Смекни!
smekni.com

Эволюция с позиций синергетики и общей теории систем (стр. 12 из 12)

Когда то вся наука и философия были построены на предположении, что все сотворено и движимо Богом. Квинтенсенцией этого учения была мысль Аристотеля о том, что для движения тела необходимо прикладывать внешнюю (следовательно, божественную) силу. Затем Галилей открыл, что для свободного и прямолинейного движения телу не требуется никакая внешняя сила (инерциальное движение), т.е., не Бог двигает тела. На этом Ньютон построил всю свою механику и с этого, практически, началась наша современная наука, основанная на фактах и логике и исключающая вмешательство высших сил в процессы, происходящие в нашем Мире. С этих же пор стало развиваться и негативное отношение научной публики к обсуждению всяческих теософских концепций. Все было бы правильным, если бы Ньютон (вернее, его последователи) не ошибся в оценке факта, открытого Галилеем. Да, этот факт говорит о том, что если тело уже движется, то оно будет так же двигаться бесконечно без вмешательства внешних сил, если что-нибудь внешнее по отношению к нему не помешает ему в этом, потому что у него есть импульс движения, который сохраняется, согласно закону сохранения. Другими словами, для свободного прямолинейного движения тела не требуется вмешательство Бога. Ошибка же заключается в том, что этот же факт на основе той же механики Ньютона говорит о том, что для начального "запуска" тела в движение все же необходим внешний первичный источник импульса движения. Чтобы начать инерциальное движение тело должно сначала получить импульс движения от чего-либо внешнего по отношению к нему, например, от Бога, или чего-то подобного ему. Если Мир существует вечно, то и движение существует вечно и нет необходимости в первоначальном толчке, следовательно, нет необходимости в предположении существования Бога. Но если было начало Мира, то первичный запускающий движение толчок необходим, но тогда возникает вероятность существования Бога. И фактом, указывающим на это является Большой Взрыв, сообщивший импульс движения всей материи нашего Мира, задав мировые линии всем без исключения элементарным частицам. Правда, необязательно, чтобы причиной Большого Взрыва был Бог. Если Мир пульсирующий (пульсирующая Вселенная), то его разумные обитатели, достигшие в процессе эволюции необходимого уровня знаний сами могут программировать каждую последующую пульсацию и ее эволюцию. Но это равносильно тому, что коллективный Разум этих обитателей при таком уровне знаний и возможностей уже сам является богом. Что явилось причиной Большого Взрыва нам неизвестно, но мы знаем, что причиной импульса движения любого объекта нашего Мира является Большой Взрыв. Что это мы пока еще толком не знаем, но мы знаем, что Большой Взрыв – это что-то превышающее возможности нашего Мира, что по силам только Богу или чему-то (кому-то) подобного ему по могуществу. Поэтому пока не будем исключать версию о существовании Бога или кого-то (чего-то) подобного ему, кто (что) задает цели-задания для всех без исключения объектов нашего Мира.

Выводы:

1. Организация систем может осуществляться четырмя способами:

· генерация

(случайное физическое совпадение выходов стимулятора или результата действия одних систем со входами уставки блока управления или входами внешнего воздействия других систем, может быть у систем с любыми блоками управления, включая простейшие)

· дегенерация

(разрушение, упрощение состава, потеря своих СФЕ под действием внешней среды – других систем, может быть у систем с любыми блоками управления, включая простейшие)

· генетическая структурная регенерация в виде обмена веществ и размножения особей, направленная на сохранение своего состава

(может быть у живых систем с блоками управления, начиная с простых)

· функциональная регенерация

(работа самой системы, включение или выключение функций собственных СФЕ, в зависимости от потребностей ситуации, без изменения своего состава, может быть у систем с любыми блоками управления, включая простейшие)

В основе организации систем лежит стремление систем сохранить собственное существование в условиях воздействия окружающей среды, разрушающего их СФЕ

Способами этого стремления сохранить себя являются:

