Смекни!
smekni.com

Эволюция с позиций синергетики и общей теории систем (стр. 5 из 12)

В Мире нет абсолютного хаоса, а есть относительный хаос в наших знаниях, и в нем существует строгий природный порядок, основой которого является закон сохранения. А логической основой закона сохранения является связка слов "если..., то...". По мере познания Мира хаос наших знаний исчезает. В понятие абсолютного хаоса вложено понятие абсолютного беззакония: ничто ни от чего не зависит, во всем полная анархия и невозможно сделать прогноз. Но нам неизвестны такие уголки в природе, где бы строго не соблюдались законы существования систем нашего Мира, везде соблюдается строгий природный порядок. Везде и всегда строго выполняются все законы термодинамики и в основе любых законов нашего Мира лежит его основной закон – закон сохранения. Именно этот закон не допускает никаких случайностей. Если допустить мысль, что существует случайность, то мы должны в той же мере допустить мысль, что существуют чудеса и однозначная логическая связка "если..., то..." становится многозначной – "если..., то..., но может быть иначе"! Где же логика? Или Мир не логичен?

Случайность является относительной и возникает только вследствие наших ограниченных возможностей в познании Мира. Не случайно никому еще не удалось построить настоящий генератор случайных чисел (прошу прощения за тафтологию). Все созданные до сих пор генераторы случайных чисел по существу являются генераторами псевдослучайных чисел, потому что всегда, после многих случайных чисел генератор начинает "повторяться", выдавать ряды чисел, которые уже были.

У нас нет подходящих инструментов, чтобы "разрезать" элементарные частицы, другими словами, мы не можем "резать бумагу ножницами сделанными из этой же бумаги", потому и получаются странности квантовой механики. Если мы не можем одновременно измерить скорость и место частицы в атоме, это "наши проблемы", но не проблемы природы, которая "знает все". Из-за наших ограниченных познавательных возможностей лапласовский детерминизм для нас является чисто теоретическим и умозрительным понятием, но не практическим. Когда мы чего-то не можем измерить, мы обращаемся к статистике и вероятностям, потому что у нас нет других достаточно тонких методов измерений. Их может быть не будет никогда и мы всегда будем вынуждены пользоваться вероятностями, но это не значит, что мы должны заблуждаться и верить в нарушение закона сохранения. И исчезающе малые "флюктуации", которые незаметны сейчас, но приводят к заметным и существенным изменениям в отдаленном будущем, также не должны вводить нас в заблуждение, потому что они исчезающе малые только для наших ограниченных методов измерений, а на самом деле являются обычными, хотя и малыми внешними воздействиями, настолько малыми, что мы не можем их измерить. После достаточно длительных промежутков времени происходит суммация этих "исчезающе малых флюктуаций", они превращается в значимые и существенные и мы уже сможем их измерить. Следовательно, если мы не можем чего-то измерить, это не значит, что этого не существует.

Существование абсолютной случайности предполагает нарушение закона сохранения, а это чревато взрывом во всех областях нашего научного знания, что недопустимо. Нет хаоса, а есть определенный и очень строгий природный порядок, который система преобразует в тот, который ей больше подходит, организуя себя и свое окружение. Поэтому нет самоорганизации материи из хаоса, а есть преобразование одного порядка (природного окружения) в другой (собственно системный) и это преобразование может быть или навязанной организацией или самоорганизацией.

Таким образом, причиной образования более сложных новых систем из более простых является не элементарная "проментальность" или что-то подобное, а наличие свободной энергии для образования связей между простыми системами и способность взаимодействия между простыми системами. А эта способность основана на определенных условиях возникновения таких связей, типа гомореактивности (см. ниже) и пр., которые "вложены" в системы при их создании извне, потому что заданы системам целью-заданием. Другими словами, в системы изначально, в момент их "рождения", вложены уставки (цель-задание) – определенные способности для определенного взаимодействия между собой (возможности действовать строго определенным образом). Атом может образоваться только из набора электронов с протонами, но не из набора протонов с фотонами или даже просто протонов, потому что протоны и электроны созданы такими. И это касается в первую очередь систем минерального мира, потому что в нем нет самоорганизации, а есть принудительная организация, навязанная кем-то или чем-то извне, например, природой или Всевышним (?). В мирах растений, животных и человека организация материи построена иначе, чем в минеральном мире, и это будет рассмотрено ниже.

