Ну, а если речь идёт о странах, где частнособственнический капитализм только начинает распространяться? Жителям этих стран и должны помочь протестантские миссионеры.
Вместе с тем, Вебер практически подвергает критике один из основных постулатов протестантизма (кальвинизма) (вспомним определение, данное С.Д.Сказкиным): "Едва ли требует доказательства то утверждение, что концепция наживы как самоцели, как "призвания", противоречит нравственным воззрениям целых эпох. Перенесённое в каноническое право положение "Deo placere vix p o t e s t" (Едва ли будет угодно Богу [лат.]), относившееся к деятельности торговца,.. и определение наживы у Фомы Аквинского как t u r p i t u d o (позор [лат.]) (сюда включалось и связанное с предпринимательством, то есть этически дозволенное, получение прибыли) были уже известной уступкой (по сравнению с радикально антихрематистическими взглядами довольно широких слоёв населения) со стороны католической доктрины интересам политически столь связанного с церковью капитала итальянских городов" 9.
Вебера не оставляет в покое одно из основополагающих положений кальвинизма, и он отмечает, что в эпоху Кальвина "никогда полностью не исчезало ощущение того, что деятельность, для которой нажива является самоцелью, есть, в сущности, нечто p u d e n d u m (постыдное [лат.]), нечто такое, с чем можно лишь мириться как с некоей данностью жизненного устройства". И далее Вебер уточняет, что некоторые моралисты того времени, принимавшие начатки капиталистического ведения дела как данность, пытались - не без известного противодействия - доказать, что они приемлемы и необходимы (особенно в торговле), что проявляющаяся в капиталистической деятельности i n d u s t r i a (трудолюбие [лат.]) есть законный, этически безупречный источник прибыли". Однако, поясняет Вебер, эти люди отвергали самый "дух" капиталистического приобретательства как t u r p i t u d o и, уж во всяком случае, не оправдывали его с этических позиций 10.
Можно сказать, что Вебер провидчески указывает: именно в Соединённых Штатах Америки нашли своё глубокое выражение упомянутые идеи Кальвина о связи Божественного предопределения и капиталистической деятельности. Об этом свидетельствует риторический вопрос, который ставит Вебер: "И как исторически объяснить тот факт, что деятельность, которая во Флоренции XIV и XV вв., в центре тогдашнего капиталистического развития, на этом рынке денег и капиталов всех великих держав того времени казалась сомнительной с моральной точки зрения - в лучшем случае её только терпели, - в провинциальной мелкобуржуазной Пенсильвании XVIII в., стране… где не было и следа крупных промышленных предприятий, а банки находились на самой ранней стадии своего развития, считалось смыслом и содержанием высоконравственного жизненного поведения, к которому надлежит всячески стремиться?" 11
Иными словами, тезис Вебера о протестантизме, как этике капитализма, именно в США нашёл своё глубочайшее выражение и подтверждение. Именно поэтому, повторяем, протестантизм занимает такое важное место в религиозной и в целом в духовной жизни этой страны. Поэтому тезис Вебера о том, что пуританизм (как форма протестантизма, как учение, близкое к кальвинизму) "стоял у колыбели современного "экономического человека", прежде всего относится к США и в то же время прекрасно объясняет характер и дух североамериканского предпринимательства. Полностью относится к современной жизни в США и цитируемый Вебером пуританский тезис: "Мы обязаны призывать всех христиан к тому, чтобы они наживали столько, сколько можно, и… стремились к Богатству" 12.
А как же эти идеи были оценены в нашей стране? Какие стороны концепции Макса Вебера были выделены, например, А.И.Неусыхиным?
В своей работе "Эмпирическая социология" Макса Вебера и логика исторической науки", впервые опубликованной в 1927 г., А.И.Неусыхин отмечал, что преследует в ней задачу выделить из Богатого идейного наследия М.Вебера то, что представляется ему особенно ценным, и указать, какие выводы могут быть сведены из некоторых идей и методологических приёмов М.Вебера 13.
И, действительно, характеризуя сущность работы Вебера "Протестантская этика и дух капитализма", Неусыхин сразу же отмечает, что она предназначена служить материалом для решения основной проблемы, интересующей Вебера, - проблемы происхождения современного капитализма. При этом Вебера прежде всего привлекает возможность определить идеологическую основу капиталистического предпринимательства: "Вебер не задаётся вопросами о происхождении капиталистических форм хозяйственной организации, его интересует процесс возникновения той хозяйственной идеологии, которую он называет "капиталистическим духом" 14.
Но как же, по Веберу, возник этот "капиталистический дух"? - ставит вопрос А.И.Неусыхин.
И объясняет, что Вебер ставит перед собой задачу проследить не все условия его возникновения, а лишь одно из них. А именно: он ограничивает свою задачу изучением религиозных элементов той идеологии, которая впоследствие, претерпев ряд превращений, стала идеологией промышленного капитализма и его главного носителя - современной промышленной буржуазии 15.
