МакКлелланд (1961) нашел подтверждение этой гипотезы, затрагивая уровни п Достижения успеха, он использовал климатические условия в качестве индекса уровня вызова. Используя данные о дописьменных племенах, он показал, что те общества, где уровень п Достижения успеха в народных сказках был высок, в отличие от обществ с низким уровнем п Достижения успеха, чаще жили в местах, где средняя годовая температура колебалась в пределах 40 –60 градусов по Фаренгейту, где средняя дневная и месячная температура колебалась на 15 и более градусов, где средний годовой уровень осадков был меньше 60, и где почва обычно была неплодородной. Эти данные могут означать, что разумный вызов со стороны окружающей среды может вызывать подъем п Достижения успеха, но также могут означать, что группы с высокой п Достижения успеха нарочно ищут подобную окружающую среду.
Многие исследования отмечают важность вызова в обществе как источника мотивации достижения успеха или как необходимой составляющей, если он влияет на предпринимательское поведение. Свонсон (1967) показал вполне убедительно, что Протестанты взяли под контроль Реформацию в тех европейских странах, где центральное правительство либо было ограничено, либо было более демократично. Режимы с более централизованной властью оставались католическими. Когда власть разделялась между представителями разных групп, общество скорее попадало под контроль Протестантов. Если мотивация достижения успеха развивалась в этих протестантских центрах, как утверждает МакКлелланд (1961/1976), то Свонсон рассматривает это скорее как ответ на лучшие экономические возможности, предлагаемые правительством, при которых больше людей имеют шанс продвинуться в жизни. Еще не произведены критические исследования, которые показывают, происходят ли изменения в уровнях п Достижения успеха до, во время или после изменений в правительственной структуре.
Но, конечно, открытые, соревнующиеся структуры чаще ассоциируются с высокими уровнями достижения успеха. Например племя Ибо в Нигери, как уже отмечалось, имеет высокий уровень п Достижения успеха. ЛеВайн, который изучал их, считал, что у них развился высокий уровень п Достижения успеха из-за их общественной системы - титулованного общества: «Это состояло в наиболее развитых упорядоченных титулах, вступление в которые было возможно при условии принятия их главами титулов, уплаты взноса и проведения пира для членов общества. Членство было открыто для всех свободно рожденных, но взносы и пиры значительно ограничивали обладание титула в пользу богатых. Это проявлялось сильнее с продвижением к высшим титулам» (ЛеВайн, 1966). Таким образом, мужчина племени Ибо мог получить титул своими усилиями и при накоплении богатства. Зная это, родители чаще обучали своих сыновей достижению успеха и уверенности в себе, чтобы развить высокий уровень достижения успеха, который свойственен племени Ибо.
Напротив, ЛеВайн заметил, что жители племени Хауса получали положение, примкнув к важному лидеру, который вознаграждал их за послушание, верность и службу из ресурсов, которые контролировал. Низкий уровень п Достижения успеха племени Хауса неудивителен, так как послушание и верность вознаграждались больше, чем достижение успеха и уверенность в себе. Открытые, конкурирующие структуры, в которых уверенность в себе вознаграждается, как в демократических городах времен Реформации, являются важным источником побуждения для развития мотивации успеха.
Вот еще одно доказательство, подтверждающее это соотношение. В дописьменных обществах, культурах с двусторонним родством уровень п Достижения успеха в народных сказках обычно выше, чем в обществах с другими видами родства (к = .36; N = 37; p < .05). Ключевой аспект системы двустороннего родства с точки зрения ребенка заключается в его видении роли матери и отца в семье как практически одинаковой. У детей больше выбора. Они не привязаны к генеалогии либо по мужской, либо по женской линии. Они не обязаны стать тем, что хотят от них матери или отцы. На индивидуальном уровне авторитарное воспитание, особенно со стороны отца, приводит к низкому уровню п Достижения успеха у сыновей (Розен и Д’Андраде, 1959). (см. Диаграмму 7.13) Для развития высокого уровня п Достижения успеха мальчику необходимо подчеркнуть важность уверенности в себе и возможности ставить свои цели. На общественном уровне эквивалентом является институционализация открытой структуры, которая позволяет людям по-разному возвышаться, уравновешивает институциональные власти или, по крайней мере, не ограничивает личность традиционно одобренным поведением.
Источники коллективного интереса к власти.
