Буддизм (яп. буцу-до, бук-кё), адаптированный к культуре (яп. бунка) и менталитету (яп. синсэй) японцев, к древним традициям (яп. дэнто) страны. Первые свидетельства о проникновении буддизма в Японию относятся к V—VI вв. В стране еще не было могущественной централизованной религиозной иерархии, способной противостоять новому учению.
Синтоизм (яп. синто, каннагара), «путь богов», формировался практически одновременно с распространением буддизма, который стал популярен в Корее и Китае. Первоначально Будда (яп. буцу) рассматривался в Японии как божество соседней страны (яп. хотокэ), но учение быстро завоевало симпатии образованных японцев и было воспринято как прогрессивное. Синтоистская богиня Аматерасу, к которой восходит родословная императора, была объявлена воплощением космического будды Вайрочаны (яп. Бирусяна). Императрица Суйко (592—628) приняла монашество, а принц Сётоку (573—621) стал буддистом, не слагая сана. Основание новой столицы в г. Нара (710) ознаменовало начало периода нарского буддизма, во время которого возникли школы (сю): дзёдзицу, куся, кэгон, рицу (риссю), санрон, хоссо. При перенесении столицы в Хэйан (Киото) буддизм стал государственной религией. В IX—XI вв. образовались школы хэйанского буддизма: сингон, тэндай, дзэн. С XII—XIV вв. связано увлечение амидаизмом, культом будды Амитабхи? (яп. Амида). Его проповедовала школа Чистой Земли (яп. дзёдо сю). В XIII в. возникла школа нитирэн.
Буддизм стал опорой военной элиты, сёгуната, противостоящего консервативной дворцовой аристократии. В связи со взаимными религиозными и прочими претензиями в XIX в. функции между синтоизмом и буддизмом были разделены. Бракосочетания в Японии происходят по синтоистскому обряду, а похороны — по буддийскому. В синтоистских храмах часто присутствуют изображения будд (яп. буцу) и бодхисаттв (яп. босацу), а синтоистские и буддийские алтари в домах размещаются рядом. При переписи часто обнаруживается, что многие японцы одновременно исповедуют синтоизм и буддизм. Существуют синкретические учения, в которых сочетаются элементы синтоизма, конфуцианства, буддизма и христианства, что оказывается возможным, так как все учения обращены к различным областям психики, играющим важную роль в гармонизации личности. Синтоизм — автохтонная религия предков. Конфуцианство помогает социальной адаптации и установлению гармоничных отношений в обществе.
Буддизм позволяет постичь свой внутренний мир и получить освобождение на высшем уровне совершенства. Христианство дает надежду на то, что всепрощающий Бог все видит и, выступая как последняя инстанция, помилует и спасет. Буддизм в Японии представлен как школами махаяны (яп. дайдзё буккё), так и хинаяны (яп. сёдзё буккё). Буддийский способ мышления (яп. буккётэкина кангаэката) находит отражение в подходе японцев к различным проблемам. Буддийские термины в японском языке — неотъемлемая его составляющая. Считается, что невозможно понять японцев и японскую культуру без буддизма, Школа дзёдзицу (яп. дзёдзицу сю). Учение содержит элементы догматики хинаяны и махаяны. Согласно ему, существует 84 вида дхарм (яп. хо), которые делятся на реальные (яп. дзиппо) и на те, что имеют временные имена (яп. кэхо), т.е. номинальные, выступающие как единицы описания. В школе рассматриваются проблемы пустоты, пустотности (яп. ку, кё, кукё, кукан). Признается существование двух истин: относительной (яп. дзокутай) и абсолютной (яп. синтай). Дзёдзицу вошла в школу тэндай, Школа дзёдо (яп. дзёдо сю).
Школа Чистой Земли». Основана монахом Хонэном (1133— 1212). Учение связано с культом будды Амитабхи (яп. Амида, Мида) и опирается на веру. Утверждается, что будда создал Западную, или Чистую Землю (яп. Дзёдо), чтобы верующие в него могли после смерти тела подготовиться к переходу в нирвану (яп. нэхан). Заслужить благосклонность будды можно, если вести праведный образ жизни и постоянно призывать будду, произнося мантру «Наму Амида буцу» (сокр. «нэмбуцу»). Амидаизм быстро стал популярным. Монах Синран (1173–1262) создал Новую школу дзёдо (Дзёдо-син сю), синран сю. Психотехника амидаизма вызвала шутки и насмешки, но оказалась очень эффективной, помогающей адепту поддерживать определенное состояние сознания, Школа дзэн (яп. дзэн сю). Школа созерцания. Аналог китайской школы чань. Имеет два направления. Одно из них (яп. риндзай) основал монах Эйсай (1141—1215) по типу китайской школы Линьцзи. Шоковые методы воздействия на психику адепта позволяют мгновенно достичь просветления (яп. сатори). Воины — самураи отдавали в буддийские монастыри своих младших сыновей, которые не могли претендовать на наследство, но становились образованными и уважаемыми монахами. Занятия динамической медитацией? обеспечивали поддержание хорошего физического состояния и готовность к обороне в любой экстремальной ситуации.
