Смекни!
smekni.com

Концепции мироустройства, идеологии и социальные практики-2 (стр. 2 из 11)

По многим признакам в середине 21 века социальное развитие будет знаменоваться кризисами по крайней мере в нескольких сферах. 1. Экономико – энергетической – в связи с истощением энергетических и сырьевых запасов, неравномерностью потребления материальных ресурсов а также возможными неустойчивостями в финансовой сфере; 2. Экологической - так как нарастает связанное с производственной деятельностью человека обеднение природного генофонда, возможно исчезновение до 30% видов животных и растений; возможны изменения климатических условий как в результате естественных природных вариаций так и вследствие деятельности человека; 3. Социально – демографической – в связи с динамикой роста населения одних популяций и снижением рождаемости, повышением смертности и старением населения в других. Такого рода ситуации на протяжении человеческой истории часто вызывали к жизни способы массового поведения, приводившие к крупным социальным катаклизмам.

Непредвзятое рассмотрение материальных результатов наиболее кровопролитных войн последних столетий показывает, что ни победители, ни побежденные не получали в их результате ощутимого экономического выигрыша. То есть материальная рациональность в поведении такого рода отсутствует. Исторически одновременно с войнами, как правило, революционно или эволюционно периодически происходят связанные с научно – технологическим развитием структурные перестройки. При этом структура циклов социально – исторического процесса в Западной цивилизации и России по поведенческим установкам наиболее активных групп имеет большое сходство [8], что наводит на мысль о повторяющемся процессе, имеющем биосоциальное происхождение [9].

Вот животрепещущий феномен недавнего прошлого – 20 – 30 годы прошлого века. В это время почти одновременно во многих странах Европы и в России к власти пришли тоталитарные режимы, хотя материально – экономические условия в них значительно различались. Фон Хайек объясняет такое структурирование отсутствием свободного рынка [10]. Но созревшие к концу 30х годов агрессивные устремления сразу нескольких народов, оформленные в соответствующие идеологии фашизма и сталинизма, трудно объяснить только этой причиной. Сложившаяся ситуация несоответствия развития производительных сил и производственных отношений, требовавшая перехода обществ к очередной стадии развитого капитализма, была условием необходимым, но недостаточным для такого рода действий. Ситуация в этом отношении характеризовалась двумя основными параметрами: уровнем и способами производства, распределения и потребления материальных благ, и свойствами социальной среды, то есть матрицы запретов и поощрений. То же можно детализировать в терминах “базиса” и “надстройки”, классового – по видам деятельности и отношению к средствам производства – анализа состава населения. Но вывод будет один: перестройка структуры происходит через биосоциальные способы поведения, а вызванное перечисленными причинами повышение базового стрессового напряжения является для них пусковым механизмом. Представляется вероятным, что к этому моменту статистики психофизиологических параметров популяций в результате временных вариаций и предыстории [4,5] приняли характер, требующий именно такой реакции на возникшую ситуацию. В этом случае становится понятными причины плохих прогностических свойств социальных теорий в отношении межпопуляционных и межцивилизационных взаимодействий. Возможно, в этом же причина сложности прогнозирования форм поведения некоторых популяций (ислам, арабы, баски, ирландцы и т.д.) на внешние воздействия в процессах глобализации и гомогенизации.

Во второй половине 20 века произошла перестройка структуры межцивилизационных отношений. Революции и войны его первой половины привели к возникновению и развитию двухполюсного мира и конфронтационных коллизий, гонке вооружений между полюсами. Это было одной из причин интенсификации процессов разработки и широкого внедрения массы технологических новинок, позволивших модифицировать многие аспекты социальных отношений, почти не меняя их антропологической сути. На Западе в отношении стран третьего мира колониальные формы изъятия ресурсов, в связи с развитием технических средств информационного обмена и транспортных систем, и, как следствие, созданием всемирной банковской сети, сменились регулированием денежных потоков. Идеологическое прикрытие экономического подчинения стало более изощренным. Начала образовываться "пирамида", то есть произошло размежевание государств на "центр" и "периферию" в том смысле, как это представляется, например, в работах Дж. Сороса [11]. Циркулирование денег между "центром" и "периферией" при этом работает как насос ресурсов, влияя на характеристики популяций по уровню и способам их производства, распределения и потребления.

