Смекни!
smekni.com

Шизофреногенность социального разума (стр. 1 из 2)

Б. Виногродский

Разум подразумевает нормальность. Нормальность - это соответствие концепций и способов делать заключения о реальности в соответствии с закономерностями существования этой реальности.

Личностный или индивидуальный разум представлен системой концепций обо мне, как отдельной единице бытия, но как только я начинаю составлять суждения о бытии, как социальной реальности, оказывается, что существует множество несуразностей, не позволяющих нормальное планирование бытия в социальной среде. То есть я могу прогнозировать свои физические перемещения на двух ногах как индивида, но если мне хочется двинуться на большие расстояния, что подразумевает пользование продуктами деятельности других личностей, то тут же возникает потенциальная опасность столкнуться с проблемами.

Шизофрения - это болезнь социального разума, которая проявляется в отдельной личности, как неспособность установления адекватного контакта с социальной реальностью, окружающей этого индивида. Реальность окружает индивида, в основном, в среде его представлений.

В результате изучения китайской традиции, собственного проживания тела ощущений жизни в условиях социальной среды с повышенной опасностью и чтения различных книжек, в которых выражались взгляды на то, как это устроено, я пришел к системе описания, позволяющей более осознанно производить действия саморазвития в этой реальность, дабы полнее осуществить заложенный в меня чем-то потенциал этой самой самореализации.

Наблюдения социума в контексте сравнения с другими схемами общественного устройства обусловили необходимость введения нескольких концепций, которые я изложу ниже. Часть этих концепций соотносятся с системой целостного описания мира, доступной мне из китайской традиции, другие завязаны на современную научно-техническую парадигму.

Во-первых, и, конечно же, не первым, я ввожу понятие элементарной единицы ощущения, которая составляет основной материал накопления опыта и знаний, позволяя описывать реальность с тем, чтобы давать достоверные прогнозы развития этих ощущений. Элементарная единица ощущения - это тот импульс ощущения, который ты можешь уловить в любой данный момент времени, как только соберешься ощутить что-то, то есть жизнь.

Еще важно допустить наличие общего поля разума, которое пронизывает все бытие во всех его проявлениях. Я называю это поле в зависимости от контекста коммуникации и в связи с целями, которые я преследую в любом данном эпизоде общения, полем сообщения, общим семантическим полем, телепатическим полем, общим полем и т.д. Это поле в произвольном наложении или совмещении с различными объектами сознания может проявляться в разных формах и нести различные названия. В частности при приложении к социальной реальности я называю это поле или полем общего разума или социальным разумом.

Еще одно понятие определяется как динамическое пространство сознания ощутимого мира. Оно необходимо для создания целостной системы описания отраженной реальности, которая только в таком виде проявляется в процессе индивидуального проживания жизни.

В структуре динамического пространства сознания ощутимого мира элементарная единица ощущения находится в отношениях фрактального равенства (является количественным фракталом относительно) с элементарной единицей времени. То есть любое ощущение обязательно протекает во времени и переходит в другое ощущение. Процесс смены ощущений является непрерывным движением в пространстве сознания ощутимого мира.

Единицы времени являются основными единицами реальности. Реальность - это и есть время. Реальность времени проявляется в деятельности ума, в том, как он устроен и действует, создавая системы описания этого мира, который является, по сути, структурой динамического пространства сознания ощутимого мира.

Существуют культуры целостные, этнические, которые регулируют процесс существования личности во вселенной, то есть в целостной совокупности времени и пространства, и существуют культуры социально-государственные, которые регулируют процесс существования индивида в социальной реальности. Чем ближе и полнее совпадение этих культур, тем здоровее поле разума данного тела культуры, в котором обитает конкретная личность.

Нам выпало жить в теле культуры, которое трудно назвать здоровым, потому что в нем нет целостности соединения системы идей и поведенческих стереотипов, предлагаемых ее обитателям в качестве способов реагирования на явления внешней среды. Основные проблемы возникают как раз в области выбора правильных реакций на среду социальную, которая в свою очередь предлагает очень много бессмыслицы, именно потому, что нарушены пути сообщения между разными ее составляющими. А нарушение это происходит в связи с отсутствием соответствующих идей. Понятия и идеи должны объяснять и давать разумное основание для мотивирования себя на те или иные цели в тех или иных контекстах.

Это отсутствие или нарушение механизмов коммуникации я и называю "шизофреногенностью социального разума". Это нарушение существует как в структурах сознания отдельных индивидов, так и в социальных системах.

