Смекни!
smekni.com

О концептуальных основах религиозной ситуации (стр. 4 из 4)

Существуют и другие классификации моделей отношений государства и религиозных организаций. Например, А.В.Логинов выделяет «клерикальную», «протекционистскую», «либеральную» и «атеистическую» модели конфессионально-государственных отношений. При этом «клерикальной» модели, существовавшей на территории Российского государства наиболее длительное время (с Х по начало ХХ века) соответствуют три периода: древний, патриарший и синодальный.14

Приемлемая модель государственно-конфессиональных отношений в РФ должна представлять собой систему, базирующуюся на ценностях, безусловно признаваемых и уважаемых всеми цивилизованными государствами.

Этими ценностями являются гарантированные государством свобода совести и свобода вероисповедания, право не только исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, но и свободно выбирать и менять ее, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.15

Однако концепция государственно-конфессиональных отношений лишь частично решает проблему выработки более общей концепции религиозной ситуации и ее государственного менеджмента, поскольку не охватывает всех структурных элементов религиозной ситуации. Поэтому в качестве рабочей гипотезы можно предположить, что адекватной методологической основой государственно-религиозного менеджмента может выступить лишь теория (концепция) религиозной ситуации. Она не отчуждает доктрину государственно- конфессиональных отношений и правовой базы их регулирования, но учитывает и другие элементы религиозной ситуации и технологии государственно- религиозного менеджмента.

Список литературы

1. См.: Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник. М. 1997. С. 424

2. Там же. С.425

3. См.: Яблоков И.Н. Введение в общее религиоведение. М. 2001. С.299

4. Там же. С.13

5.Рагузин В. Роль религиозного фактора в межнациональных отношениях. М. 1998. С.29

6.Главацкая Е.М. Классификация религиозных изменений среди хантов // Обские угры. Тобольск-Омск. 1999. С. 131

7.Лопаткин Р.А. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации. М. 2001. С.3; Лопаткин Р.А. Современная религиозная ситуация в России: социологический анализ // От политики государственного атеизма — к свободе совести: Материалы семинара-совещания (23–26 мая 200 г., г.Москва). М. 2000. С.41

8.Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник М.1997 С.423

9.См.: Алексеев В. Постперестройка: несвободная совесть? М. 1992. С.26.

10. Там же.С.49

11. Там же.С.35

12.Коул Дурам. Свобода религии или убеждений: законы, влияющие на структуризацию религиозных общин. Варшава. 1999. С.6

13. Там же. С.35

14.Логинов А.В. Проблемы разработки современной концепции государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации // Государство и религиозные объединения. Материалы науч.-практ. конф. М. 2002. С.32

15. Конституция РФ. Ст.28