в истории. Проблема влияния окружения на

формирование личности. Изначально все равны, а отличия определяются

только воспитанием и условиями жизни.

Вольтер(1694--1778) - Сторонник физики и механики Ньютона, при

этом признает существование бога-творца.правда, это скорее неотделимый

от природы принцип действия.Критикует дуализм, говорит, что душа и

мышление свойственны материи, этим свойством наделил ее бог. Выдвинул

принцип научного исследования природы, источник знаний --- наблюдения

и опыт. Говорил, что есть некие конечные причины, и опыт говорит о

существовании высшего разума, архитектора вселенной.

Социальное устройство общества ---конст монархия, в конце

жизни - республика. Считал, что деление общества на бог и бед

неизбежно. Боролся против религиозного фанатизма. Ход истории не есть

воля божества, а изменение идей.

Руссо (1721-78) Сторонник дуализма (материя +дух). Познание ---

сенсуалист, хотя и признавал врожденные нравственные идеи.

Критиковал частную собственность, сторонник теории общественного

договора, общ, основанного на свободе и равенстве.

Монтескье (1689-1755) географический детерминизм, религии отводится

роль поддержания общественного порядка и нравственности. Умеренная

конст монархия. Отстаивал идею общей закономерности, которой

подчинено развитие и общества, и природы.

Природа. Зачинатель фр мат. - Жульен Офре де Ламетри.(1709 - 1751) в

общей форме высказал почти все идеи, кот. были затем развиты Гельвецием,