Смекни!
smekni.com

Человек как проблема онтологической антропологии М.М. Бахтина (методологические аспекты) (стр. 1 из 4)

Денисова Елена Анатольевна

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Краснодар 2007

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования.

Проблема бытия человека в современной философии приобретает новое прочтение. Характерные для современной культуры открытость и доступность информационного пространства приводят к инверсии моральных норм и разрыву между индивидуальным бытием и социальной реальностью, порождая кризис личностной идентификации. Таким образом, в результате произошедших социокультурных изменений в сфере бытия личности возникает необходимость создания новой парадигмы человеческого существования. В то же время, в области философской рефлексии еще в ХХ веке произошел отказ от поиска основ бытия личности и критика привычных антропологических систем, в центре внимания которых находился человек как типизированный субъект теоретического дискурса.

В результате критического исследования возможностей и границ антропологического знания в современной философской мысли происходит разрушение понятийно-методологических основ онтологии личности. В связи с чем в философии назрела необходимость поиска методологических основ новой антропологии, что диктует обращение к философским системам, апеллирующим к бытийственной, онтологической укорененности личности. Таким интеллектуальным и эвристическим потенциалом обладают, безусловно, антропологические концепции русских мыслителей. Одним из создателей онтологизированной философии человека является М.М. Бахтин. Философия М.М. Бахтина является по преимуществу антропологической, все его исследования подчинены решению одной, наиболее важной в рамках его философии проблемы культурного бытия индивида. Вопрос о бытии человека М.М. Бахтин решает с точки зрения свойственной русской философии презумпции социальной укорененности личности, что делает его философскую концепцию уникальной по отношению к западным исследованиям в области антропологической проблематики. В отличие от философских идей других русских мыслителей, М.М. Бахтин создает систему онтологии человека при сохранении акцента на конкретной личности, что предполагает наличие особого понятийно-методологического инструментария. В связи с чем, представляется актуальным исследование методологических аспектов антропологии М.М. Бахтина на предмет применения его идей в качестве методологической основы для философских систем человека в условиях современной культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Универсальность и многогранность творчества М.М. Бахтина позволяет использовать высказанные им идеи в различных областях гуманитарного знания не вдаваясь в подробное изучение всей его философской концепции в целом. Поэтому имя М.М. Бахтина постоянно упоминается представителями различных гуманитарных наук в связи с решением узкоспециальных задач, что затрудняет возможность целостного, углубленного изучения философской системы мыслителя. Следует отметить специализированный характер большинства аналитических работ, посвященных творчеству М.М. Бахтина, в то время как развернутый, систематический анализ его философии предпринимается достаточно редко. Системное описание философских идей М.М. Бахтина было проведено в работах российских ученых Е.А. Волковой, В.Л. Махлина, В.С. Библера, Е.А. Богатыревой, С.Г. Бочарова, Н.К. Бонецкой и иностранных исследователей, таких как Ю. Кристева, К. Кларк, М. Холквист, Г. Морсон и К. Емерсон.

Тематике диссертационного исследования соответствовали работы П.С. Гуревича, К.Г. Исупова, А.К. Васильева, А. Понцо, В.Л. Круткина, Н.К. Бонецкой, Г.Й. Мажейкиса и других авторов, посвященные антропологическим идеям, теории «другого» и концепции «диалога», как основного принципа антропологии М.М. Бахтина. Этическая проблематика и теория поступка М.М. Бахтина освещаются в работах В.Л. Махлина, О.В. Брейкина, В.И. Пронякина, Ю. Давыдова и других. Проблемы гуманитарного познания в творчестве М.М. Бахтина были исследованы в работах Н.К. Бонецкой Р.А. Евтушенко, В.В. Пронякина, Л.И. Новиковой. Немногочисленными являются работы, посвященные философскому осмыслению статуса карнавала и проблемы смерти в учении М.М. Бахтина, данные проблемы рассматриваются лишь в исследованиях С.С. Хоружего О.В. Брейкина Д. Шеппарда Е.А. Богатыревой Б. Гройса.

В большинстве из этих работ акцентируется внимание на конкретных проблемах, что лишает их систематической полноты осмысления антропологической проблематики в философии М.М. Бахтина. Исключением является работа Бонецкой Н.К. «Философская антропология М.М. Бахтина», в которой предпринята попытка систематизации идей М.М. Бахтина в области учения о человеке, но тезисный характер изложения определяет данную работу только как эвристически направленную, но лишенную концептуальной значимости.

