б) Развитие культуры - это прежде всего развитие разума. А поскольку он аналитичен, то этот процесс сопровождается разрушением морали.
Об этом Фрей как бы ничего не знает. Он пишет, что культура, являясь "цензурой", сдерживает проявление инстинктов. Но, во-первых, названные выше факторы имеют несравненно большее значение, чем подавление влечений. А во-вторых, проявление эмоций не способствует укреплению нервной системы, а скорее наоборот. Кроме этого проявление эмоций в общественном месте возбуждает настроение вандализма толпы. Фрейд как психиатр должен хорошо это знать.
То есть развитие культуры Фрейд оценивает с большой ошибкой. Все его учение представляется чисто спекулятивным построением, возведенным на песке, т. е. без какой-либо основы. Оно - плод абсолютной фантазии, не имеющей связи с реальностью. Есть лишь некоторые аналогии, которые убедительными быть не могут. Возражение вызывает прежде всего исходная посылка, которая не подтверждена до сих пор. Причем здесь "эдипов комплекс"? Безусловно либидо имеет важное значение, но оно ограничено репродуктивной функцией. Всякого рода влечения обязательно чем-то обусловлены, имеют материальную основу, детерминированы. В противном случае влечение не может возникнуть. Оно - ничто. Фрейд ограничивается только констатацией. Он говорит лишь о следствии, не пытаясь говорить о причинах, которые он скрывает термином "подсознательное".
Секс (сексуальная жизнь) действительно имеет важное значение. Но иногда автор психоанализа слишком переоценивает это значение и оказывается на грани с пошлостью. Это сыграло большую роль в его популяризации.
Сегодня для того, чтобы быть современным, модным, нужно иметь сексуальный вид. Сегодня быть цивилизованным - это значит быть способным уберечься от ненужной беременности. Такое поведение обусловлено переоценкой ценностей и распространением эгоистических настроений. Но природу обмануть невозможно - она начинает мстить за невыполнение тех обязательств, которые были приняты Адамом и Евой "плодиться и размножаться". В свою очередь природой были гарантированы те удовольствия, которые сопровождают половой акт, и она сегодня отказывается их давать. В связи с этим можно наблюдать, как причина и следствие поменялись местами: снижение половой активности должно приводить к уменьшению рождаемости; но с учетом "мести природы" уместно говорить и об обратной зависимости: снижение рождаемости влечет снижение половой активности. Если люди не хотят "плодиться и размножаться", то природа "гасит либидо". Механизм данного явления не известен, но факт имеет место.
Всякий процесс развития противоречив, и в связи с этим имеет место следующее противоречие: в обществе господствует сексуальная свобода (спариваться можно во всех условиях без каких-либо ограничений), но вместе с этим люди особенно в цивилизованных странах (в Европе и Америке) становятся все менее способными быть активными в сексе. Среди мужчин молодого возраста слабое либидо (импотенция) становится весьма распространенным явлением. Современный мужчина может иметь сексуальный вид, но это может быть только видимостью.
С учетом биологической функции секс без деторождения порочен. Но порок может быть прекрасным, красивым. В этом состоит еще одно противоречие бытия. Подчеркну, что порочным является не секс вообще, а только секс без его главной функции. Согласно определению порок - это изъян, недостаток, дефект, разврат, беспорядочность. И все это может быть прекрасным, красивым и притягательным в некотором смысле. Этим, в частности, обусловлена обольстительность ведьмы и дьявола (если верить средневековым легендам).
Сегодня под властью этого порока оказались прежде всего совсем молодые люди - школьники и студенты. Сегодня они ходят на улице с голыми животами. Причем размер костюмчика подбирается таким образом, чтобы обязательно был виден пупок. Этой моде (стадному чувству) подвластны девушки и молодые женщины. Вряд ли это является признаком ума. Скорее - наоборот. Есть все основания видеть в этом проявление психологии бессознательного, поскольку ничего осознанного в этом нет. Молодые женщины подчеркивают этим наличие у них либидо. А все прочее для них не существенно.
Поведение этих людей подчинено скорее подсознанию, чем сознанию, и, да, согласуется с учением Фрейда. Последнее в основном характеризуется как учение именно о бессознательном, которое представляется как проявление инстинктов, реализуемых в поведении индивидов в форме тех или иных влечений.
В заключение можно сказать следующее. Поскольку поведение человека явно зависит от влечений, то здесь вполне уместно говорить о "философии влечений". Последние играют для человека очень важную роль. И философия здесь конечно же есть, поскольку она есть в любом бытии. Но Фрейд фактически ограничивается лишь констатацией наличия влечений. Он лишь перечисляет влечения, имеющие сексуальную природу, но при этом не видит диалектику, не обнаруживает ее. А поэтому философию он тоже не видит и не чувствует. Поэтому нельзя сказать, что у него вообще есть какая-то философия.
Главные исходные посылки его учения не нашли подтверждения в современной науке. Они, попросту говоря, "взяты из воздуха" и "притянуты за уши". Его учение представляет собой схему, которая ничего не отражает и не соответствует какой-либо реальности.
Подчеркну, что всюду в литературе учение Фрейда называют именно учением, но не теорией. А это, как известно, совершенно разные вещи. Т. е. его учение - это в лучшем случае нечто наукообразное и не более. К науке может иметь отношение только теория.
При этом нельзя не отметить, что благодаря Фрейду, критикуя его, мы кое-что узнали о сексе.
Философ Л. Сэв пишет: "Историческая заслуга Фрейда в том, что он первым, не считаясь с общественным табу и идеологическими предрассудками, занялся научным изучением сексуальности ...".
(Цит. По К. Х. Браун. Критика Фрейдо-Марксизма. 1982, стр. 27)