Смекни!
smekni.com

Философия и искусство (стр. 2 из 2)

том, что предшествует: часть - целому или целое - части (воп-

рос второй), метафизична в своей основе, и это отмечал уже

Гегель. О предшествовании речь может идти только в случае,

если целое понимается идеалистически : как нечто предшествую-

щее возникновению материи вообще в качестве ее источника и

(или) прообраза. В случае же, если категории части и целого

имеют равноправное онтологическое толкование как атрибуты са-

мого бытия, то ни части (в качестве именно частей данного це-

лого) не существуют до и без целого, ни целое не существует

до и вне своих частей. Таким образом, категории целого и час-

ти

с другом, причем это соотношение носит характер

тей, так и самого целого.

Из такой соотносительной природы категорий части и цело-

го, подчеркивающей их одновременность, вытекает и ответ на

третий вопрос - о характере связи между целым и его частями,

а также между частями внутри самого целого. Известно, что в

системах действует принцип симметричной взаимозависимости,на-

зываемый в науке принципом функциональной корреляции (соот-

ветствия). Ни одна часть не может измениться без того, чтобы

не изменились другие части, и это изменение носит синхронный

характер. Действующая в системном целом обратная связь обес-

печивает устойчивость целого в пределах данной качественной

определенности. Наряду с корреляцией в системном целом дей-

ствует также и субординационная связь, отражающая сложное

внутреннее устройство системы, где одни части по своей зна-

чимости могут уступать другим и подчиняться им в общем деле

сплочения всех элементов в единое целое. Выражая тип связи

между сосуществующими в целом явлениями, корреляция и субор-

динация отнюдь не отрицают детерминизма вообще, а вместе с

тем и генетического причинного детерминизма,который в данном

случае выступает как опосредствованый иными системными прин-

ципами, в силу чего действие может выражаться в форме кор-

релятивных зависимостей (вуалирующих причинную связь).

Наконец, ответим на четвертый вопрос - о гносеологичес-

кой значимости категорий целого и части. Что через что поз-

нается:целое через свои части или части через целое? И здесь

своя диалектика: познание частей и целого осуществляется

одновременно. Выделяя части, мы сразу же познаем их не как

обособленные явления, взятые сами по себе,а как именно части

данного целого. С другой стороны, познавая целое, мы также

сразу же имеем в виду и его разделенность на части. Без час-

тей нет целого, без целого нет частей. Целое есть

выделяем в нем соответствующие части и выясняем характер их

связи.Однако недостаточно изучить части без их связи с целым:

знающий только части еще не знает целого. Так,отдельный кадр

в кино можно понять по-настоящему, лишь как элемент всей кар-

тины в целом. С другой стороны, обилие частностей может зас-

лонить целое. Это характерная черта эмпиризма.

Вопрос о гносеологической значимости категорий части и

целого наиболее важен в методологическом отношении, ибо он

позволяет адекватно осмыслить эвристическую значимость прин-

ципа редукции (сведения сложного к более простому) с тем,что-

бы избежать опасности редукционизма. Редукционизм далеко не

однозначен, он имеет многообразные формы, однако во всех слу-

чаях следует видеть его ограниченность и необходимость пере-

хода к интегративности (то есть к системному подходу) как

способу реконструкции "разрушенной" целостности. Принцип ре-

дукции имеет смысл только как рабочий инструмент познания,

применяемый для достижения сознательно поставленных промежу-

точных целей. Зрелый и изощренный ум схватывает события с са-

мого начала в целом, наблюдает их как бы сверху, улавливая

общую суть единого, а потом уже вникает в детали,с тем чтобы

осмыслить целое во всей его внутренне дифференцированной глу-

бине - сущностно.

1.Спиркин А.Г. Основы философии.Учебное пособие.- Москва,1988

2.Введение в философию.Учебник для высших заведений.- Москва,

1989

3.Философия, 100 экзаменационных ответов. Экзаменационный

экспресс-справочник.- Ростов-на-Дону, "Март",1999