Шадрин Юрий Борисович
Идентификация исторического процесса с видом фазы теоретического эволюционного цикла
При непосредственном знакомстве с Историей человеческого общества поражает пестрота различных фактов и тенденций. Необходимо достаточное обобщение ее частных феноменов, рассмотрение их в самом крупном масштабе, чтобы выявить смысл исторического процесса как постепенного укрупнения и усложнения организаций человеческих индивидов, обозначившегося в современную эпоху уже их глобальной интеграцией. По замечанию Вернадского "в самой эволюции человечества заложено его стремление к единой организации". Экстраполируя, можно заключить, что исторический процесс в целом это развитие системы неорганизованных элементов-индивидов в цельную организованную структуру, и тем самым идентифицировать его с фазой "Э1С" по теории эволюционного цикла, изложенной ранее. История человеческого общества при этом выступает первой фазой в своем цикле повышения структурного уровня материи - социофазой. В следующей, второй фазе новообразованная структура должна будет эволюционировать в новый элемент еще более высокого уровня.
В свою очередь, социофазе предшествовал цикл эволюции от клетки до человека со своими двумя фазами: образование в неорганизованной совокупности одноклеточных многоклеточного организма (фаза аналогичная социофазе в нашем цикле) и эволюция многоклеточного организма до человека как элемента следующего уровня: фаза животной эволюции – зоофаза.
Как говорилось, в эволюционной фазе "Э1С" происходит переход объекта эволюции от одного граничного состояния системы к другому – от структуры элемента к структуре системы в целом, производимый тремя системными противоречиями воспроизводства: элемента, промежуточных организационных форм и системы в целом. В совокупности указанные противоречия составляют эволюцию человеческого общества на Земле как единой системы. Нашей первой задачей будет выяснить, что конкретно стоит за системными (отрицаниями) противоречиями применительно к Историческому процессу?
Исходное граничное отрицание (противоречие взаимодействия элементов)
Исходным граничным отрицанием эволюционной системы в фазе "Э1С" является противоречие взаимодействия элементов, составляющих неорганизованную систему. Очевидно, что элементом системы человеческого общества выступает человек как результат эволюции предыдущей фазы, достигший предельной устойчивости индивидуального воспроизводства. Утверждения о физической слабости первобытного человека перед природой справедливы лишь в позиции с его современным состоянием, однако и в то время уже не было другого вида способного угрожать его существованию, кроме ... его самого. Предчеловек стал "царем природы", а это привело к его максимальной концентрации в ареале обитания и росту внутри популяции взаимного (внешнего) отрицания ее особей с себе подобными. Устойчивость воспроизводства предчеловека как животного создала противоречие его воспроизводства как социального (в будущем) элемента. Напряженное взаимодействие элементов-индивидов сформировало неорганизованную глобальную систему, которая к определенному моменту достигла полного (бесконечного) самоотрицания или практического максимума противоречия воспроизводства индивида. Это абсолютное отрицание потребовало своего разрешения и стало ведущим и доминирующим в строительстве человеческого общества на первом этапе. Никакого другого противоречия и не могло быть: противоречия со средой – из-за отсутствия развитой материальной структуры, несущей это противоречие; социального противоречия – из-за отсутствия самого общества; противоречия с другими видами, - поскольку видовая борьба стала достоянием прошедшей животной эволюции.
Противоречие между индивидами по сути есть противоречие их собственного воспроизводства. Это производство и стало исходным в образовании родовой общины: "В первобытной общине целью ... было самосохранение и непосредственное воспроизводство составляющих ее индивидов". [1] Социальное значение рода состояло в упорядочении отношений индивидов и организации воспроизводства человека. "Производство человека – это производство не отдельных индивидов, а всей совокупности естественных связей и отношений, которые складываются между индивидами как природными существами". [2] Материальной структурой или производительной силой этого вида производства естественно выступил сам индивид, поэтому первому этапу присущи биологический генетизм общественного сознания и кровная ограниченность общества.