В силу специфической направленности диссертационного исследования, методологически значимыми представляются работы, посвященные исследованию творчества М.М. Бахтина в его связи с современной социокультурной ситуацией: А.В. Бузгалина, М. Раца, В.В. Харитонова; а также работы, в которых проводится анализ идей М.М. Бахтина в контексте современной философской мысли В.Л. Махлина, Ю. Кристевой, Л.А. Булавки, А.В. Бузгалина, Т. Кувано, Д. С.-М. Мартинеса, Э. Уолла, С. Петрилли, Т.Л. Готьяновой и др.. Следует отметить специализированный характер названных исследований, что не позволяет составить целостный взгляд на проблему релевантности антропологии М.М. Бахтина в условиях современной культуры.

На основании анализа работ, посвященных творчеству М.М. Бахтина, можно прийти к выводу что в современной антропологической мысли не было предпринято комплексного исследования антропологических взглядов М.М. Бахтина, с учетом взаимосвязи в его философии учения о человеке с идеями диалога, карнавала, полифонии, контекста, эстетическими и лингвистическими теориями, а исследования актуальности идей М.М. Бахтина для современной философской мысли не имели систематического характера.

Объект исследования – философское наследие (комплекс антропологических идей и взглядов) М.М. Бахтина.

Предмет исследования – методологические принципы учения о человеке М.М. Бахтина в контексте современных философско-мировоззренческих идей.

Целью данного исследования является анализ методологических аспектов онтологической антропологии М.М. Бахтина. Данная цель достигается решением ряда задач:

выявление целостной концепции онтологической антропологии М.М. Бахтина;

определение методологических принципов учения о человеке М.М. Бахтина;

раскрытие основных принципов бытия человека в современной культуре;

исследование возможности реализации идей М.М. Бахтина в условиях современной культуры;

анализ значения антропологических идей М.М. Бахтина в пространстве современного философского дискурса.

Теоретико-методологические основы исследования определяются целью, задачами и предметом исследования. Методологической базой данного исследования выступает системный подход, который позволяет провести максимально полный анализ антропологических идей М.М. Бахтина с учетом их социокультурного контекста и теоретико-методологических предпосылок, что предполагает использование в ходе исследования таких методов, как:

- метод герменевтической реконструкции, который представляет собой процесс воспроизведения смысла, его применение обуславливает выявление в работах М.М. Бахтина антропологических идей в силу отсутствия в его философии систематически изложенного учения о человеке;

- диалектический метод, понимаемый в рамках данного исследования как метод восхождения от абстрактного к конкретному, позволяющий систематизировать антропологические проблемы, постулированные в философии М.М. Бахтина и воссоздать целостную концепцию человека в его философии;

- аксиологический метод, который предполагает наличие определенной ценностной значимости конкретных моментов философского дискурса, позволил выявить и обосновать место человека в творчестве М.М. Бахтина;

- сравнительно-исторический метод применяется в диссертационном исследовании в его современном варианте компаративистского подхода, как синтез результатов синхронного и диахронного анализа, необходимый в данной работе при изучении социокультурного и философского контекста антропологических взглядов М.М. Бахтина и позволяющий определить отличительные черты учения о человеке М.М. Бахтина от сходных по методологии и категориальному аппарату антропологических концепций других мыслителей;

- структурно-функциональный метод, под которым понимается исследование функциональных отношений в пределах системы, применяемый в данной работе с целью выявления функционального содержания антропологических категорий М.М. Бахтина и возможности их реализации в современной культурной ситуации.

Теоретической базой исследования являются основные работы М.М. Бахтина, его критиков и оппонентов (Е. Волковой, В. Махлина, Т. Щитцовой, Б. Гройса и др.); работы виднейших западных мыслителей (И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Ф. Ницше, С. Кьеркегора) и современных М.М. Бахтину западных исследователей (Г. Зиммеля, М. Бубера, М. Хайдеггера, К. Леви-Стросса и др.); исследования российских и зарубежных мыслителей, посвященные современной культуре и философии.

Так называемые «спорные тексты», опубликованных под именами Н.В. Волошинова, И.И. Канаева и П.Н. Медведева учитывались в исследовании, как работы М.М. Бахтина[1].

Положения, выносимые на защиту:

1. Для философии М.М. Бахтина центральной антропологической категорией является категория бытия-события. Бытийственная укорененность личности выражается в его философии посредством принципов диалога и карнавализации.

2. Специфика теоретических построений М.М. Бахтина в области этики заключается в онтологизации поступка. Теория М.М. Бахтина об онтологической укорененности личности преодолевает крайности этического универсализма и концепций ситуативного персонализма, в силу чего является наиболее вероятным способом реализации нравственности в современном мире.