Неусыхин подтверждает статистические выкладки Вебера: "Как показывает профессиональная статистика европейских стран со смешанным в отношении вероисповедания населением, капиталисты и предприниматели, а также квалифицированные рабочие большей частью являются протестантами, а не католиками. Этот, на первый взгляд поразительный факт, по-видимому, легко поддаётся объяснению: достаточно указать лишь на то, что как раз самые Богатые города Центральной Европы были в XVI в. на стороне Реформации; потомки их зажиточных обитателей, принявших протестантизм, унаследовали их привилегированное экономическое положение. Из их рядов вышла значительная часть современных предпринимателей, которые и оказались, таким образом, по своему вероисповеданию протестантами" 16.
Неусыхин подчёркивает тезис Вебера о том, Реформация означала не уничтожение господства Церкви в общественной жизни, а лишь замену одной её формы другой, и притом замену чисто формального, а потому очень удобного и практически малозаметного господства Церкви радикальной с очень тягостной церковной регламентацией всего жизненного поведения 17.
Будучи прекрасным исследователем-медиевистом, А.И.Неусыхин широко использует исторические примеры из эпохи зарождения капитализма. Так, он отмечает, что в Германии, а также в Англии и Голландии, где католиков одно время преследовали, они не проявили склонности к капиталистической и индустриальной деятельности. Протестанты же - и как господствующий, и как подчинённый слой населения, и как большинство, и как меньшинство - везде и всюду обнаруживали тяготение к экономическому рационализму. Испанцы XVI столетия знали, что ересь, то есть нидерландский кальвинизм, способствует развитию торгового духа. Протестанты были носителями капиталистической идеологии и в католических странах (например, во Франции). Во французских гугенотских церквах основное число прозелитов составляли монахи, купцы и ремесленники 18 .
Развивая концепцию Вебера, А.И.Неусыхин предпринял попытку установить причины взаимозависимости протестантизма и предпринимательства. Объяснение родства капиталистических черт протестантской идеологии с её религиозными особенностями, считал он, следует искать именно в самом содержании протестантской набожности, причём нужно исследовать не только её религиозный идеал, но и то практическое влияние, которое этот идеал оказывал на жизненное поведение его адептов 19.
Как и Вебер, А.И.Неусыхин цитирует сочинения американского просветителя Бенджамина Франклина (опубликованные в 1736 и 1748 гг.). Формулируя его взгляды, он пишет: "Две основные особенности проповеди Франклина делают её классическим образчиком капиталистической идеологии: идея призвания (Beruf) как цели жизни и сверхличная трансцендентная концепция наживы". И далее А.И.Неусыхин вслед за Вебером поясняет, что собой представляют, по мысли Франклина, эти особенности: "Каждый человек должен выполнять свой долг, этот долг заключается в том, чтобы быть дельным работником в своей профессии, чтобы знать твёрдо своё место, призвание и работать во имя его и только во имя его не покладая рук. Применительно к купцу и предпринимателю это понимание долга модифицируется следующим образом: следует работать, чтобы процветала человеческая деятельность данной профессии, то есть нужно наживать деньги и т.д. Нажива денег - самоцель…" 20
А.И.Неусыхин поясняет, каким образом Вебер определил сущность кальвинизма: "Как известно, самой характерной особенностью кальвинизма является учение о предопределении. Вебер задаётся вопросом, в чём заключалось историческое значение этого догмата, как он произошёл и каково его содержание. Исходным пунктом кальвинистского учения о предопределении является своеобразная концепция Бога и мира. Она, в свою очередь, объясняется своеобразием кальвинизма, как активной религии спасения. В основе кальвинизма лежит представление о том, что человек может действовать в жизни, надеясь на всемогущую объективную силу Бога, являющегося источником всего… Кальвинистский Бог - трансцендентное существо, абсолютно свободное в своей воле, которая понятна людям лишь настолько, насколько он этого хотел. Почему он хотел так, а не иначе, людям никогда не может и не должно стать понятным". Но данное объяснение кажется А.И.Неусыхину недостаточным, и он добавляет: "Наша мысль станет ещё более полной, если мы вспомним, что кальвинизм ведь представлял собой одну из религий спасения души, а следовательно, грозный деспотический Бог должен каким-то образом выступить в роли спасителя несовершенных, греховных людей, которых он по непостижимой для них причине создал таковыми. Как же мыслимо превращение этого Бога в спасителя? Вот этот логический скачок и выполняет догмат предопределения… Итак, вот каким образом грозный Бог обращается в спасителя: он спаситель лишь для некоторых, для тех, кого он - совершенно произвольно и по непостижимым соображениям - избрал для вечной жизни, т.е. для потустороннего блаженства. Остальных он проклял и осудил". А.И.Неусыхин далее показывает, какое практическое значение для отдельных индивидуумов имеет кальвинистское учение о предопределении: "Каждый христианин одиноко идёт по своему жизненному пути навстречу вечному спасению или вечной гибели… Человек, считающий себя верующим христианином, должен надеяться только на Бога и отнюдь не полагаться на людей…" 21