Поэтому синергетика в том виде, в котором она существует сегодня, полна неточностей, недоработок и противоречий и не может быть отдельной наукой, претендующей на объяснение эволюции Мира, а может быть всего лишь небольшой частью общей теории систем (ОТС), но при условии коренного пересмотра своих основных понятий и положений. Современная синергетика не может ответить на вопросы о механизмах и движущей силе организации материи и вопросы о происхождении эволюции и положительной энтропии остаются открытым. Тем не менее все же попробуем найти ответы на эти вопросы, но прежде всего отметим, что для того, чтобы группа элементов могла целенаправленно взаимодействовать, необходимо выполнение ряда условий.

Во-первых, для того, чтобы возникла система, производящая определенные результаты действия необходимо наличие кого-то или чего-то "заинтересованного" в новом качестве результата действия, кто (или что) определит заданное условие (поставит цель-задание), построит блок управления и задаст ему уставку, потому что любая система имеет цель и эта цель ставится перед ней извне. Цель определяет суть системы, а не наоборот, потому что цель является системообразующим фактором.

Этим "заинтересованным" может быть, например, человек, который строит что-то и ему нужны системы с заданными свойствами. Он может построить тот же гвоздь, или космический корабль для определённых целей.

"Заинтересованным" может быть также случай в паре с естественным отбором, когда путём большого количества случайного перебора могут возникнуть соответствующие комбинации элементов и их взаимодействий, наиболее устойчивые в данных условиях внешней среды. Таким образом, внешняя среда ставит условия, а случай строит системы под эти условия. Здесь мы не рассматриваем условия, в которых осуществляется генерация или дегенерация, и которые связаны с избыточностью или недостатком энергии (с положительной или отрицательной энтропией). Мы также пока не рассматриваем причин случайности. Мы рассматриваем только необходимость и целесообразность создания систем (принцип задания цели извне).

Чем больше сложность системы, тем больше вариантов перебора должно быть, тем больше времени на это требуется, по закону больших чисел. Не зря биологическая эволюция длится многие миллиарды лет.

Но в любом случае любые системы строятся под какие-то определённые цели. Цель – это и есть "заинтересованность". Опять подчеркнем, что пока мы не рассматриваем теософские и прочие причины "заинтересованности" и оставим этот вопрос открытым. Отметим лишь, что в понятии цели есть дуализм: цель как задание и цель как стремление. Цель-задание задаётся любым системам извне, будь то случай, человек, естественный отбор, иной мир или что-либо другое. А система стремится выполнить заданную ей цель, потому что у нее есть цель-стремление. При этом добавим, что в данном случае речь идет о генеральной цели-задания, которую система стремится выполнить (цель-стремление) и которую система делит на подцели (иерархия целей, см. в [4]) и распределяет эти подцели между своими подсистемами в виде целей-заданий, но уже для этих подсистем. Т.е., у любых систем, включая человека, нет свободы воли для выбора своей генеральной цели-задания, потому что она задается извне, но, вероятно, есть свобода воли выбирать подцели (пути или способы) для достижения генеральной цели. Наш выбор, например, пойти в университет, а не начинать грабить в подворотнях, диктуется нам нашим воспитанием, полученным от общества (родителей, улицы и т.д.), т.е., извне. Как бы печально это ни звучало для нас, но, возможно, даже и этой свободы выбора у нас нет и все наши действия уже предопределены целевой направленностью Мира и логикой нашего строения и функционирования (лапласовский детерминизм). Никто не сунет руку в огонь просто потому, что ему так хочется. И если найдется кто-то, кто "назло кондуктору" совершит это нелогичный поступок, спустя некоторое время боль заставит его прекратить это.

Те бифуркации поведения систем, которые часто разбираются в соответствующей литературе, объясняются не случаем, а либо исчезающе малым внешним воздействием, незаметным для нашего восприятия, но заметным для срабатывания системы, либо несовершенством блока управления системы, который не может правильно определить и оценить внешнюю ситуацию, потому что в его "базе знаний" нет ее описания, или он не может принять верного решения, потому что его нет в его "базе решений". Если бы Буриданов осел ждал бы исчезающе малой флюктуации, чтобы выбрать стог сена, он наверняка помер бы с голоду. Биологические системы тем и отличаются от систем минерального мира, что у них другая система симметрии. Почему-то биологическая органическая химия однозначно "предпочла" левое вращение поляризации молекул, исключив тем самым бифуркации на этом уровне без всяких на то "видимых" оснований. В чем же тогда заключается свобода нашей воли, если она вообще есть? В оценке происходящего вокруг нас и в нашем отношении к этому? Вопрос вопросов, на который пока нет ответа.