· объединение объектов (СФЕ) в систему с блоком управления, "базой данных", "базой знаний" и "базой решений" – структурная организация (позволяет выделять специфические внешние воздействия и давать оптимальную специфическую реакцию на них, определяя действия системы во времени)

· обмен веществ – структурная самореорганизация

(позволяет восстанавливать разрушенные СФЕ)

· поведенческие реакции

(позволяют предохранять СФЕ от разрушения, выделяя специфические ситуации во внешней среде, давая оптимальное поведение системы и определяя действия системы в пространстве и во времени)

· развитие технологий на основе грамоты, усиливающих собственные возможности систем

(создают оптимальные условия для предохранения СФЕ от разрушения)

Поведенческие реакции и их эволюция возможны за счёт последовательного усложнения системных блоков управления путём включения в их состав:

· дистанционных рецепторов и органов движения

(позволяет видеть и оценивать окружающее пространство и перемещаться в нём)

· анализатора-классификатора с "базой знаний" и "базой решений" ограниченного объёма

(позволяет определять ситуацию в пространстве и своё поведение в зависимости от неё)

· анализатора-коррелятора

(позволяет увеличивать объём "базы знаний" и "базы решений" данной конкретной системы на основе собственного опыта путём самообучения)

· абстрактора первого порядка – первая сигнальная система

(позволяет увеличивать объём "базы знаний" и "базы решений" данной конкретной системы на основе опыта других систем путём прямого контакта с ними, используя поведенческие символы)

· абстракторов более высокого (Z-го) порядка – вторая сигнальная система

(развивает технологии, позволяет увеличивать объём "базы знаний" и "базы решений" всех систем на основе суммарного опыта поколений систем путём непрямого контакта между ними, используя знаковые символы)

Эволюция осуществляется путем организации материи в целенаправленные системы и эта организация может быть двух основных типов:

· принудительная и навязанная извне

(для систем минералного, растительного и животного миров и частично для мира человека – эволюция видов)

· самоорганизация

(только для мира человека – эволюция разума, цивилизация)

Список литературы

1. Анохин П.К. - Очерки по теории функциональных систем. - М., 1975;

2. Богданов А.А. [Малиновский]. - Тектология. Всеобщая организационная наука. Кн. 1, 2. - М., 1989;

3. Гайдес М.А. – Общая теория систем. Системы и системный анализ. – Глобус-Пресс, Винница, 2004;

4. Гайдес М.А. – Общая теория систем. Системы и системный анализ. (издание второе исправленное и дополненное) – gts2005.pdf для скачивания по адресу: http://www.xaoc.ru/index.php?option=com_remository&func=fileinfo&filecatid=71, 2005;

5. Дьюдни А., Акулы и рыбы в компьютерной модели // В мире науки 2 1985 г.;

6. Дьюдни А., Исследование генетических алгоритмов // В мире науки 1 1986 г.;

7. Коротков В., Развитие концепции ноосферы на основе парадигмы синергетики, НООСФЕРА И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ, Межвузовская научная программа, 1996;

8. Курдюмов С., Малинецкий Г. Синергетика – теория самоорганизации. http://skyzone.al.ru/tech/synegy.html;

9. Любищев А.А. Редукционизм и развитие морфологии и систематики // Журнал общей биологии, 1977, т.38, №2, с.245-263;

10. Mеерсон Ф.С. – Гиперфункция, гипертрофия, недостаточность сердца. – Медицина, Москва, 1976;

11. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. М.: Эдиториал УРСС, 2000, 240 с.;

12. Силк Дж., Салаи А., Крупномасштабная структура вселенной // В мире науки 12 1983 г.;

13. Уолкер Дж., Восстанавливающиеся фазы // В мире науки 7 1987 г.;

14. Хакен Г., Синергетика, М. Мир, 1980;

15. Хейес Б., Клеточный автомат // В мире науки 5 1984 г.;

16. Эпстэйн И., Кастин К., Кеппер П., Орбан М., Колебательные химические реакции // В мире науки 5 1983 г.;