С подобным нарушением связаны определенные концепции, существующие в обществе. Эти концепции составляют основы современной технологической реальности, создавая основные контексты бытия и формируя дальнейшие системы представлений. Пример такой концепции - это идея пространственной бесконечности Вселенной или физическое описание температуры Солнца, или факт постепенного остывания Солнца. Каждый ребенок должен сделать значительные усилия над собой, чтобы уложить подобные факты в целостную картину мира, которая к тому же отсутствует на уровне мифо-концептуальной системы.

Мир по существу не описан, а то, что предлагается в качестве набора строительных материалов для создания систем описания не сопровождается принципами построения. А подобная система описания обязательно должна иметь и описанные принципы создания этой системы. Современный человек, сталкиваясь с необходимостью создания подобной системы, начинает искать ее следы и находит только разрозненные остатки, с помощью которых он не сможет воссоздать тело культуры. Следовательно, он не способен постичь строение этого тела и, таким образом, он лишается возможности выйти за пределы этого тела. Хотя через выход за переделы он именно и получает энергию, необходимую для развития видения.

В качестве частных проявлений шизофреногенности общего поля можно привести разного рода обычные реакции, которые проявляются в нашей стране людьми, выражающими отношение к возможности изменений этой реальности в лучшую сторону. Большинство людей не осознает наличие законов, позволяющих понять и описать эти проявления, с тем, чтобы запустить процессы по устойчивой траектории восстановления целостности разрушенного пространства коммуникативных связей. Это происходит потому, что пространство нарушенных коммуникативных связей - это часть нашей структуры личности, именно таким образом она реагирует на попытки восстановления этого пространства в метасистеме.

Еще один произвольный пример подобного нарушения функций общего разума заключается в выпадении огромного куска реальности родового времени, то есть невозможность связать себя ощутимо с конкретными персонажами или местами.

Если говорить предметно, то в прошлом по большей части нет ничего у большинства моих соотечественников, но при этом критерии таковы, что никто не говорит о данном явлении как о патологии. Конечно, умом можно представить, как себя ощущали наши предки в каком-нибудь восьмом веке нашей эры, но вот целостно почувствовать кого-то, точно зная систему идей, идеалов, ценностей - об этом нет и речи. Опять же можно говорить, что это нам и не нужно. Но в действительности это необходимо.

Если речь идет о китайской культуре, то большинство персонажей, включая Конфуция или Вэнь Вана, могут быть поняты с точки зрения их идеалов. На них ссылаются как на персонажей реальных и понятных, на этих людей равняются, берут их за образцы. Существуют точные даты жизни, рождения смерти. Есть могилы, есть потомки (по крайней мере, в случае Конфуция это так). И это нормально. Так должно быть.

Если не представлять себе возможность восстановления памяти, то не о чем и говорить. То есть, существует подспудное ощущение, что здоровье восстановить невозможно, и, следовательно, невозможно представить, что эту информацию не нужно получать посредством принятия на веру измышлений того или иного такого же, как и все мы не очень здорового представителя нездорового тела. Если продолжить аналогии с телом, то восстановление здоровья должно привести к регенерации многих функций и, в первую очередь, должно происходить восстановление ясности сознания, в результате чего должно стать понятно, что и как делать дальше.

Хочу высказать не очень очевидную мысль. В действительности, менять можно только прошлое. Что это значит? Это значит, что в личностном опыте переосмысление тех или иных событий позволяет изменить тип поведения по отношению к происходящему, в результате чего меняется и событийная реальность. Смею допустить, что событийная реальность вообще меняется только таким способом.

Мое изучение китайской культуры показывает, что ощущение времени и способность непосредственной связи с предметами и явлениям, отстающими неизмеримо дальше по временной шкале, в Китае является очень сильным. Это указывает на потенциальную глубину фокуса и возможность восстановления или постоянного обновления целостности видения каждой отдельной личности.

Мы же сталкиваемся с невозможностью опереться на устойчивое основание. История должна быть переосмыслена, не для того чтобы узнать новые исторические факты, подтверждающие те или иные концепции отдельных исследователей. Важно создать новые подходы, исходя из необходимости наведения порядка в структуре осмысления происходящего не только в актуальном социальном пространстве, но и в длинных волнах сверхличностного ощущения процессов проживания жизни за переделы индивидуальной границы существования.