Смекни!
smekni.com

Начала онтологии как теории эволюции материи (стр. 2 из 3)

Конечное и бесконечное – два противоположные состояния объекта эволюции материи. "Где мост между конечным и бесконечным?" - спрашивал Гегель. Этим мостом является отрицание. Поскольку степень отрицания выражает собой отношение к конечному, постольку она есть мера этой конечности. При изменении её от 0 до 1 конечное превращается в бесконечное. Как рекомендовал Джордано Бруно, "кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей". Полное (100%) отрицание означает бесконечное, неопределённое, изменчивое. Отсутствие отрицания означает собственно конечное, определённое, неизменное.

Интересно заметить, что абсолютным конечным, т.е. и определённым и неизменным является также и небытиё – нулевое конечное. Однако оно, в отличие от конечного бытия, не порождает своего отрицания. Конечное взаимодействие должно быть также двух видов. Нулевое конечное есть отсутствие взаимодействия. Это тоже определённость, но неразвитого вида. Развитое конечное это определённое отношение, наполненное конкретным содержанием, служащее самосохранению объектов между которыми существует это отношение. Оба вида конечного могут переходить в бесконечное и обратно, но невозможен прямой переход неразвитого, нулевого конечного в развитое. Иначе говоря, отсутствие взаимодействия должно развиться в отношение предельного противоречия, прежде чем перейти к развитому, определённому, устойчивому отношению, обеспечивающему взаимное самосохранение.

Говоря об отрицании, мы представляем себе, прежде всего, внешнее отрицание некоего пространственно ограниченного объекта другими такими же материальными объектами. Назовём условно это отрицание внешним. В предельном случае такой объект будет внутренне "конечно" устойчив и неделим, и выступать, таким образом, в качестве элемента некоей системы. Устойчивость элемента поддерживается ничем иным как адекватным, устойчивым отношением со своей средой. Под средой мы будем понимать часть материи, участвующую в обеспечении существования рассматриваемых объектов эволюции, но не участвующую в самом процессе развития. Например, вода и воздух выступают в качестве среды для эволюции животных и человеческого общества. Отметим, как частный случай, возможность конечного нулевого отношения элемента к среде, подразумевающего её отсутствие (при начальном сингулярном состоянии материи).

Будучи устойчивым, элемент стремится к максимальной множественности и концентрации. Будучи конечным, элемент порождает бесконечное отрицание на своей границе, означающее неустойчивые, неопределённые, многообразные взаимоотношения с другими тождественными конечными. Поэтому неорганизованная система объектов эволюции стремится к переходу к определённости.

В противоположность элементу можно представить эволюционный объект, не имеющий взаимодействия (вообще или временно) с аналогичными другими объектами. Явным примером может служить вселенная в целом. Такой объект тоже должен иметь своё отрицание, которое может быть только внутренним – отрицанием с самим собой. Так материя Вселенной в целом как некая совокупность положительного конечного бытия вместе с тем включает и равное отрицание своей конечности (порождённой ею же), и оттого бесконечна, т.е. не соотносима ни с чем иным как с собой, а в приближении к себе превращается в абсолютную изменчивую неопределённость. Величина отрицания изолированной части материи или материи в целом, должна быть постоянной величиной просто в силу известного закона сохранения энергии. Системы с бесконечным внутренним отрицанием обладают противоположными свойствами элемента - неустойчивостью, неопределённостью, многообразием, противоречием со средой. Они стремятся к внутренней определённости через развитие внешних отношений, а не имея такой возможности, совершают внутреннюю, структурную пульсацию (см. далее).

Конечно, и за внешним противоречием элементов стоит противоречие со средой, но оно является следствием чрезмерной концентрации элементов, возникающей, в свою очередь, из-за отсутствия противоречия со средой отдельного элемента. Противоречие со средой здесь – продукт системы в целом, а не отдельного объекта эволюции. Внутреннее же отрицание объекта эволюции – следствие его "нетехнологичности", привязанности к своей локальной (в пространстве и времени) среде и неприспособленности к общей. Элемент и система в целом образуют два граничных базиса эволюционной системы, соответствующих двум граничным состояниям объекта эволюции.

Отрицание объекта эволюции может иметь два граничных вида, каждое из которых в предельно развитом состоянии исключает наличие второго: внешнее самоотрицание тождественных объектов эволюции (элементов) при положительном соответствии их со средой и внутреннее самоотрицание неадекватного отношения со своей средой (системы) при отсутствии взаимодействия с аналогичными себе объектами.

3. Немного отвлечёмся на общую картину эволюции, разворачивающуюся в результате самоотрицания материи, и место в этом процессе объектов эволюции.

