Билет №22 Философская позиция Фихте.
1762-1814г.г. Родом из крестьянской семьи. Преподавал в у-те Лейбница, Ены. Ректор берлинского у-та. Не принимал капитал разделения мира на мир в себе и мир для нас. Его интересовал вопрос о том, как живет человеч разум, диалектика сознания, основание разумного госуд-ва. Ф. считал, что сама наука не есть источник разумности. Задача философии–объяснение научности(«Наука учения»).
Осн задача- раскрыть принципы дейст-я сознания. Сущ-ет неко-е империческое «я», т.е. вся моя субъективность. Этому «я» что не есть он сам, представляется как некая вещь в себе, т.е. -не я-. Чел-к есть свободное, практическое (моральное) существо, которое способно ставить цели. Чел-кое существо обладает интеллигенцией. Сущ-ва облад интеллиген не «я» не являются ябсолютной стеной. Само наличие не –я- стимулирует много мыслит деятелльности. Выход за свою субъектив – это выход на абсолютное «я». В зависимости от того, каков субъект, таким будет и объект. Ф. говорит, что нет объекта без субъекта, но и нет субъекта без объекта. Чтобы определить себя в мире мне необходимо отличить себя, что не есть я сам. «нет я без не я» отсюда следует, что субъект и объект – не разные реальности. Реальн жизнь сознания – это переход объектив в субъектив. У Ф. нет готовых абсолютов. Абсолютное – то, что наращивается в росте в нашей субъективности. Сознание – не есть готовая данность. Сознание – есть деятельность. Суть чел-ка в духовной активности. Цель общества – согласие и единодушие, новое равенство.
Философская позиция Шеленга.
По мнению Ш. природа объективна, т.е. она существует как бы вне. Но она в тоже время духовно-объективна (или «природа есть объективный субъект», абсолют). «Природа ни что иное, как проявление беспредельной деятельности беспредельного ума». «Всё природное живёт, изменяется, развивается». «В них самое важное- что противоречия подобны магниту». Эту закономерность он и называет деятельностью беспредельного ума. Природа духовна, но дух не человеческий, а который ее оживляет. В абсолюте изначально заложено 2 противополож начала: духовное и материальное. Духовный- субъект, материальный- объект. История всей человеч природы- история развертывания отношений абсолютного субъекта и объекта где они переходят др в др. и это развивается некими стадиями, их последовательность говорит об усложнении природы: «на одной из стадий появляется человеческое сознание. Оно и предназначено для того, чтобы обратиться на всю прошедшую историю, познать все ее стадии и выйти на понимание абсолюта». Человеческий разум: обыденный и теоретический. Теоретический имеет ограничения, он различает что принадлежит объекту, а что субъекту. Тем он как бы омертвляет объект. Через него не прорваться к абсолюту. Поэтому более высокой формой познания выступает художественный разум: работает не рассудок, а интуиция, порыв, озарение. Здесь больше шансов на слияние с абсолютом. Одна из работ: «Философия искусства» посвящена этому вопросу. Он один из первых поставил вопрос об «исторической природе эстетических категорий». В мифе он увидел проявление бессознательного. Миф доказывает, что сущ-ет единство объективного и субъективного. В итоге: 1.в его позиции мы встречаем критику Фихте как объективный идеалист критикует субъективного. 2.утверждение первичности природы по отношению к человеческому разуму. 3.он дает нам диалектическое видение природы. После философии Ш уже никакая философия не могла игнорировать объективность природы.
Билет №23
Гегелевская сис-ма объективного
идеализмаю концепция сознания.
Г сознательно выступает как объективный идеалист. Материализм для него- нонсенс. Он размышляет так: материя вне духа не представляет интереса для философа т.к. она мертвая. И из так понимаемой материи невозможно объяснить дух. Для Г объяснению подлежит: дух, сознание. Сознание как таковое нам не дано. Мы имеем только проявление сознания. Реально сознание обнаруживается по его проявлению в чем-то ином чем является само сознание. % Мы видим сознание в книге, картине, вещи. –Это проявление человеческого сознания, оно состоит в цели. ВЕЩЬ- нечто иное сознания, т.е. сознание следует искать в инобытии. До всякой вещи сущ-ет абсолютная идея. Если сущ-ет некая абсолютная идея, то ее касается универсальный принцип создания, как принцип развития. Абсолютная идея в развитии превращается в природу. Когда 1-я стадия превращается во 2-ю, то 1-я не исчезает. И в конечном итоге все стадии существуют как условия (они как бы сжаты). Если природа- стадия отрицания духа, то дух остается условием природы.
Человеческое сознание направлено на окружающую природу. Когда мы познаем природу, мы познаем и духовную сущность вещей. Гегель был революционером в рассмотрении природы человеческого сознания. Феномен сознания он трактует в 3-х эпостасиях. Абсолют проявляет себя как: 1. Дух субъективный, т.е. через сознание конкретного человека. 2. Объективный дух. Его проявление мы видим в истории человечества. 3. Абсолютный дух. Это проявление духа в формах: религии, искусства, права, науки, философии.
Билет №28
Основания материалистического понимания истории.