Можно четко выделить несколько типов перестройки внутрипопуляционных социальных структур, вызванных изменением производительных сил этого периода до развала Восточного блока. Первый, самый "благополучный", - Япония, Тайвань, Сингапур, Гонконг. Вхождение в "пирамиду" у этих регионов было эволюционным, то есть развитие и внедрение технических и социальных технологий шло параллельно с Западом ввиду их тесного контакта. Поэтому поведенческие параметры успевали адаптироваться к требованиям социальной перестройки, например, необходимая "коммунальность" была сублимирована в структуру фирм без раздражающего Запад декларирования ее на уровне законов региона. Успевали вырабатываться фильтры, не пропускающие опасные элементы и экологические отходы информационной индустрии Запада и поэтому не позволяющие разрушать культурные карты популяций. Второй, противоположный первому тип, - это государства Исламского мира, Южной Америки и Африки, ставшие предметом борьбы за влияние между Востоком и Западом. Идеологии "рыночных свобод" и Марксизма были для большинства из них прикрытием для собственных путей развития. Здесь попытки внедрения "социалистических отношений" или "прав и свобод личности", "западных ценностей" вызывали возникновение или националистического режима, или олигархического компрадорского управляющего слоя, выполняющего роль элемента "насоса ресурсов" всемирной пирамиды. В этих условиях развитие технических и социальных технологий происходило медленно, так как Запад эти государства интересовали в первую очередь как источник сырьевых и энергетических ресурсов и дешевой рабочей силы не очень высокой квалификации, а Восток - как предмет для торга в большой политике.

Социальные практики некоторых наиболее важных в настоящий момент цивилизационных формаций рассмотрим в последующих работах, в приложении к этой работе приведем короткий анализ социальных практик Китая как наиболее оригинальных. Изложение постараемся построить таким образом, чтобы высветить возможные предпосылки перехода к ноосферным формам цивилизованности в рамках естественной эволюции социальных систем при реализации экологического и нравственного императивов без больших социальных катаклизмов и потерь генофонда, хотя это и весьма проблематично.

2. О базовых параметрах и аксиологии.

Цель настоящей главы – попытаться показать непрерывность и взаимозависимость различных уровней социальной системы, механизмы их взаимодействия, определить основные объекты каждого уровня и по возможности указать измеримые параметры, делающие дефиниции объектов научно обоснованными. Это не всегда возможно, поэтому качественные описания свойств объектов также придется использовать. Поскольку одни и те же уровни являются предметами изучения для различных наук, взаимно дополнительное рассмотрение дает новую информацию о свойствах элементов уровня. Терминология при необходимости будет оговариваться в каждом случае отдельно.

Кратко назовем основные науки и их разделы, результаты исследований которых относятся к обсуждаемой тематике и некоторые данные которых мы будем использовать.

Физиология человека, медицина с наиболее важными для нас разделами - неврология, физиология высшей нервной деятельности, психиатрия, психогенетика, психофизиология, психология, психоанализ.

Биология с разделами - рефлексология, этология как сравнительная психология животных и человека, теория естественного отбора с внутривидовой и межвидовой борьбой за существование, экология - в том числе в части взаимодействия человека с техникой и технологиями.

Антропология человека и все ее недавно появившиеся разделы – социальная антропология [12], психологическая антропология [13], экономическая антропология [14,15],

Психологические теории личности, дифференциальная психология, теория когнитивного диссонанса [16].

Это первая группа наук, связанная с изучением динамики формирования свойств личности, от которых зависят механизмы структурирования социальных систем. Вторая группа наук – это науки, изучающие элементы социальных структур и механизмы их взаимодействия, динамику социально-исторического процесса.

Социология с разделами - системы социальных представлений, этнология, культурология, социальная психология - теория формирования и взаимодействия групп.

Институциональное структурирование в экономике, политология, правила формирования оптимального общественного договора [2,3].

Популяции и народы. Динамика социального процесса, история.

Цивилизации, теории глобального устойчивого межцивилизационного развития.