Кровно-родственные отношения родовой общины подтверждают то, что это организация по воспроизводству человека, а значит таким было и движущее противоречие, породившее данный тип организации, а вовсе не борьба с природой и материальное производство: "применение в качестве критерия периодизации первобытно-общинной истории уровня развития производительных сил встретилось с теоретическими трудностями". [3] Энгельс и сам писал: "производственные отношения могли формироваться только на основе существовавших систем родства, ибо ими задавались рамки первобытного коллектива". [4] То есть здесь система родства признается доминантной над системой производства материальных благ. "Прямое приспособление к окружающей среде даже в те далекие времена имело меньшее значение, чем приспособление к среде социальной" (Фролов).
После принципиального разрешения противоречия воспроизводства человека на первом историческом этапе социофазы, оно и далее в ходе Истории продолжает снижаться. С развитием же рода общество приходит к новому противоречию – самосохранению самой организации как фазового противоречия системы.
Итак, исходное граничное отрицание социофазы – противоречие воспроизводства человека как элемента системы человеческого общества.
Конечное граничное отрицание (противоречие взаимодействия общесистемной структуры со средой).
Рассмотрев начальное граничное состояние исторической фазы, перейдем к конечному. По отношению друг к другу они составляют качественные противоположности. Согласно теории здесь мы должны увидеть уже организованную систему исходных элементов. Внешнее отрицание между элементами теперь обратилось во внутреннее отрицание самой системы, которое есть системное противоречие ее некой всеобщей структуры со средой.
Что есть конечная системная структура? Это должна быть структура всеобщая изначально по своей сути, формируемая человечеством в его совместной деятельности и воплощающая в себе результаты этой деятельности, несущая глобальное противоречие с окружающей средой, берущая постепенно на себя функции решения социальных проблем человечества, и все активнее к концу фазы интегрирующая общество в глобальную структуру. Если мы взглянем на Человечество в целом (как бы издалека - глазами инопланетян), то увидим только внешнее взаимодействие его со средой, природой Земли.
Со стороны природы ее граница с обществом есть географический фактор. "Действие географического фактора во все эпохи выражало собой не только условие общественного развития, но и вечное противоречие общества с природой. Взаимодействие между ними всегда имело противоречивый характер. Но острота никогда не была одинаковой на разных этапах истории. В доклассовый период общество вписывалось в природу и географический фактор влиял на биосоциальное развитие людей через разнообразие жизненных условий. Противоречие общества с природой было очень слабым, но оно все-таки было... В дальнейшем отношение к природе со стороны общества стало определяться интересами господствующих классов. По мере усиления масштабов эксплуатации человека человеком усиливалась и эксплуатация природы, что постепенно усиливало антагонизм между обществом и природой" [5].
Со стороны общества граница с природой есть "совокупность элементов среды в пределах географической оболочки Земли, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей человека", и которая известна с середины 20 века под понятием техносферы: "Часть биосферы, преобразованная с помощью технических средств в социально-экономических целях". [6] Так или иначе все согласны с будущим возрастанием роли техносферы для человечества.
"Что же ждет человечество завтра? Возможен следующий вариант развития. Наступит светлое (но некоммунистическое) будущее. И это чудо сотворит техника. Грядущая машинная цивилизация - это не царство роботов, победивших Человека. Основой будущей цивилизации станет мощная и разветвленная комбинированная интеллектуальная система с центральными и периферийными узлами. Система будет управлять полностью автоматизированной индустрией, направленной исключительно на изучение и удовлетворение потребностей людей. Другим целям у Системы взяться неоткуда. Прообразом Системы Искусственного Интеллекта являются современные автоматизированные системы управления производством, компьютерные сети. Техника вытеснит Человека из сферы материального производства, освободит его от необходимости в поте лица своего добывать хлеб насущный".
"Эволюция техносферы происходит значительно быстрее, чем происходила эволюция биосферы. Так же большим преимуществом земной техники пред белковыми организмами является то обстоятельство, что техника очень мобильна в плане перемены своей структуры и организации. Следовательно, стать автоэволюционной системой земная техника может гораздо быстрее, чем белковые организмы. Земная техносфера должна рано или поздно превратиться из контролируемой системы в систему автоэволюционную." [7] "Техносферу не опередить. Ее развитие происходит быстрее. Человек в числе потерпевших убыток и в числе нуждающихся. Его недостатки компенсируются техносферой" [7].