Становление диалектич материализма обязано было материалист пониманию истории (т.е. историческому материализму). Диалектич материализм- материализм вообще. Историч материализм- в плане истории. Недостатком материализма 17-18 века является непоследовательность оценки соц жизни. Научное изучение общ-ва должно исходить не из представлений теоретика об общ-ве, а из реального об-ва. Исходным д.б. живые люди. Надо исходить из объективных обстоятельств жизни людей. Жизнь- пересечение 2 отношений (чел-к- к чел-ку; людей к природе). Отношение людей к природе: вынужденрые отношения. Люди производят средства к жизни (материальные производства). * производя ср-ва к жизни- производятся и собственные потребности, а также порождают сами себя (как физически так и духовно). *произв-во людей социально, это не только физиологический процесс. *произ-во форм общения (форма связи м-ду людьми) производится самими людьми. Надо изучать объективные формы общения (рубашку сделали люди которых я не знаю, но от них завишу). Общество- продукт взаимоде-я людей. *произв-во сознания. Сознание имеет предпосылки. Это какбы верхушка айсберга. Сознание объясняется из остальных 4-х предпосылок. Задачи изучения- изучение реального жизненного процесса (общественное бытие). И сознание людей д.б. объяснено из того реального бытия.
Все эти 5 моментов- моменты общественного воспроизвод-ва человека. И здесь материальное произ-во это лишь один из моментов. Все 5 моментов сущ-ют одновременно и не одно звено нельзя «выдернуть».
Билет №26 Людвиг Фейербах.
1804-1872г.г. материалист, продолжающий линию 17-18 века. из семьи юристов. Закончил Гейденбергский у-тет, теологич фак. Слушал лекции Гегеля. Сам преподает курс гегелевской философии. «мысль о смерти и бессмертии»- после ее написания книги отстранен от работы, лишен права преподавать. «Лекции по истории философ», «к критике гегелевской философии», «Сущность христианства», «Основы философии будущего» (изложил 65 тезисов).
Он начинает как критик религиозной доктрины, а заканчивает как критик идеализма вообще, т.е. он считает, что и религиозное и философско-идеалистич сознание исходят из одного духовного начала. Идеализм по его мнению- теоретическая религия. Он идет гораздо глубже материалистов 18 века (они: религия- плод непросвещенного ума), он: говорит о психологической природе религии. Природа чел-ка- стремление к счастью. На пути встречает препятствия, это стремление остается неудовлетворен и человек относит это насчет внешних обстоятельств. Чел-к бессилен перед ними, это порождает идею о том, что жизненные препятствия м. преодолеть духовно. В сознании рождается образ Бога (наделенного возвышенными характеристиками (милосердие, любовь…)). Мы отчуждаем эти свой-ва от себя и приписываем их сверхестественному, по этому религия несет в себе человеческую сущность, природа чел-ка спроэцирована на Бога. Подлинный субъект истории не Бог а человек. В истории религия играет 2 ф:
ПОЗИТИВНАЯ сторона: человек наделив Бога своими же характеристиками, возведенными в максимум, посмотрел на себя со стороны, поверил в себя. Религиозность- этап в развитии чел-ка. НЕГАТИВНАЯ: заключается в теологии (теоретич религия). Она возводит барьер м-ду чел-ком и Богом, говорит, что Бог потусторонен (трансцендентен). В теологии чел-к теряет веру в себя, свои силы. Подлинным примером для поклонения д. стать сам чел-к. прогрессивность чел-ства в том, чтобы снять отчуждение. Маркс и Энгельс говорят о Фейербахе как об антропологическом материалисте (активн материализм, для которого исход точка- природа человека), т.е человек- дитя природа, имеющая ряд потребностей, которые являются движущим мотивом его поведения. Природа чел-ка моральная, поэтому чел-ку свой-но: стремление к счастью, дружбе, любви, самопожертвован… НО: Ф упускает социальную природу чел-ка (это позже обнаруживает Маркс). У Ф человек абстрактен. «субъектом является бытие, а мышление- это определение.» Маркс упрекает его за то, что он полностью отверг гегелевскую философию из-за ее идеализма, и не увидел рационального подхода. К его числу он относит: диалектику и историзм Гегеля.
Билет № 21.
Эстетическая концепция И.Канта.
«Критика способности суждения»- его работа. Способности души: познавательная (рассудок); волевая или практическая способность (разум); вкусовая (оценивающие рефлексы)- это суждение о том, что нравится-ненравится, красиво-безобразно. Эти суждения организованы априорной формой. Априорной формой здесь является вкус. Любое мышление подводит частное под общее. «Что позволяет нам найти общее во вкусовых суждениях?»- точка отсчёта во вкусовых суждениях- это мыслительный допуск о целесообразности. (Целесообразность- рассмотрение вещей с точки зрения заложенной в вещи конечной причины.) Суть этого допуска в том, чтобы мыслить предмет так, как будто он был создан для какой-либо заранее поставленной цели. Это эвристический (поисковый) допуск. % Что сложнее устроено? – компьютер или букашка (компьютер работает только в пределе программы и мы его контролируем.) Во вкусовых суждениях всегда имеется допуск по целесообразности. Допуск по целесообразности – есть априорный принцип всех суждений вкуса (или эстетических суждений.) Вкусовые суждения рефлексивны, т.е. обращены на себя, на своё психич состояние. Мы судим не об объекте, а о своём объективном состоянии. Особенности вкусовых (эстетических) суждений: