Опираясь на работы А.Девятова [39] и В.Зотова [40] проанализируем с заявленных позиций концепции мироустройства и идеологическое наполнение политики, направляющие жизнь Китая как страны, имеющей многотысячелетнюю историю и население которой составляет значительную долю всего человечества. Отдаленный аналог Христианской Библии в Китае – “Книга Перемен”. Её нельзя отделять от Конфуцианства и основных религий Китая – даосизма и буддизма. Все три компонента тесно переплетены и интегрированы с элементами культуры – национальными искусствами, медициной и т.д. Ввиду чрезвычайной древности, вокруг содержания “Книги Перемен” наворочено много мистики, и если убрать эту шелуху, то описанная в ней концепция выглядит примерно следующим образом.
Исторический процесс – это никакой не луч прогресса в линейном масштабе лет, но перемены в витках циклов с единицей масштаба в одно поколение. В китайском календаре одно поколение “дай” равно 20 годам, в римском праве – 30 годам, в современной социологии – 26 годам, а в православной пасхалии – 28 годам. Поэтому в измерении всемирной истории поколениями при наложении волн неизбежен разброс точности. Помимо сугубо земного закона борьбы двух противоположностей “янь” и “инь” в поднебесном мире действует ещё и закон перемен в связке трёх сил. Смысл “великой инженерии” составления связок трёх сил в следующем. По закону перемен при сочетании двух напряжений активных сил и одного поглощения пассивной силы побеждает пассивная сила, переворачивая всю связку в свою пользу. И наоборот, одна активная сила выигрывает в связке с двумя пассивными. При этом, как и в физике, сила понимается не только как некоторое напряжение (активность), но и как некоторое вбирание в себя и удерживание энергии с повышением температуры, как пассивный демпфер поглощения чужой активности. Сам исторический процесс представляет собой не случайное нагромождение событий, определяемое выбором свободной воли исторических деятелей, но сумму волновых колебаний предопределённых периодов. Так - по-китайски - основные перемены в России происходят в периоде трёх и восьми поколений, на Западе – в периоде четырёх и девяти поколений.
А в самом Срединном государстве – в периоде пяти поколений и двенадцати поколений (предел долголетия – династический цикл). С древних, задолго до Рождества Христова времён китайцам известно, что цикл перемен в жизни их Срединного государства состоит из трёх периодов с именами: хаос – малое процветание – великое единение; опять хаос – малое процветание – великое единение; и так далее виток за витком. Попытки китайских государственных деятелей нарушить или ускорить этот порядок перемен не имели успеха. Последнюю такую безуспешную попытку ускорить перемены в период хаоса предпринимал на излёте правления династии Цин при императрице Цы Си реформатор Кан Ювэй. Покончить с периодом очередного длившегося пять поколений 127-летнего хаоса выпало на долю Мао Цзэдуна и он это четко представлял. Мао сам сопоставлял свою роль в истории через аналогии с Цинь Шихуаном и Цао Цао как и он завершавших период хаоса в стране казнями и террором.*
В Китае религии – Даосизм и Буддизм, как и регламентируемые Конфуцианством иерархические взаимоотношения, естественным образом всегда были вписаны в социальные процессы. Сами китайцы, как и другие носители этих религий и систем социальных представлений, в настоящее время, как и во все времена, пользуются для их изучения древними текстами и не считают нужным описывать эти феномены со своих позиций, но в терминах западных систем научного мышления. Такое осмысление оказывается очень сложным ввиду того, что проводится на основе разных систем вербализации информации, то есть систем мышления и письменности. Утилитарное же их описание и использование в рамках различных сект и “новых религий” далеко не научно и не играет заметной роли в общем социальном процессе. Из всех известных мне определений понятия Дао самое лучшее, по моему мнению, дал мой коллега – физик, китаец, глубоко верующий буддист. Во время одной из поездок в монастырь в провинции Сычуань я его спросил: “Что же такое “Дао””? После глубокого раздумья он ответил: “Дао – это Бог во мне”. Это, очевидно, означает, что человек сам может определять для себя необходимый уровень “религиозного чувства”, а в соответствии с Буддизмом, – тренингом изменять его форму и интенсивность, попутно овладевая управлением некоторыми функциями собственного тела, вплоть до состояния нирваны. А это состояние по своей сути эквивалентно описанному в приведенной выше цитате из А.Тойнби состоянию единения с природой и религиозного экстаза – единения с Богом, описанному Б.Раушенбахом. Именно это явление является общим для всех религий - психофизиологическое состояние религиозного экстаза имеет общие свойства и физиологическую основу у христианского праведника, исламского эфенди или буддийского монаха. Но в Восточных религиях важное значение имеет процедура “самосовершенствования”, разработаны эффективные способы управления психофизиологическими состояниями организма. Состояние “нирваны” - аналог состояния религиозного экстаза в Западных религиях – достигается не только через использование ритуалов, но и саморегулированием психофизиологических функций организма. Такое саморегулирование с позиций антропологии может классифицироваться как аналог ритуальных и культурных анатомических изменений у некоторых народов, например, увеличение длины ушных мочек у длинноухих острова Пасхи или регулирование величины ступней японских женщин. Но технологии саморегулирования имеют самостоятельную утилитарную ценность, например, при тренинге спецподразделений.