Рассматривая эволюционные процессы, можно заметить, что они касаются не всей материи, а лишь той её части, которая собственно его и осуществляет. Почему не эволюционирует вся масса материи Вселенной? Возможно, ответ в бесконечности Вселенной, что означает также неоднородность, многообразие и неравенство условий для её объектов, и соответственно - неравномерность скоростей их развития. В результате в процессе самоотрицания материя неизбежно делится на отрицающую и отрицаемую как более и менее активные свои части. Отрицающая часть материи содержит объекты эволюции, а реальное выделение отрицаемой означает образование среды объектами эволюции, т.е. средообразование.

Объекты эволюции имеют в каждый данный момент опережающее развитие и изменяют в ходе этого развития структурный уровень материи. Отрицающая часть формирует эволюционный ствол развития материи. Ствол – это временная совокупность наиболее быстро эволюционирующих ветвей в поцессе развития материи. Поскольку на каждый момент времени таковая, как правило, всегда одна, мы имеем единый ствол эволюции. /Рим – объект эволюции Европейской цивилизации эпохи античности, Англия – объект эволюции эпохи капитализма. Их логически должна связывать единая часть ствола исторической эволюции./

Отрицаемая материя, как правило, не элиминируется в акте самоотрицания. Она не теряет свойства стремления к самосохранению в принципе, но не обладает уже такой энергией самосохранения как отрицающая её составляющая. /Так человеческое общество выступает активно к животному миру, как объект эволюции к своей среде/. В связи с этим интенсивность развития объектов среды будет другого, низшего порядка. Отрицаемая часть материи отпадает от ствола эволюции в виде ветвей "древа эволюции". Ветви эволюции занимают между собой определённое функциональное место и образуют в совокупности (природную) среду. Иначе говоря, объекты среды занимают между собой конечные, определённые отношения, направленные на собственное воспроизводство и воспроизводство всей материальной системы.

В отличие от объектов среды, объекты ствола эволюции никакого определённого функционального места в структуре среды не имеют, соотносясь как бы со всей их окружающей средой в целом, благодаря максимальной энергии и степени противоречия самосохранения. Объект эволюции воплощает самоотрицание данной материальной системы и производит изменение её структурного уровня. Среда же обеспечивает условия воспроизводства самих объектов эволюции.

Предметом как данного исследования, так и вообще онтологии или теории эволюции материи, является именно процесс развёртывания ствола эволюции в лице объектов эволюции. В отличие от этого, известные естественные науки изучают среду объектов эволюции, т.е. всю совокупность объектов, образованных ветвями эволюции и их составляющие определённые конечные отношения.

Объекты эволюции и среда вместе составляют эволюционную систему. Среда присутствует в эволюционной системе как бы в качестве фундамента, играя необходимую роль для простого воспроизводства объектов эволюции, но второстепенную для самого эволюционного процесса. Объекты эволюции могут осуществлять не только процесс средообразования, но и процесс средопоглощения, т.е. включения в ствол объектов среды. /Использование природных ресурсов для создания ноосферы и техносферы. Или: поглощение отсталых слоёв и этносов и их включение в развитую цивилизацию (эмансипация)./

В конкретике установить границу ствола эволюции и среды весьма непросто и это должно остаться темой для прикладных исследований. Не только народы и страны, но сам конкретный человек, и его сознание делятся на объект эволюции и среду! Эти понятия относятся на практике к категории "размытых понятий", у которых существует лишь теоретическая определённость (есть облако и не облако, а "живой" жёсткой границы между ними нет), которой мы пока и ограничимся.

4. Вернёмся к онтологическим процессам ствола эволюции. Из наличия двух граничных базисных видов отрицания, условно обозначенных как внешнее и внутреннее, вытекает сущность эволюции как циклического перехода одного вида отрицания в другой. Точнее, каждое граничное отрицание в стремлении к устойчивому переходит в своё конечное, которое, в свою очередь, порождает новое граничное отрицание противоположное первому. Каждое новое граничное отрицание нарастает до величины бесконечности, ставящей под вопрос существование охваченных им объектов, и затем только начинает переходить в конечное. Любое отрицание по своей сути довлеет к разрешению своего противоречия и переходу в конечное; но реализует это только по достижению абсолютной, т.е. бесконечной, своей величины. Эта ситуация схожа с движением качелей, несущихся вверх, и испытывающих отрицающее это движение воздействие силы тяготения. Однако, лишь с достижением максимального подъёма эта сила достигает абсолютного отрицания движения вверх и принуждает к движению обратному настолько сильному, что будет преодолевать все силы противодействующие этому движению.