Смысл основного вопроса философии заключается в признании
двух фундаментальных типов реальности - объективной, матери-
альной и субъективной, идеальной, их которых одна предшеству-
ет другой и порождает ее. Материя предшествует сознанию, или,
наоборот, сознание предшествует материи ? А может быть, они
существуют как равноправные субстанции ?
Материализм отвергает все антинаучные трактовки происхож-
дения и сущности мира. За исходное он берет мир, существующий
объективно, независимо от сознания человека и человечества.
- 4 -
Объяснение мира из него самого - таков мировоззренческий и
методологический принципы материализма. Идеализм стоит на
противоположной позиции, считая, что развитие мира определя-
ется духовным началом. Существовали в истории философии и та-
кие философы, которые признавали равноценность, равноправие
обоих начал - материального и духовного. Их называли дуалис-
тами.
Другой стороной основного вопроса философии является не
менее принципиальный вопрос о познаваемости мира. Может ли
человек постичь объективные законы мира или мир не познаваем ?
Те, кто считает, что мир принципиально непознаваем, называют-
ся агностиками. Наиболее ярким примером агностицизма является
религиозная философия, отрицающая познаваемость мира, дабы
утвердить примат веры над разумом.
Почему же вопрос от отношении мышления к бытию является
основным? Потому что от сути его решения берут свое начало
не только все иные проблемы собственно философии, но и обще-
теоретические, мировоззренческие вопросы любых других наук,
пытающихся проникнуть в существо мироздания, жизни.
Основной вопрос философии - это не просто вопрос об отно-
шении мышления к бытию вообще, но и более конкретно: вопрос
об отношении общественного сознания к общественному бытию.
Его материалистическое понимание применительно к обществу вы-
ражается емко и просто: общественное бытие в конечном счете
определяет общественное сознание, которое будучи производно,
в свою очередь, оказывает активное обратное воздействие на
это бытие.
Идеализм же в этом вопросе занимает прямо противоположную
позицию, различаясь лишь трактовкой природы движущей силы -
то ли его является бог, то ли объективный мировой дух, то ли
идеи исторических личностей.
4. Проблема пространства и времени.
Для обыденно-житейских представлений пространство и время
нечто привычное, известное и даже в какой-то мере очевидное.
Но если задуматься над тем, что же все-таки пространство и
время, то возникают сложные вопросы, напряженно обсуждавшиеся
в истории философии и естествознания. В настоящее время нель-
зя решить их без опоры на достижения современной науки.
Каждый объект характеризуется своеобразной "упаковкой"
входящих в него элементов, их расположенностью относительно
друг друга, и это делает любые объекты протяженными. Кроме
того, каждый объект занимает какое-то место среди других объ-
ектов, граничит с ними.
Все эти предельно общие свойства, выражающие структурную
организацию материального мира, - свойства объектов быть про-
тяженными, занимать место среди других, граничить с другими
- 5 -
объектами, - выступает как наиболее общие характеристики
пространства. Если их абстрагировать из действительности, от-
делить от самих материальных объектов, то мы получим предс-
тавление о пространстве как таковом. К универсальным свойс-
твам пространства можно отнести протяженность, единство пре-
рывности и непрерывности.
Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, посколь-
ку сама материя дифференцирована, структурированна. Если бы
мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на
предметы, а эти предметы в свою очередь не членились на эле-
менты, связанные между собой, то понятие пространства не име-
ло бы смысла.
Материальный мир состоит не только из структурно расчле-
ненных объектов. Эти объекты находятся в движении и развитии,
они представляют собой процессы, которые развертываются по
определенным этапам, стадиям. Одна стадия по сравнению с дру-
гой может поступать быстрее или позже. Такие особенности про-
цессов характеризуются понятием длительности. Сравнение раз-
личных длительностей может стать основой для количественных
мер, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и
темп. Если эти характеристики абстрагировать от самих процес-
сов и рассмотреть отношение длительностей как некоторые са-
мостоятельные признаки процессов, то мы получаем представле-
ние о времени как таковом. Всеобщие свойства времени - дли-
тельность, неповторимость необратимость.
Представление о времени и понятие времени имеет смысл
лишь постольку, поскольку мир находится в состоянии движения
и развития; если бы материя была вне движения, понятие времени
не имело бы смысла.