Буддизмом дзэн направления риндзай увлекалась и придворная знать. Практика его очень эффективна. Размышления над текстами-задачами (яп. коан) способствуют переходу на интуитивный способ мышления и мгновенному достижению сатори?. Короткие диалоги с учителем (яп. мондо, монто), создающие парадоксальную ситуацию, вызывают всплеск интуитивной мудрости. В них не может быть тривиального ответа. Требование быстрой нестандартной реакции резко активизирует сознание, в котором скачкообразно образуется новая связь. Речь и поведение монаха риндзай небанальны, непредсказуемы, они свидетельствуют о глубокой перестройке сознания. В школе сото, основанной Догэном (1200—1253), практикуется статическая, сидячая медитация (яп. дза-дзэн, сикан тадза), в процессе которой адепт по многу дней сидит на специальной подушке, созерцая, например, стену и рефлексируя о природе будды (яп. буссин), принципе «не-я» и др. В отличие от школы риндзай, адепт сото получает для размышлений только один коан, его психика не подвергается шоковому воздействию. Девиз: «Опора на собственные силы». Тело и сознание адепта образуют «единотаковость» (яп. синдзин-итинё), трактуемую как немышление, состояние спонтанности. В состоянии будды адепт постигает, что «сознание — это и есть будда» (яп. сокусин — дзэбуцу). Учение и практика дзэн оказали огромное влияние на японскую культуру и породили искусство дзэн, известное во всем мире. В нем присутствуют буддийские мотивы изменчивости, невечности, таковости, иллюзорности, представление о сущностном единстве низкого и высокого, маленького и великого, которые выступают как равноценные.
Дзэн повлиял на архитектуру, садово-парковое искусство, живопись, поэзию, дизайн, породил чайную церемонию, особые виды боевых искусств, самообороны. С ним связана философия и эстетика составления букета, японского танца, постановок театра но. Дзэн называют философией жизни. Согласно Китаро Нисида, всякая истина создается контекстуальным полем. Дзэн создает такое поле (яп. басе, башо), такой контекст, который приближает к прекрасному и через него — к скрытым истинам, к трансцендентному. Учение оказало большое влияние на философию и искусство многих стран, Школа куся (яп. куся сю). Возникла как дочерняя школа хоссо. Занимает позиции хинаяны (яп. сёдзё буккё). Учение содержит классификацию элементов бытия, дхарм (яп. хо). Практика основана на чистом сосредоточении (яп. дзёдзё) и неволнении (яп. муродзё) дхарм, Школа кэгон (яп. кэгон сю). Близка к китайской шкоде хуаянь. Основатель — монах Досэн, вернувшийся из Китая в Японию после изучения буддизма (736). Главным объектом исследований в школе стал мир дхарм (яп. хоккай), дхармовый мир единого сознания (яп. иссин хоккай). Утверждается, что дхармы образуют истинное тело трансцендентного Будды, персонифицируемого как будда Вайрочана (яп. Бирусяна). Он признается абсолютом (яп. дзэттайся), лоном, порождающим мир. Десять его аспектов, тел (яп. гэкёно дзиссин, дзюссин) рассматриваются как состояния, частные тела, означающие виды потенций. Это пустота, начальное и конечное состояние проявленного, пустое пространство (яп. кокусин), в котором присутствуют закон Будды (яп. хоссин), карма (яп. го, гохосин), интуитивная мудрость (яп. тисин), шесть миров перерождений (яп. кокудосин), формы перерождающихся существ и сущностей (яп. сюдзёсин), обитающих в этих мирах, сферы татхагат (яп. нёрайсин), бодхисаттв (яп. босацусин), пратьекабудд (яп. энгакусин, доккакусин), шраваков (яп. сёмонсин).
В учении также описаны десять состояний, уровней (яп. гёкёно дзиссин, дзюссин), отличающихся различной степенью совершенства. Абсолют представляет собой единство всех аспектов. В нем все взаимопроницаемо и не имеет преград, подчиняясь только закону взаимозависимого возникновения и существования (яп. додзи гуги). Не возникает ничего нового, проявляется только то, что есть в абсолюте, внутренние причины взаимодействуют с внешними, закон имеет всеобщий характер. Для иллюстрации в кэгон используют модель школы хуа-янь, уподобляющей мир системе зеркал, отражающихся одно в другом. При этом нет изолированных, локальных явлений, все взаимообусловлено. Особая роль в учении отводится сердцу (яп. син, кокоро), природа которого признается непостижимой. Его связь с сознанием не подвергается сомнению. В школе практикуется постепенное приближение к освобождению, называемое прохождением земель, ступеней (яп. ти). Школа популярна в современной Японии, Школа нитирэн (яп. нитирэн сю). Другое название: хоккэ (Хоккэ сю). Основана монахом Нитирэном (1222—1282), по имени Хоккэ, который объявил себя бодхисаттвой (яп. босацу), столпом, опорой и спасителем страны. Утверждая, что наступил «конец Дхармы», он призывал к борьбе с амидаизмом, с пороками, взяточничеством. Адептами школы считались и миряне, «вступившие на путь» (яп. ню до). Доктринально учение Нитирэна близко к учению школы тэндай. Как и сс. основатель Сайте (VIII—IX вв.), Нитирэн стремился к созданию теократического государства, но с более жестких, авторитарных позиций. В 1930 г. было сформировано движение и общество сока гаккай (нитирэн сёсю), продолжающее традиции нитирэн. Считается, что освобождение может быть достигнуто через веру, ритуал и распевание мантры-молитвы «одаймоку» перед свитком со священным текстом-мандалой (яп. «гохондзон»), главным предметом поклонения. Общество ведет активную миссионерскую деятельность в различных странах, Школа рицу (яп. риссю). Школа устава.