Таблица 11.10 суммирует те немногие данные, которые мы имеем о социальных характеристиках, связанных с высокими уровнями п Власти, которые получены либо из межнациональных образцов народных сказок, либо из межнациональных образцов историй из детских учебников. Результаты имеют здравый смысл и умещаются в то количество знаний, которое имеется о происхождении индивидуального мотива власти. Требование личностной уверенности в себе побуждает развитие высокой п Власти, например, при желании согреться или на охоте, по сравнению с земледелием, которое часто опирается на совместные усилия. Шлала социально-экономической простоты в данной таблице является фактором, дающим большую нагрузку таким переменным, как сильная зависимость от охоты, низкий уровень юридической иерархии, нестойкость расселения, небольшой размер местных общин. Другими словами, в таких обществах люди предоставлены сами себе без опоры на большую поддерживающую сеть. Модель прямого наследия отрицательно воздействует на коллективную п Власти, возможно, потому, что такие общества строят поддерживающую сеть на родословной, и личности не должны иметь уверенность в себе. Такой образец корреляции соответствует данным, представленным в Главе 8, которые показывают, что родительское разрешение, проявлять уверенность в себе в сексе и агрессии, связано с высокой п Власти.
Единственные две переменные, которые связывались с коллективными уровнями п Власти были: увеличение использования электрической энергии (положительно) и членство в профсоюзах (отрицательно). Обе могут считаться последовательными, так как быстрый рост потребления электроэнергии означает, что человек имеет больше возможностей для производства продукции или для подключения таких приспособлений, как радио, ламп, утюгов или миксеров. Технология дает людям больше власти и поощряет их уверенность в себе при их использовании, что повышает уровни п Власти. С другой стороны, членство в профсоюзах способствует солидарности рабочих, что означает, что они получат поддержку независимо от личной уверенности. Для продвинутого технологического мира это сходно с системой родословных в дописьменных обществах. Обе преуменьшают роль личностной уверенности в себе и, фактически, прижимают личности, и те стремятся к низкому уровню п Власти. В лучшем случае, такие данные предположительны, они требуют дальнейшего исследования.
Таблица 11.10.Корреляция социальных характеристик и высокой п Власти (по МакКлелланду, Дэвису, Калину и Ваннеру,1972; Саусвуду, 1969) | |
Социальные характеристики | Корреляция с высокой п Власти |
Межкультурные образцы (п Власти из народных сказок): N = 36 | |
Холодный климат | . 47*** |
Процентная зависимость от охоты | . 27* |
Процентная зависимость от сельского хозяйства | - .27* |
Шкала социально-экономической простоты | . 41*** |
Потомство по прямой линии | - . 44*** |
Межкультурные образцы (п Власти из детских учебников около 1950)N= 38 - 40 | |
Увеличение использования электроэнергии(1937-1954) | . 34** |
Процент членства в профсоюзах (1966) | - . 38** |
по МакКлелланду, Дэвису, Калину и Ваннеру,1972 по Саусвуду, 1969*p< .10**p< . 05***p< . 01 |
Был определен другой фактор, связанный с высокими уровнями п Власти (МакКлелланд, 1976). Главный вызов индивидуальной уверенности в себе – безработица, особенно для мужчин, пока женщины не стали мощной рабочей силой. В истории Соединенных Штатов высокий уровень безработицы регулярно сопровождался высокими показателями п Власти и п Принадлежности, как показывает Таблица 11.11. Эта таблица оценивает возможности занятости с 1820 по 1884 как хорошие или плохие в зависимости от большего или меньшего наплыва иммигрантов, по сравнению со средним на 100 лет. Таким образом, оценка возможностей занятости базируется на реальных данных о безработице. Уровни п Власти и п Принадлежности показаны на Диаграмме 11.9.
Практически во всех случаях худшие возможности занятости ассоциируются с более высоким уровнем п Власти, а лучшие возможности занятости ассоциируются с более низким уровнем п Власти в том десятилетии. Разница очень значительная. Некоторые данные из национальных исследований уровней мотивации в США подтверждают и формируют данный вывод (Веров, Аткинсон, Фельд и Гурин, 1960; Веров, Депнер, Кулка и Доуван, 1980). В 1976 59% чернокожего мужского населения имели высокий уровень п Власти, по сравнению с 48% белых; разница может быть приписана к факту большей безработицы среди чернокожего населения. Однако сравнительной разницы не наблюдалось в примере для 1957 года. Предположительно, что повышению уровня п Власти у чернокожих мужчин способствовала совокупность идеологического и структурного факторов. В 1957, до подъема самосознания чернокожих, безработица еще не значила для них столько, сколько в 1976, когда они поняли всю несправедливость. Это служит напоминанием, что такие факторы окружающей среды, как безработица обретают смысл в идеологических факторах, которые присутствуют и сейчас.