Категории пространства и времени выступают как предельно
общие абстракции, в которых схватывается структурная органи-
зованность и изменчивость бытия. Пространство и время - это
формы бытия материи, и только в абстракции мы можем отделить
их от материального мира.
В истории философии существовали различные концепции
пространства и времени. Их можно разбить на два больших клас-
са: субстанциальные и реляционные. Субстанциальная концепция
рассматривает пространство и время как особые сущности, кото-
рые существуют сами по себе, независимо от материальных объ-
ектов. Они как бы арена, на которой находятся объекты и про-
ходят различные процессы. Подобную точку зрения отстаивал,
например, И. Ньютон. Встречалась она также в древней филосо-
фии, например, представление древнегреческих философов-анато-
мистов (Демокрит, Эпикура) о пустоте неявно предполагало кон-
цепцию субстанциальности.
Точка зрения на субстанциальный характер пространства мо-
жет разделяться как материалистами, так и идеалистами. Это
зависит от того, как решается вопрос об объективности прост-
- 6 -
ранства. Если оно понимается как объективно существующая ре-
альность, то это точка зрения материализма. Например, метафи-
зические материалисты XVII - XVIII столетий понимали прост-
ранство как объективно существующую независимо от человека и
его сознания субстанцию, которая не зависит от материи. Идеа-
листы тоже могут представлять пространство как особую субс-
танцию, но порожденную сознанием, как своеобразное состояние
субстанции духа, его модификацию.
В противовес субстанциальному подходу в истории философии
развивалась реляционная концепция пространства и времени. Од-
ним из наиболее ярких представителей ее был Г.В.Лейбниц, по-
лемизировавший с Ньютоном по вопросам о сущности пространства
и времени. Лейбниц настаивал на том, что пространство и время
- это особые отношения между объектами и процессами и вне их
не существуют. Реляционная концепция тоже может быть как ма-
териалистической, так и идеалистической. Лейбниц эту концеп-
цию развивал с позиции идеализма. С позиций материалистичес-
кой реляционной концепции подходит к рассмотрению пространс-
тва и времени диалектический материализм. Он считает их объ-
ективными, независящими от человека и человечества формами
бытия материи, но при этом подчеркивает их неразрывную связь
с самой материей и ее движением.
Достижения современной науки свидетельствуют о предпочти-
тельности реляционного материалистического подхода к понима-
нию пространства и времени. В этом плане в первую очередь на-
до выделить достижения физики ХХ века. Специальная теория от-
носительности, построение которой было завершено А.Эйнштейном
в 1905 году, доказала, что в реальном физическом мире прост-
ранственные и временные интервалы меняются при переходе из
одной системы отсчета к другой. Старая физика считала, что
если системы отсчета движутся равномерно и прямолинейно отно-
сительно друг друга ( инерциальное движение ), то пространс-
твенные интервалы ( расстояние между двумя близлежащими точ-
ками ), и временные интервалы ( длительность между двумя со-
бытиями ) не меняются.
Теория относительности эти представления опровергла, вер-
нее, показала их ограниченную применяемость. Оказалось, что
когда речь идет о движениях со скоростями, близким к скорос-
тям света, то изменение пространственных и временных интерва-
лов становится заметным. При увеличении относительной скорос-
ти движения системы отсчета пространственные интервалы сокра-
щаются, а временные растягиваются.
Теория относительности обнаружила еще одну существенную
сторону пространственно- временных отношений материального
мира. Она выявила глубокую связь между пространством и време-
нем, показав, что в природе существует единое пространс-
тво-время, а отдельно пространство и отдельно время выступают
как его своеобразные проекции.
- 7 -
Для описания и понимания мира необходима их совместность,
что легко установить, анализирую даже ситуации повседневной
жизни. В самом деле, чтобы описать какое-либо событие, недос-
таточно определить только место, где оно происходило, важно
еще указать время, когда оно происходило. Специальная теория
относительности раскрыла внутреннюю связь между собой прост-
ранства и времени как форм бытия материи.
Философские выводы из специальной теории относительности
свидетельствуют в пользу материалистического реляционного
рассмотрения пространства и времени: хотя пространство и вре-