В работе [40] проведен анализ процесса формирования криминальной сферы и ее сращивания с властными структурами на примере Китая и Европейских стран.
Степень коррумпированности общества зависит от двух основных обстоятельств. С одной стороны - от параметров усредненного типа сознания членов общества, который определяется характером запрета на асоциальные поступки. С другой стороны - уровнем и структурой запретов во внешней среде, которые задаются законодательством и социально-экономической системой, от которой в свою очередь зависит жесткость исполнения законов, характер взаимодействия иерархических структур и правила экономической игры. Параметры усредненного типа сознания определяются с использованием системы тестов, дающих соотношение в обществе личностей с внутренним и внешним запретами на асоциальные поступки. Тесты достаточно объективны, и, что особенно интересно, дают одинаковые результаты как на детях до трех лет так и на взрослом контингенте. Выделяются два тип сознания - азиатский и европейский. В азиатском типе соотношение внутреннего и внешнего запретов 3:7, в европейском, как ни странно, наоборот - 7:3.
При функционировании любой социально-экономической системы всегда возникает некоторое количество ситуаций, в которых может быть реализован акт коррупции. Вероятность реализации акта зависит от типа сознания. При прочих равных условиях в обществах с азиатским типом сознания уровень коррупции высок, так как акты коррупции реализуются почти всегда, и сознательно создаются условия для их возникновения. Это коррумпированная культура. В обществах с европейским типом сознания система запретов срабатывает более эффективно, акты коррупции реализуются реже, и коррупция имеет приемлемый "культурный" уровень. Индикатором статистик типов запрета на асоциальные поступки иногда называют уровень развития теневой экономики (имеются в виду периоды спокойного развития, когда система запретов и поощрений сформирована). В Англии, Германии, Скандинавских странах в теневой экономике производится 4-5% от ВНП, в романских странах около 10%, в России, Афро - Азиатских странах и странах Латинской Америки 40-70%.
Для того чтобы в обществах с азиатским типом сознания уровень асоциальных поступков, в частности коррумпированности, держался в приемлемых рамках, система запретов и социально-экономическая структура должны быть достаточно жесткими. Из этих положений получается много интересных следствий. В частности, при формировании иерархических структур для азиатского типа сознания характерна форма "клановости" с жесткой системой запретов внутри клана и отсутствием или ослаблением запретов вне клана. Еще один важный вывод этой работы заключается в том, что определяющим правила игры является не самый верхний эшелон иерархической структуры, а глубинные - когнитивные - цели и действия нижележащих слоев, так называемого "помойного ведра" (это соответствует понятию с тем же названием, иногда используемому в гештальтпсихологии, с той разницей, что там оно относится к набору поведенческих конструктов личности, а здесь – к статистикам популяции). Цитируем [40]: "Снимая с политики мистическое покрывало, наблюдатель обнаруживает под ним... помойное ведро, в котором, подобно мусору, по случайности навалены человеческие страсти и устремления, решения и выборы. Рациональный расчет здесь почти не играет роли." ... "Цели ставятся только при необходимости обосновать перед кем-то разумность своих действий". Именно тактическую роль идеологического прикрытия в 20 веке в Китае играла Марксистская риторика. В социальной борьбе она позволяла произвести разграничение “они” и “мы”, что невозможно сделать в рамках Буддизма и Даосизма. В этом отношении Буддизм и Даосизм не являются идеологиями.