Смекни!
smekni.com

Философия. Проблемно – тематический курс (стр. 11 из 11)

знаний о природе, обществе. Научное освоение включает в себя

ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом,

с разделением и кооперацией научного труда; научные учрежде-

ния, экспериментальное и научное оборудование; методы науч-

но-исследовательской работы, а также всю сумму научных зна-

ний, выступающих в качестве предпосылки, средства, либо ре-

зультата научного производства.

2. Философское освоение мира связано с познанием мира с

помощью изучения систем взглядов по разным вопросам, по наи-

более общими проблемами бытия и познания и, прежде всего, по


- 36 -

вопросу об отношении мышления к бытию, духа к природе, сос-

тавляющему ее основной вопрос.

3. Искусство осваивает мир с помощью художественных обра-

зов. Искусство - одно из важнейших способов эстетического ос-

воения мира.

4. Освоение мира по средствам морали осуществляется через

сознание. Мораль - специальный институт, выполняющий функцию

регулирования поведения людей во всех без исключения областях

общественной жизни. Мораль осуществляется через общественные

требования.

5. Религиозное освоение мира связано с верой людей в бо-

жественные силы, с религиозными культами, праздниками.

25. Глобальные проблемы современности.

Ныне, на рубеже двух столетий, человечество вплотную

столкнулось с острейшими проблемами современности, угрожающи-

ми самому существованию цивилизации и даже самой жизни на

планете. Сам термин "глобальный" ведем свое происхождение от

латинского слова "глобус", то есть Земля, земной шар, и с

конца 60-х годов ХХ столетия получил широкое распространение

для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетар-

ных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в

целом.

Глобальные проблемы нашей эпохи - закономерное следствие

всей современной глобальной ситуации, сложившейся на земном

шаре в последней трети ХХ века. Для правильного понимания

происхождения, сущности и возможности их решения необходимо

необходимо видеть в них результат предшествовавшего всемир-

но-исторического процесса во всей его объективной противоре-

чивости. Будучи результатом (а не просто суммой) предшество-

вавшего общественного развития человечества, глобальные проб-

лемы выступают как специфическое порождение именно современ-

ной эпохи, как следствие крайне обострившейся неравномерности

социально-экономического, политического, научно-технического,

демографического, экологического и культурного развития в ус-

ловиях совершенно новой, своеобразной исторической ситуации.

Глобальные проблемы современности порождены в конечном

счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой

цивилизации, когда технологическое могущество человечества

неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной ор-

ганизации, политическое мышление явно отстало от политической

деятельности, а побудительные мотивы деятельности преобладаю-

щей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от

социального, экологического и демографического императивов

эпохи.

Историческое своеобразие и социальная уникальность гло-

бальной ситуации, сложившейся на рубеже двух тысячелетий,


- 37 -

властно требует от человечества нового нового политического

мышления, высокой моральной ответственности и беспрецедентных

практических действий как во внутренней политики отдельных

стран, так и в международных отношениях, как во взаимодейс-

твии общества с природой, так и во взаимоотношениях между

самими людьми. Современная глобальная ситуация сплела все

противоречия нашей эпохи в единый, нерасторжимый "тугой

узел", развязать который в состоянии лишь социальное и духов-

ное обновление человеческого общества, новое мышление в сое-

динении с новой практической деятельностью.

Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг

с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение

их практически невозможно. Так, обеспечение дальнейшего эко-

номического развития человечества природными ресурсами заве-

домо предполагает предотвращение нарастающего загрязнения ок-

ружающей среды, иначе это уже в обозримом будущем приведет к

экологической катастрофе в планетарных масштабах. Именно поэ-

тому обе эти глобальные проблемы справедливо называют эколо-

гическими и даже с определенным основанием рассматривают как

две стороны единой экологической проблемы.

Глобальные проблемы цивилизации требуют для своего разре-

шения самой широкой коалиции всех социальных сил и обществен-

ных движений, заинтересованных в социальном прогрессе, и од-

новременно создают объективные условия и субъективные пред-

посылки для их сотрудничества. Диалектика социального прог-

ресса в современную эпоху проявляется в том, что борьба за

решение социальных проблем не отдаляет, приближает социальное

обновление общества.


- 38 -

И С П О Л Ь З О В А Н Н А Я Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Введение в философию. Ч. 1,2 М., 1990 г.

2. Мир философии: книга для чтения. Ч. 1,2 М., 1991 г.

3. Философская энциклопедия. т 1-5. М., 1993 г.

4. Руткевич М.Н. Диалектический материализм. М., 1973 г.

5. Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988 г.

6. Опарин А.И. Жизнь, ее природа, происхождение и разви-

тие. М., 1968 г.

7. Спиркин А.Г. Сознание и сомосознание. М., 1972 г.

8. Жизнь и смерть: загадки и противоречия. М., 1990 г.

9. Бутенко А.П. Общественный прогресс и его критерии. М.,

1980 г.

10. Марксистско-ленинская этика. М., 1973 г.

11. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1981 г.

12. Раушенбах Б. Религия и нравственность. // Знамя, 1991

г. N 1

13. Марксистская этика. М., 1980 г.

14. Гудожник Г.С., Елисеева В.С. Глобальные проблемы в ис-

тории человечества. М., 1989 г.